Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Рынок ПО: Современные EIP-решения приходят в Россию

Рынок корпоративных информационных порталов (EIP - enterprise information portal) относительно молод. Серьезная проработка концепции EIP началась фактически год-два назад. Тем не менее, согласно аналитической компании Delphi Group, величина рынка EIP в прошлом году составила $780 млн. По оценке маркетинговой компании Merrill Lynch, объем этого рынка будет ежегодно возрастать на 30% в последующие три года. Современные EIP-решения в России предлагает компании HBS - дистрибьютор Hummingbird Ltd. в России, СНГ и странах Балтии. Интервью CNews.ru с генеральным директором компании HBS Станиславом Макаровым помещено во второй части этого материала. Но сначала немного о самих корпоративных информационных порталах. Что это такое и для чего они нужны? Необходимость в EIP возникает, когда нужно объединить существующие в компании бизнес-системы и предоставить сотрудникам доступ к корпоративным данным и ресурсам, вне зависимости от платформ и месторасположения, через единый дружественный пользователю интерфейс. Такая необходимость может появиться, например, из-за слияний или поглощений, вследствие чего компания использует большое количество различных бизнес-приложений на различных платформах.. При этом надо учитывать, что корпоративная информация носит конфиденциальный характер, и доступ к ней должен быть строго разграничен.

Для выполнения этой задачи и строят EIP, который обеспечивает создание гибкой веб-среды для доступа к структурированным (базы данных) и не структурированным (тексты, изображения) данным, интернету, бизнес-приложениям, включая CRM, биллинговые, банковские, производственные и ERP-системы.

EIP должен обеспечивать также взаимную интеграцию бизнес-приложений компании. Тогда сотрудник компании будет иметь возможность из единого интерфейса сформировать с помощью аналитической системы, например, отчет по продажам по данным из корпоративного хранилища, затем сохранить этот отчет в системе управления документами и отправить его соответствующим подразделениям для согласования и утверждения. Таким образом, пользователь фокусируется на своих бизнес-функциях и может не заботиться о том, с каким именно приложением он работает.

EIP должен упрощать администрирование коллективных проектов в компании. Руководитель проекта определяет структуру проекта, устанавливает сроки и назначает исполнителей. Задачи распределяются и отслеживается ход выполнения. В любой момент можно узнать статус каждого элемента проекта. Текущие версии всех проектных документов постоянно доступны через веб-сайт, пользователю требуется только браузер. Все участники проекта получают автоматические уведомления об изменениях. Обеспечивается защита информации - только уполномоченные сотрудники имеют права просматривать и/или редактировать каждый документ, назначать задачи или изменять статус. Вся переписка и документы шифруются, все системы работают под защитой firewall. Поддерживаются полная история версий изменяемого документа, полный протокол всех действий с документом, включая обсуждение в конференциях.

Вышеописанные задачи предполагают конкретные требования к современному EIP:

  • персонифицированный доступ, т.е. пользователь имеет возможность подстроить интерфейс под свои нужды;
  • ролевая фильтрация контента, т.е. конкретная группа пользователей имеет доступ только к той информации, которая ему необходима;
  • кроссплатформенная интеграция ресурсов (данных и бизнес-приложений);
  • масштабируемость, т.е. время отклика системы не должно меняться скачкообразно при росте количества пользователей;
  • единый логин, т.е. пользователь получает доступ ко всем ресурсам по одному паролю;
  • управление контентом, т.е. пользователь из всего массива информации получает ту, которая наиболее необходима ему в данный момент;
  • безопасность, т.е. обеспечивается защита корпоративной информации;
  • командная работа, т.е. сотрудники, клиенты и поставщики компании могут взаимодействовать в онлайновом режиме.

Современный EIP состоит, как правило, из сервера портала, средств работы со структурированными данными, средств работы с неструктурированными данными, средств кроссплатформенного доступа к данным, различных внешних и внутренних ресурсов и корпоративных приложений, поддерживающих бизнес-процессы компании.

С технической стороны процесс внедрения портала заключается в разработке элементов интеграции приложений и создании пользовательских страниц из готовых элементов - e-clip'ов. Такой подход вполне годится для быстрого запуска проектов в небольших организациях, вся работа, по мнению специалистов компании Hummingbird, может быть выполнена за 5-10 дней.

Для крупных организаций предпочтителен другой подход, когда сначала определяются роли сотрудников в ключевых бизнес-процессах, информация, которая необходима для принятия решений, и действия, которые должны быть выполнены. Затем в среде портала создаются рабочие места сотрудников, состоящие из набора персональных страниц, на которых скомпонована вся информация, необходимая для принятия решений, и вынесены нужные функции прикладных систем. Обычно такой проект требует работы команды из 4-6 человек в течение от 2 до 6 месяцев.

