Разделы

Рынок ПО: Мы говорим веб-сервисы, подразумеваем CRM-системы?

Павел Серавимович

Область применения веб-сервисов значительно шире, чем систем управления взаимоотношениями с клиентами (Custom Relationship Management, CRM-систем). Тем не менее, примеры использования веб-сервисов, как правило, демонстрируют выполнение функций, характерных для CRM-систем. В последнее время стала заметной тенденция встречного движения веб-сервисов и CRM-систем. Если первые становятся все более ориентированными на бизнес, то вторые все активнее интегрируются с интернетом. В прессе появляются исследования, посвященные этим процессам. На прошлой неделе также произошли интересные события на рынке ПО для встроенных и мобильных устройств: во-первых, прошла конференция JavaOne, посвященная беспроводным устройствам, а во-вторых, Microsoft выпустила Windows XP Embedded.

По оценкам Meta Group, рынок CRM-систем вырастет с $20 млрд. в этом году до $50 млрд. в 2003 году. Этот рост ожидается при том, что, как отмечают эксперты, довольно трудно количественно оценить выгоду от внедрения CRM-систем. Более того, 70% CRM-проектов не оправдывают первоначальных ожиданий. Благоприятные для CRM-рынка прогнозы подтверждаются и исследованиями Aberdeen Group Inc. Эта компания утверждает, что в 2002 году CRM-рынок увеличится на 14.1%, в 2003 году - на 23.9%. При этом доля затрат на приобретение оборудования для CRM-систем из всех CRM-затрат уменьшится с 18.5% в этом году до 16.4% в 2005 году.

Как отмечают эксперты, в последнее время у производителей CRM-систем усилилось стремление к модульной архитектуре своих приложений. Это вызвано тем, что CRM-системы достигли того уровня сложности, когда становится все труднее вносить изменения в существующие приложения. Аналогичный этап в своем развитии прошли компьютеры: в какой-то момент стало трудно интегрировать различные компьютерные подсистемы, что послужило толчком к развитию компьютерной архитектуры и стандартизации различных модулей. Модульность дает возможность производителям CRM-систем отделить друг от друга данные, бизнес-правила, динамику расчетов. Это, в свою очередь, позволит продавцам и пользователям более гибко производить стратегическую настройку CRM-системы. Кроме того, модульность обеспечит двунаправленное взаимодействие между CRM-приложениями вместо иерархической структуры, которая имеет место сейчас. Это даст возможность модулям обмениваться информацией значительно более сложными способами, чем простая транзакция. Также модульная структура CRM-систем даст возможность покупателям выбирать из нескольких предложений CRM-модулей лучшие компоненты.

Также заметна тенденция интегрирования CRM-систем с интернетом. Неделю назад ведущий мировой производитель CRM-систем - фирма Siebel - заявила о выпуске веб-ориентированной версии своих продуктов. Новая версия позволяет пользователям 20 различных отраслей запускать приложения через интернет.

Тем временем Microsoft наращивает усилия по выходу на рынок CRM-систем. Согласно исследованию, проведенному Aberdeen Group Inc., сочетание платформы .NET, веб-сервисов и системы аутентификации Passport должно существенно изменить сегодняшнее представление о CRM-системах. Microsoft будет предлагать бизнес-сервисы в виде модульного пакета, по типу пакета Microsoft Office, который объединил в себе различные приложения: электронную почту, текстовый редактор, средство для презентаций. Подобное комплектование CRM-приложений позволит осуществить поэтапный переход на новую модель ведения бизнеса малым организациям с численностью сотрудников от 10 человек. Такие организации смогут постепенно вводить в использование все новые CRM-приложения и, тем самым, растянуть во времени ресурсозатратный и дорогостоящий процесс. Привлечение к CRM-проектам компаний малого бизнеса позволит существенно расширить рынок CRM-систем.

