Разделы

Интернет Наука Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Рынок ПО: Веб-контентом нужно уметь управлять

София Катренко

Еще более года тому назад рынок систем управления веб-контентом переживал настоящий бум. Огромный спрос на программное обеспечение управления содержимым интернета позволял делать "розовые" прогнозы. Можно ли сейчас говорить об устоявшейся тенденции отрасли в сторону роста?

  • WCM-система = контент+?
  • Торговля лицензиями или консалтинг?
  • Российский, украинский и белорусский рынки: комментарии экспертов
  • Приложение 1. Некоторые продукты российских поставщиков на рынке WCM-систем
  • Приложение 2. RBC Contents 3.0 Cистема управления контентом

    WCM-система = контент+?

    Залогом успеха в области как интернета, так и интранета, является актуальность предоставляемой информации. Термин “информация” довольно нечеткий: почти каждая коммуникация - это передача/прием информации. В зависимости от целей общения информация может принимать различные формы: текстовые, звуковые, изображения, анимации.

    Контент - это информация, предоставленная для отображения (публикации). Более того, контент - это не отдельная “составляющая” информации, а конгломерация информационных “частей”, образующая одно целое. Так, контент книги состоит из глав, параграфов, предложений; контент газеты - из статей, рекламных блоков и т. д. Аналогично, для интернета: составляющими контента сайтов являются статьи, реклама, изображения, организованные в презентацию.

    Управление контентом (content management) - это эффективный сбор, управление и публикация информации. Многие компании планируют введение системы управления содержимым с целью получить информативный и легко поддерживаемый веб-ресурс.

    Существует несколько определений системы управления контентом:

  • система, с помощью которой владелец может управлять содержанием своего ресурса, не прибегая при этом к услугам профессиональных html-верстальщиков и программистов;
  • система, позволяющая автоматизировать управление сайтом: его содержимым, структурой, дизайном;
  • специализированное программное обеспечение для автоматизированной разработки и поддержки динамических сайтов. К системам управления контентом предъявляются требования масштабируемости, настраиваемости, многоплатформенности и интуитивно понятного интерфейса.

    Сайт, представляющий в интернете ту или иную компанию, традиционно называется корпоративным и выполняет амбивалентную функцию. С одной стороны, рекламно-коммерческую, являясь одним из инструментов рекламы в интернете, а с другой стороны - информационно-представительскую, поскольку сайт служит источником официальной, достоверной информации для прессы и потенциальных клиентов.

    Корпоративный сайт предлагает компании такие новые возможности, как:

  • улучшение имиджа компании;
  • предоставление рекламы в сети;
  • упрощение коммуникации с партнерами и клиентами;
  • доступность контактной информаци и.

    Существующий сайт, как правило, предполагает дальнейшее расширение функциональных возможностей, в частности, за счет введения новой информации. Так, например, введение к аталога продукции (информационного инструмента для партнеров и клиентов) способствует не только привлечению на сайт дополнительных посетителей, но и переходу к новой форме ведения бизнеса компанией - электронной коммерции.

    Следует отметить, что еще в момент проектирования интернет-сайта важно учитывать условия его дальнейшей поддержки и развития. Работоспособность системы необходимо поддерживать не только на техническом уровне, но также и в сфере управления информацией, т.е. работы с контентом.

    Многие компании часто оказываются перед дилеммой: заказать сайт в профессиональной студии или же ограничиться набором статических страниц, сделанных парой студентов по низкой цене. Есть ли смысл небольшим предприятиям инвестировать средства в динамический сайт? Этот вопрос мы задали Роману Круглякову, начальнику управления веб-разработок «РБК-Софт»:“Стоимость динамических и статических сайтов в минимальной комплектации могут отличаться от 1,5 раз и выше, однако в абсолютных величинах это не очень значительные суммы, и они просто не сравнимы с привычными медиа-бюджетами обычной рекламы. . То есть расходы на статический и динамический сайт различаются в кратковременной перспективе. Если же взглянуть на ситуацию в масштабах, например, года, то в случае статических сайтов необходимо периодически расходовать средства на модернизацию и поддержку, которая осуществляется с помощью программистов. Их наверняка нет в штате небольшой фирмы. Динамический сайт построен по такой технологии, что его обновление не требует специальных знаний, а, следовательно, может осуществляться силами сотрудников фирмы. Уже через год общая сумма инвестиций в такие сайты сравнивается.”.