Интервью генерального директора компании HBS Станислава Макарова

Основное направление деятельности российской компании HBS - продвижение решений для е-бизнеса на базе корпоративного информационного портала Hummingbird EIP(tm) для крупных коммерческих и государственных организаций. Компания HBS как дистрибьютор фокусирует свои усилия на маркетинге и продвижении продуктов Hummingbird, обеспечивая их локализацию и техническую поддержку, обучение администраторов и пользователей. Также дистрибьютор занимается интеграцией продуктов Hummingbird с наиболее популярными на российском рынке бизнес-приложениями и разрабатывает совместно с партнерами типовые решения. Внедрение продуктов Hummingbird у заказчиков выполняют авторизованные партнеры компании, поэтому стратегически важным для успеха своего бизнеса компания HBS считает развитие партнерской сети и активное взаимодействие с системными интеграторами и консультантами.

Сегодня на вопросы интернет-издания CNews.ru отвечает генеральный директор компании HBS Станислав Макаров.

CNews.ru: Решения, предлагаемые компанией HBS, направлены на развитие направления электронного бизнеса. Как Вы считаете, насколько российский рынок сегодня готов к массовому внедрению подобных решений? Считаете ли Вы достаточным общий уровень автоматизации российских предприятий?

Станислав Макаров: Думаю, что к массовому внедрению таких решений рынок более чем готов! Если говорить, в частности, о Hummingbird, то мы предлагаем решения, нацеленные на управление корпоративной информацией, прежде всего предназначенные для предприятий, не связанные с созданием торговых площадок, электронных бирж и т.п.

Уровень оснащенности многих предприятий вычислительной техникой и различными прикладными системами сегодня очень высок. И проблема заключается, скорее, не в недостатке оснащенности, а в избытке и разрозненности информации. Hummingbird Enterprise позволяет как бы "накрыть одним зонтиком" все существующие разрозненные системы, связать их воедино, обеспечить обмен данными, сквозной поиск и унифицированный интерфейс.

CNews.ru: В конце февраля Hummingbird Ltd. анонсировала новую концепцию продуктов и решений. В чем заключается новизна подхода к реализации интегрированных корпоративных систем управления информацией? Удалось ли предложить что-то кардинально новое?

С.М.: Hummingbird впервые на рынке предлагает не просто линейку продуктов для решения различных бизнес-задач, а полностью интегрированное решение по работе с любой информацией, как структурированной, так и неструктурированной. И клиентам Hummingbird не придется тратить время и деньги на интеграцию между собой таких базовых сервисов, как управление документами, поиск и управление знаниями, бизнес-анализ, интеграция данных и др.

Попробую пояснить на примере. С помощью средств Business Intelligence мы строим отчет по данным из корпоративного хранилища. Этот отчет сохраняется непосредственно в репозитории документов и может сразу же быть отнесен к конкретному проекту, над которым работает распределенная команда. Все участники проекта могут вести обсуждение документа в единой среде групповой работы. И все эти сервисы встроены в корпоративный портал, который обеспечивает единый доступ, аутентификацию пользователей и унифицированный интерфейс.

CNews.ru: Какие конкретные шаги будут предприниматься Вашей компанией для продвижения новой концепции в России?

С.М.: Мы планируем в ближайшее время открыть демо-портал www.liveportal.ru, который можно будет использовать как площадку для пилотных проектов. Клиенты, выбирающие систему, смогут познакомиться с нашим порталом "в живую" (отсюда и название - "живой портал"). Причем знакомиться они будут не с абстрактными демо-примерами: на этом же портале можно сделать небольшую пилотную версию, где будут учтены требования конкретного заказчика. Таким образом, заказчики смогут сэкономить свое время и ресурсы - не тратить силы на установку и конфигурирование сервера у себя.

В рамках продвижения данной стратегии мы планируем провести серию семинаров, посвященную новым продуктам Hummingbird. Первое из таких мероприятий состоится 10-11 апреля в московском Центре международной торговли. Участие в семинаре будет бесплатным, а зарегистрироваться можно на сайте www.hbsltd.ru.

Впоследствии мы планируем проведение подобного семинара в Санкт-Петербурге и, возможно, в других городах - совместно с нашими партнерами.

CNews.ru: Платформа для управления всей корпоративной информацией Hummingbird Enterprise является открытой платформой. Насколько легко осуществляется ее интеграция с другими бизнес-приложениями?

С.М.: Все продукты, составляющие Hummingbird Enterprise, построены на платформе J2EE и поддерживают открытые стандарты. Интеграция с другими бизнес-приложениями, также построенными на открытых стандартах, выполняется легко. Но Hummingbird также обеспечивает работу и с унаследованными приложениями, предоставляя доступ к данным на любых платформах, вплоть до мейнфреймов.

CNews.ru: С какими известными бизнес-приложениями, кроме SAP R/3 и Siebel, выполнялась интеграция платформы Hummingbird Enterprise в России и в мире?

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

С.М.: J D. Edwards поставляет Hummingbird Portal как компонент своего решения One World для создания единой рабочей среды. Кроме того, Hummingbird Portal интегрирован с Lotus Notes, с MS Outlook. Зачастую интеграция приложений третьих фирм выполняется силами партнеров Hummingbird для конкретных заказчиков. Hummingbird поддерживает специальный ресурс, где разработчики могут обмениваться различными компонентами к порталу, которые они создают.

CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных, на Ваш взгляд, возможностях поисковой машины SearchServer 5.3.