В прессе появились примеры удачного перехода на CRM-системы двух крупных компаний интерактивного телевидения. Компания World Wrestling Federation Entertainment Inc. (WWFE) перешла на CRM-систему от фирмы Escalate. После внедрения CRM-системы количество ежедневных транзакций через несколько месяцев увеличилось на 30-40%. Автору этих строк не удалось понять - шутка ли это, но, как отметил вице-президент WWFE Марк Маккьяруло (Mark Macchiarulo), CRM-система от Escalate имеет уникальные возможности: теперь, например, майка борца может быть внесена в каталог и выставлена на продажу уже через несколько минут после окончания схватки. Также успешным был переход на CRM-систему сайта National Basketball Association.

Вице-президент Aberdeen Group Inc. Кристофер Флэтчер (Christopher Fletcher) приводит пример ведения продаж с использованием веб-сервисов. Потенциальный клиент собирает в интернете информацию о новых автомобилях. Сайты, предлагающие такую информацию, требуют от клиента его реквизиты в системе аутентификации Passport. Затем информация с сайта доводится до местных автомобильных дилеров, и потенциальный клиент может получать предложения о продаже автомобилей, например, по телефону. "Microsoft сегодня переопределяет сами понятия CRM и е-бизнеса", - утверждает Кристофер Флэтчер.

Возросшая сложность CRM-систем означает также, что компании, производящие CRM-системы, должны будут выбрать для разработки какую-либо платформу. И пока платформе .NET от Microsoft видится только один достойный конкурент - Java-платформа от фирмы Sun.

Приверженцы Java-платформы на прошлой неделе проводили конференцию JavaOne в Японии. Конференция была посвящена беспроводным устройствам. Кроме Sun, в конференции участвовали ведущие японские телекоммуникационные компании NTT DoCoMo Inc., J-Phone Inc., KDDI Corp. Из 10 млн. беспроводных Java-устройств в мире 90% находятся в Японии. Особый интерес у участников конференции вызвали вопросы размещения мультимедийных приложений на беспроводных устройствах. Высокоскоростные сети третьего поколения (3G) мобильных устройств, разрабатываемые NTT DoCoMo, позволяют Java-разработчикам перейти от создания приложений для демонстрации котировок акций и гороскопов к доставке на сотовые телефоны музыки и видео. Также Sun представила на конференции новые средства для разработчиков и обновила ряд спецификаций. В частности, улучшен J2ME wireless toolkit, предназначенный для разработки апплетов, загружаемых в мобильные устройства.

Как нейросети трансформируют техобслуживание и ремонт на производстве
Генеративный ИИ

Microsoft на прошлой неделе выпустила встроенную (embedded) версию своей последней операционной системы - Windows XP. Windows XP Embedded является преемницей Windows NT 4.0 Embedded и поддерживает современные мультимедийные и интернет-технологии от Microsoft. Если NT 4.0 Embedded состояла из 300 модульных компонентов, то XP Embedded составляют 10 тыс. компонентов, что позволит производителям различных устройств гибко комплектовать свои устройства необходимым ПО. XP Embedded отличается от операционной системы Windows CE, которая предназначена для мобильных устройств. Рынок для XP Embedded представляют собой сотни миллионов устройств: заправочные колонки, автоматы в казино, современные телевизоры. Сложность функций, выполняемых этими устройствами, возрастает, что связано с их подключением к интернету или локальной сети компании.

Выпустив XP Embedded, Microsoft пропустила один релиз. В явном виде не выпускалась встроенная версия Windows 2000, хотя специализированный вариант этой системы может быть найден в игровой видеоприставке Xbox.

Во второй половине 2002 года Microsoft планирует выпустить Embedded Server, который предназначен для выполнения специализированных функций, например, для трансляции аудио- и видеоинформации в интернете.

Как в России сэкономили сотни миллиардов рублей на финансировании разработок в сфере цифровых технологий
Цифровизация

Также на прошлой неделе Microsoft предприняла неожиданный для многих шаг. Корпорация отказалась участвовать в судебных слушаниях по антимонопольному иску Европейской Комиссии, назначенному на конец декабря. Как заявил представитель Microsoft, корпорация предложила истцу двухсторонние переговоры с тем, чтобы уладить дело полюбовно.

Комплексное исследование рынка CRM-решений в России можно заказать через интернет.

Читатели, заказывающие исследование на сайте CNews.ru, получают скидку 10%. Получить более подробную информацию и заказать исследование можно здесь.