    Стандартная система управления данными работает по следующей схеме:

  • Клиент запрашивает определенную интернет-страницу с некоторыми специфическими данными (например, каталог или прайс-лист);
  • Система управления (Content Management System) запрашивает нужную информацию из базы данных;
  • Система управления получает нужные данные и трансформирует их в требуемый для передачи клиенту формат;
  • Клиент получает запрашиваемую страницу.

    Помимо изначального наполнения сайта некоторой информацией, перед менеджерами или владельцами интернет-проекта стоит задача осуществлять постоянный контроль за контентом, своевременно обновлять и вносить необходимые изменения.

    Источниками наполнения сайта информацией, кроме собственно корпоративных данных от подразделений или пресс-релизов, могут служить контент-провайдеры (в частности, информеры РБК).

    Интернет становится главным средством для доставки контента, поэтому целью систем управления веб-контентом (Web content management system - WCMS) является интеграция и автоматизация процессов, обеспечивающих эффективную интернет-доставку.

    Итак, WCMS нацелены на организацию, автоматизацию сбора, управление и публикацию информации. Эти системы используются в случаях, если нужно обрабатывать большое количество информации (что в нынешнее время просто неминуемо), если информация быстро изменяется или дизайн должен быть отделен от контента (динамические сайты). Кроме этого, практически всегда поставщики систем управления веб-содержимым подчеркивают: системой могут пользоваться нетехнические специалисты - персонал покупателя/заказчика сам в состоянии обновлять содержимое сайтов (хотя во многих случаях время на обучение сотрудников фирмы-клиента необходимо). Архитектура систем управления веб-контентом является трехзвенной архитектурой клиент-сервер, состоящей из хранилища данных, сервера приложений и клиентской части. Т. е. содержимое хранится в базе данных, административная часть обеспечивает управление контентом, содержащимся в БД, а извлеченная информация отображается в клиентской части.

    Жизненный цикл контента состоит из четырех стадий: сбор информации из различных источников, управление деловыми процессами, сохранение и распространение (рис. 1, по Ort E. Ten Things to Know About Selecting a Content Management System). Сбор информации из различных источников включает создание контента или же поиск и отбор его в интернете, СМИ и других источниках информации. На этом этапе используются различные редакторы (текстовые, HTML-, прочие) и другие инструменты, в зависимости от типа информации. Далее контент анализируется и одобряется. После создания/сбора содержимого оно подлежит сохранению в репозитарии. Управление деловыми (workflow) процессами подразумевает цепочку событий от сбора, сохранения до публикации контента. Это один из главных этапов, на котором обеспечиваются актуальность контента, протоколирование содержимого. Также регулируется, кто может сохранять и обновлять контент через контроль прав доступа. Важной функцией является контроль версий, что позволяет работать над контентом группе или отдельным пользователям с возможностью вызова предыдущих версий. В свою очередь, публикация контента состоит из извлечения его из хранилища и отображения на сайте. При распространении контента возможна персонализация (отслеживание особенностей поведения посетителей и, соответственно, адаптация содержимого в зависимости от пожеланий пользователя), локализация и глобализация (поддержка многоязычности).