С.М.: Это, прежде всего, поддержка Unicode, нечеткий поиск. У поисковой машины улучшена поддержка символов с диактрическими знаками, увеличен максимальный размер индекса до 4 ГБ, имеется кластеризация списка результатов. Все это, в сочетании с удобным инструментарием разработчиков, выводит SearchServer 5.3 на лидирующие позиции в области создания заказных систем интеллектуальной обработки неструктурированных данных.

CNews.ru: С какими базами данных выполнялась интеграция системы по сбору и анализу данных Hummingbird ETL 5.0?

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

С.М.: Hummingbird ETL 5.0 (старое название - Genio) может взаимодействовать со всеми известными реляционными СУБД (MS SQL, Oracle, Sybase, Informix, DB2...), иерархическими и многомерными (Essbase, Oracle Express, Red Brick) базами данных, вплоть до плоских файлов COBOL. В новой версии 5.0 поддерживаются и XML-источники.

CNews.ru: Планируется ли ориентировать продукты компании Hummingbird Ltd. на технологию веб-сервисов? Если да, будет ли при этом использоваться какая-либо из платформ корпоративного ПО, например, Microsoft .NET или Java 2 Enterprise Edition (J2EE)? Планируется ли использование какого-либо сервера приложений?

С.М.: Концепция веб-сервисов является ключевой в стратегии Hummingbird Enterprise. Фактически, все новые продукты представляют собой набор веб-сервисов. Все новые версии продуктов Hummingbird построены на платформе J2EE. Планируется и поддержка архитектуры Microsoft .NET. Примечательно, что Microsoft была одним из спонсоров недавно прошедшей всемирной конференции партнеров и клиентов Hummingbird Summit 2002.

CNews.ru: Продукты компании Hummingbird Ltd. ориентированы на рынок корпоративных информационных порталов, рынок управления документами и знаниями, рынок интеграции данных и построения отчетов и рынок межсетевых соединений. Какой из этих рынков в России, по Вашему мнению, обладает наибольшим потенциалом?

С.М.: Сейчас клиентам нужны не какие-то частные решения, а комплексные системы. Так, например, система документооборота не может "висеть в воздухе" - каждый из обрабатываемых в организации документов должен рассматриваться в контексте бизнес-процесса и в привязке к определенной хозяйственной операции. Следовательно, система документооборота должна быть прозрачным образом интегрирована с основными производственными системами предприятия и обеспечивать внутри этих систем сервисы по работе с документами.

Монолитные когда-то системы сейчас распадаются на сервисы и взаимодействуют друг с другом - происходит взаимопроникновение или конвергенция технологий. Ключевое преимущество Hummingbird заключается в том, что все элементы решения взаимно интегрированы и могут быть использованы либо в комплексе, либо отдельно, либо в сочетании с продуктами других поставщиков.

CNews.ru: Для большинства компаний в России внедрение корпоративного портала вызывает множество вопросов. Как варьируются сроки внедрения, каково количество специалистов, занятых в этом процессе, какова стоимость проектов подобного рода?

С.М.: Портал призван увязать имеющиеся ресурсы и упростить работу с корпоративными приложениями. Поэтому его внедрение должно облегчить жизнь конечным пользователям. Портал внедряется поэтапно - постепенно подключаются новые сервисы и новые группы пользователей. Так, внедрение внутреннего портала в самой Hummingbird происходило в 3 этапа. Сначала объединили всех менеджеров по маркетингу в масштабах компании - 36 человек, - потом подключили всех остальных сотрудников организации - 1200 человек, а затем, на 3-м этапе, открыли доступ партнерам к корпоративной информации, то есть в результате получилось экстранет-решение.

CNews.ru: Какие основные удобства для пользователя появились в системе управления документами Hummingbird DM 5.0?

С.М.: Можно начать с того, что новый DOCS, а ныне Hummingbird DM 5.0 полностью переписан для работы на платформе J2EE, что делает его теперь кросс-платформенным решением (NT, Solaris, AIX, HP-UX). Значительно переработан пользовательский интерфейс, который стал удобнее и эргономичнее - теперь для выполнения тех же действий требуется меньше движений мышью и нажатий клавиш.

Из других новшеств можно отметить наличие полноценных карточек на папки (подборки документов), улучшенную модель безопасности, полноценный полнотекстовый поиск из среды Hummingbird DM - используя все возможности SearchServer, который штатно поставляется с системой.

Особо стоит отметить дополнительный компонент - Hummingbird RM - систему управления записями (Record Management), который позволяет организовать полноценный учет всех интеллектуальных активов предприятия по традиционной схеме, с ведением номенклатуры дел. RM позволяет поддержать полный жизненный цикл документа - от создания до списания.

CNews.ru: Что бы Вы хотели добавить к уже сказанному?

С.М.: .Hummingbird - очень динамичная компания, ее позиции на рынке корпоративных порталов, систем управления документами и знаниями, средств бизнес-анализа и интеграции данных сегодня очень прочны. Для российских заказчиков, думаю, особенно важно, что компания представлена в нашей стране, ее продукты переводятся на русский язык, а также есть грамотные специалисты, способные выполнить любые сложные проекты.