    Необходимость использования систем управления веб-содержимым подчеркивает Сергей Щербина, директор по маркетингу «Город-Инфо»: “При появлении новых бизнес-задач, как правило, приходится создавать новый сайт, отказываясь от уже сделанных инвестиций. Это породило интерес к построению сайтов на мощной платформе, разработанной в рамках определенных промышленных стандартов. Такая платформа должна соответствовать общей корпоративной политике в области информатизации, а возможности ее использования выходят за рамки сайта, позволяя создавать на ней же портальные интранет-решения, системы взаимодействия с поставщиками и сбытовой сетью и пр. Система управления контентом - неотъемлемая часть такой платформы. С точки зрения функциональности, современная система управления содержанием, помимо стандартных функций добавления и редактирования текстов и элементов оформления, форматирования текста, определенных возможностей изменения структуры информации, должна обеспечивать возможность визирования документов перед публикацией, оповещения об изменениях материалов на сайте, поддерживать систему разграничения прав доступа редакторов и администраторов, поддерживая большое количество ролей, возможность управления несколькими сайтами через единый интерфейс, автоматическую публикацию информации из внутрикорпоративных и внешних источников”.

    Торговля лицензиями или консалтинг?

    Согласно исследованиям Gartner, за последние два года на рынке WCM (Web content management) оборот составил $600 миллионов благодаря торговле лицензиями и около $1 миллиарда за счет консалтинга. К 2003 году обороты от торговли лицензиями должны возрасти на $3,8 миллиарда, а доход от консалтинга увеличится примерно в 6 раз. Таким образом, некоторые фирмы, как, к примеру, Reddot, намереваются сосредоточиться больше на консалтинге.

    Но в последнее время пользователи пассивны при принятии решений в пользу систем WCM. Это подтверждают и факты: так, в прошлом году были закрыты филиалы многих фирм в Германии. Наиболее тяжело пришлось при этом Mediasurface GmbH - немецкому дочернему предприятию британского поставщика систем управления веб-контентом. Банкротство Mediasurface GmbH было неожиданным, поскольку в июне 2001 г. его родительское предприятие получило 11,5 миллионов фунтов от немецких инвесторов. Как вспоминает управляющий Питер Вегер (Peter Weger), ситуация выглядела следующим образом: фирма была бы профинансирована на следующий год, но сама она уже не делала никакого оборота, и полторы недели спустя было объявлено о неплатежеспособности.

    Интересно, что пользователи, получившие неудачный опыт использования интернет-решений, становятся осторожнее, обращаясь к интранет-решениям. Многие предприятия, исходя из ненадежной конъюнктуры, медлят с переходом к профессиональному решению. В США половина из существующих систем WCM приходится на In-house-решения, в Германии эта часть является еще бoльшей.

    Большинство фирм-клиентов, в первую очередь, ориентируется на управление интранет-содержимым, потому что внутренние сети предлагают бoльший потенциал для экономии средств, нежели интернет. Значимость интранета проявляется в управлении знаниями. Причем часто упоминают необходимость хорошо структурированной информации и наличия функции поиска, ибо, как гласит одно из утверждений экспертов, “чем проще опубликовать контент в интранете, тем сложнее обнаружить его пользователям”. Прежде всего, возрастающей популярностью пользуются порталы фирм, которые предприятия разрабатывают для собственных работников, клиентов и поставщиков.

    Внемля рекламной шумихе вокруг порталов, многие из предприятий управления контентом уделяют внимание порталам. Конечно же, эти фирмы сосредотачиваются на дополнениях к собственным продуктам. Так, Vignette презентует Enterprise Portal, в то время как ее конкурент Interwoven противопоставляет свой продукт - “Portal Ready SDK”. При этом последний из этих двух поставщиков систем WCM вступил в сотрудничество с компанией Peoplesoft.

    Поскольку рынок WCM очень раздроблен, возникает вопрос, имеет ли место его консолидация? Скорее, происходят перераспределения: одни игроки появляются, другие (как, к примеру, Mediasurface GmbH) - исчезают. По словам Маркуса Шмидта, представителя Pironet NDH, консолидации нет. Бывают случаи, когда небольшие фирмы, предлагающие услуги управления содержимым, покупаются своими крупными клиентами. Джефф Манн, вице-президент Electronic Business Strategies при Meta Group в Париже, считает консолидацию рынка запоздалой. По его предположениям, в ближайшее время состоятся многочисленные слияния и купли-продажи. Наиболее вероятными покупателями CMS-фирм считаются при этом предприятия, предлагающие программное обеспечение для порталов.

    Но рынок раздроблен не только из-за растущей конкуренции. Предложение делают непрозрачным и конвергенции между отдельными решениями. Так, часто объединяют системы управления веб-контентом и системы управления документацией. Или же они предлагаются вместе с другими компонентами, что осложняет не только проведение анализа, но и диалог между поставщиком и клиентом.

    Кроме этого, полный анализ рынка не может быть проведен из-за того, что не существует единых критериев. Каким образом должно оцениваться предприятие - исходя из оборота или из количества инсталляций? Также непросто решить, когда новое ПО вышло за рамки стадии проекта и может быть фактически воспринято как стандартизированное решение.

    Очевиден факт, что большие компании располагают несколькими WCM-системами. К примеру, такие предприятия, как BMW, используют, по оценкам специалистов, около 20 систем управления веб-содержимым. Это оправдано, ведь, с другой стороны, было бы опасно полагаться только лишь на одного поставщика, потому что, по крайней мере, на сегодня никто из этих предприятий не может гарантировать своего присутствия на рынке спустя несколько лет.

    Анализ WCM-рынка сложен и по тем причинам, что некоторые предприятия представляют информацию о своих оборотах, указывая доход от торговли лицензиями и консалтинга отдельно, в то время как другие эти пункты объединяют. Второй вариант предпочитают фирмы, главный оборот которых состоит из консалтинга. Полагают, что полноценное предприятие, которое предлагает программное обеспечение, должно получать от двадцати до тридцати процентов общего оборота от консалтинга, остальное - доход от продажи лицензий.

    Логично, что консалтинг не отделен от продажи лицензий. Фирма-клиент, заказавшая WCM-систему, не может ограничиться только покупкой лицензии, она должна выделить средства под консалтинг и обучение. Проекты становятся все сложней, что, в свою очередь, приводит к тому, что интеграция систем длится дольше. По сути, чем больше производитель продуктоориентирован, тем короче период реализации и представления на рынке. В случае, если поставщик склоняется к стандартизированным решениям, он ориентируется на быстрое внедрение.

    Кроме уже указанных известных фирм-разработчиков систем управления веб-содержимым, свою долю “пирога” WCM намереваются получить такие гиганты, как SAP, IBM и Microsoft. Так, компания Microsoft разработала Content Management Server 2001, что делает ее конкурентом Vignette, BroadVision и Interwoven, доминирующих в области управления контентом. Но если последние используют Java (для Unix), то продукт Microsoft построен на основе Windows 2000.

    В январе этого года были опубликованы квартальные финансовые отчеты ведущих поставщиков систем управления веб-контентом за предыдущий год. Несмотря на экономический спад в 2001 году, показатели являются довольно высокими, а это дает возможность предполагать то, что худшие времена позади. Так, доходы компании Documentum за 4 квартал составили $50 млн., компании Stellent - $26,6 млн. за 3 квартал, а фирма Tridion даже добилась 60% прироста по показателям за 3 и 4 кварталы. Gartner считает, что финансовые проблемы все еще не кончились, но можно ожидать лучшего.

    Продуктом компании Stellent является система управления контентом Stellent Content Management. Она предназначена для использования в электронном бизнесе, а также для порталов и торговых приложений. Система собирает контент из многочисленных источников, конвертирует его в веб-формат, выкладывает в Cети и персонализирует для разных аудиторий. Содержимое может быть конвертировано в один из существующих веб-форматов - PDF, HTML, XML, WML.

    ПО компании Documentum известно и на российском рынке: эту фирму представляет «Документум Сервисиз». Documentum - разработчик платформы для построения решений по управлению контентом веб-сайтов Documentum 4i. Система управления содержимым ориентирована на управление большими объемами контента, помещенного на интернет- или интранет-сайты. Она обеспечивает целостность информации и контроль за процессом ее распространения. Кроме того, используя платформу eBusiness, можно настраивать контент из единого источника и публиковать его сразу на нескольких сайтах.

     
    РБК Софт входит в состав группы компаний РосБизнесКонсалтинг. Сфера деятельности РБК СОФТ - разработка и реализация проектов в области информационных технологий.

    РБК СОФТ - Решения для бизнеса.

  • CRM и ERP решения
  • РБК Управление контентом
  • РБК Дилерская сеть
  • РБК Управление предприятием
  • РБК Е-Коммерция
  • РБК Логистика
  • РБК Документооборот
  • RBC InfoGovernment
  • Поисковая система Altavista
  • Социально-медицинские системы
  • Дистанционное обучение

    Среди клиентов компании - Министерство путей сообщения, Министерство экономического развития и торговли, Торгово-Промышленная Палата РФ, ГУМ, РОСНО, Ист-лайн, Tetrapak, Bull, Gustavsberg, Goodyear, Polaroid, Metro Cash & Carry и многие другие российские и зарубежные компании.

    РБК - партнер ведущих мировых компаний: Intel, Siebel, AltaVista, Dell, IBM, Oraclе.

    Тел.: (095) 363-1114, 363-1111
    Email: solutions@rbc.ru
    Www: solutions.rbc.ru

  • Российский, украинский и белорусский рынки: комментарии экспертов

    Экономический спад оказал влияние и на российский рынок. Как утверждает менеджер по продажам DynaSite компании «Рексофт» Ольга Камаева, “прошлогодний кризис, естественно, затронул и рынок систем управления веб-контентом, многие компании урезали бюджеты и отказались от покупки CMS (Content Management System). Кроме того, несколько утих ажиотаж, который был раздут вокруг этих систем. Тот факт, что любая компания должна иметь представительство в интернете, уже давно не обсуждается, но вопрос выбора инструментов для создания и последующей поддержки веб-сайта по-прежнему очень актуален”. В то же время была переосмыслена роль систем управления веб-контентом: “Конкуренция на рынке привела к тому, что производители CMS одновременно с постоянным расширением функциональных возможностей систем начали предлагать дополнительный комплекс услуг по интегрированному управлению корпоративной информацией и веб-контентом.

    Востребованность систем управления веб-контентом уже не ставится под сомнение. За прошедший год изменился подход к созданию сайтов. Заказчик все чаще стал задумываться о том, каким образом обеспечить поддержку информации на веб-сайте в актуальном состоянии. Постепенно приходит понимание того, что только полноценная система управления сайтом сможет адекватно решить эту проблему”.

    Что касается прогнозов развития рынка систем управления веб-контентом, большинство опрошенных российских экспертов придерживаются мнения, что рынок продолжит динамически развиваться. Это обусловлено желанием компаний обновлять содержимое своих сайтов собственными силами. Каким образом они будут осуществлять обновление, зависит от них - это могут быть простые решения (возможно, собственные), использование существующего ПО для управления контентом (к примеру, для управления содержимым электронного магазина) или же заказ системы, удовлетворяющей потребностям компании. Еще одним фактором является срок разработки сайтов - с использованием существующих систем управления он существенно сокращается.

    Вадим Бондарев из компании «Гарант-Парк Интернет» видит перспективы роста данного рынка за счет регионов, поскольку по сравнению с положением 1-2-летней давности стоимость проектов, выполненных на базе CMS, существенно снизилась. Прежде всего, потому, что правильно построенная технология стандартизует и оптимизирует бизнес-процессы внутри компании-производителя, что, в свою очередь, увеличивает скорость производства проектов и отражается на ценовой политике. Таким образом, компания делает ставку на партнерские взаимоотношения с разработчиками в плане широкого продвижения своей технологии.

    При выборе WCM-системы покупателю рекомендуется учитывать следующие факторы:

  • бюджет;
  • является система программным обеспечением, устанавливаемым клиентом на сервер или же она располагается на сервере сервис-провайдера;
  • примеры внедрения этой системы;
  • существует ли возможность поменять систему или провайдера в будущем;
  • затраты на обучения персонала;
  • платформы, на которых клиент собирается публиковать содержимое, и другие. В зависимости от потребностей клиент может либо выбрать существующее решение, либо заказать систему.

    Компания Aberdeen, Inc. расширяет этот список еще несколькими пунктами: насколько легко можно интегрировать решение с другими системами? Какая степень детализации нужна при управлении контентом? Является ли система масштабированной?

    Немаловажной является и цена подобного продукта. Юлия Симонова, директор проекта "Конструктор сайтов Site Faktura" компании «Центр Финансовых технологий» полагает, что себестоимость сайтов, созданных с использованием систем управления веб-контентом, ниже, чем при создании сайта традиционным способом: “при создании сайта затраты главным образом идут на изготовление индивидуального дизайна, а механизм администрирования сайта уже имеется, а значит, не требуется дополнительных затрат”.

    Классифицировать системы управления веб-контентом можно по нескольким признакам: отрасль (тематика), сложность, универсальность.

    Одна из возможных типологий систем WCM - разделение на заказные и “коробочные”. Причем, если на заказные спрос существует всегда, то к последним, по мнению Андрея Матвеева, руководителя отдела новых проектов InternetGroup, такое утверждение неприменимо: “Мне не представляется возможным появление в скором будущем каких-либо "коробочных" продуктов, предназначенных для управления веб-контентом. И, что важнее, не предвижу возникновения спроса на такой продукт. Компании, конечно, будут работать в этом направлении, но разрабатываемые ими решения будут применяться исключительно для собственных нужд. Проектирование CMS-систем для каждого отдельного проекта - задача несравненно более сложная, чем непосредственно производство такой системы. Именно предварительные исследования и процесс постановки задачи производителям составляют основу стоимости CMS-продукта”.

    С господином Матвеевым согласен и Максим Галл, руководитель отдела программных разработок из интернет-агентства Molinos: “Еще один путь развития CSM - это вырастание в "коробочные" программные продукты, то есть ПО, которое каждый пользователь может купить, установить на своем компьютере и применить его универсальные функции для конкретных задач. Однако этот путь мне представляется тупиковым, ибо быстрое развитие технологий не позволяет этим продуктам оставаться востребованными”.

    Немного другую классификацию систем управления веб-контентом предоставила Ольга Батраева, заместитель директора «Триумвират Девелопмент»: универсальные системы модульного типа; специализированные тиражируемые системы для поддержки бизнес-процессов определенного типа; заказные системы.

    Первый тип систем ориентирован на малый и средний бизнес - следовательно, это решение недорогое. Преимуществом второго типа систем является возможность расширения функциональности продукта. Кроме этого, “внутри этой области подобные решения вне конкуренции, поскольку, с одной стороны, их базовая функциональность достаточна и даже иногда избыточна для обслуживания самых сложных бизнес-процессов определенного типа, чего нет в универсальных системах, с другой стороны, их внедрение гораздо дешевле, чем заказная разработка”.

    Алексей Степанов, представитель компании Information Technology Services (Украина), провел условное разделение WCM-систем на две категории:

  • Большие универсальные системы по управлению сайтами, разрабатываемые производителями программного обеспечения, такими, как ORACLE, Microsoft, ArsDigita, EXITEC. Предлагаемые ими системы предназначены для управления крупными портальными проектами и практически неприменимы для небольших сайтов.
  • Системы, предназначенные для средних корпоративных либо тематических веб-сайтов, создаваемые фирмами-разработчиками этих сайтов. Как правило, эти системы имеют гораздо меньшую функциональность и более узкую направленность.

    Как утверждает А. Степанов, “основной проблемой всех этих систем является отсутствие правильного финансирования такого рода проектов и, как следствие, хаотическое развитие систем”.

    Екатерина Куликова, менеджер по управлению проектами компании Exteria, выделила среди систем управления веб-контентом “продукты, функциональность которых направлена на автоматизацию деятельности компании, чей производственный цикл включает работы по производству большого объема контента, его публикацию и дальнейшую реализацию” и “продукты, рассчитанные на компании среднего размера, с относительно невысокой стоимостью лицензии, но обычно требующие некоторого имплементационного процесса”.

    Некоторые российские фирмы-разработчики систем управления веб-контентом заключают соглашения с известными иностранными компаниями. Среди таковых компания «Рексофт», которая сотрудничает с Vignette и Documentum. Эта фирма предоставляет решения, ориентированные на клиентов как малого и среднего, так и большого бизнеса. О. Камаева, «Рексофт »: “В какой-то момент мы поняли необходимость предлагать решения для всех сегментов, чтобы иметь возможность удовлетворить запросы любого клиента. Сейчас для среднего ценового сегмента предлагается Microsoft Content Management Server, а для верхнего - мощные платформы компаний Vignette и Documentum. “Рексофт” заключил с этими компаниями соответствующие партнерские соглашения. На сегодняшний день “Рексофт” может оказывать услуги по созданию информационных систем для предприятий любого масштаба на базе этих платформ, выступая в роли системного интегратора”.

    Еще один поставщик WCM-систем - фирма Alee Software - сотрудничает с европейским разработчиком системного программного обеспечения Software AG и предлагает систему управления контентом ALEE Blaze 3.0. Alee Blaze включает в себя несколько функциональных модулей: Content Manager (создание структуры клиентского ресурса и контента, управление выводом (публикацией) содержимого ресурса), Access System (возможность совместной работы над контентом, определение групп пользователей, уровня доступа и прав как для конкретного пользователя, так и для групп пользователей), DBFlow (поскольку необходимо работать со структурированными данными, был создан модуль для работы с базами данных. Данный модуль позволяет создавать таблицы, вносить и редактировать данные, прописывать связи между таблицами и задавать последовательность вывода данных). Серверная часть реализована на Java, система “заточена” на работу с XML-данными. Данные хранятся в их естественном формате: графика в виде графики, реляционные данные в реляционных БД; в данном случае XML выполняет связующую функцию, позволяющую управлять разнородными данными через единый формат.

    Как утверждает Станислав Ким, генеральный директор Alee Software, “мы в развитии своей системы управления контентом пошли в сторону его утяжеления, как в плане функциональном, так и в плане ориентации на конечного потребителя и сложности выполняемых задач. Среди мероприятий по расширению функционала системы хочу выделить некоторые: интеграцию с ПО оптического распознавания Finereader 5.0 компании ABBYY, работу над внутренней поисковой системой, работы по усложнению карточки электронного документа (имеет большее отношение к архивным системам), специфическую функцию - разработку аннотационного инструмента (annotation tool, или функция «красного карандаша») для работы с графическими файлами».

    Компания Avers-Media предлагает решение Content.Site v2.0 для разработки и управления коммерческими веб-системами. Этот продукт можно использовать для крупных информационных проектов, перед которыми стоит задача интенсивной публикации в интернете больших объемов разнотипных материалов и новостных сообщений, организации динамических информационных лент и обсуждения посетителями материалов сервера. Решение, прежде всего, предназначено для корпоративных сайтов класса Enterprise Information Portal, а также для сетевых средств массовой информации. Как и в программном продукте Alle Software, в основе системы лежит модель данных XML. Система обеспечивает доступ ко всем типам накопленных данных и их конвертацию в XML-документы. Для работы с контентом пользователю предоставлен веб-интерфейс.

    Интересно, что, в противовес большинству компаний, создающих свои продукты на базе веб-интерфейса, имеются и такие, которые предпочитают обновление в оффлайне. К последним принадлежит фирма "Студия 6 этаж" пользователю нужно устанавливать связь с интернетом только в момент публикации контента, таким образом, он экономит деньги и время. Среди других плюсов - копия сайта в офисе, многопользовательский режим и прочее. Подобное решение используется и в системе управления контентом интернет-сайтов WebPublishing белорусской компании Webcom. Эта система служит помощью для традиционных печатных изданий, желающих управлять содержимым своего сайта. Конечно, работа в оффлайне экономит деньги, но являются ли подобные системы удобными в случаях, если, учитывая современные требования относительно мобильности персонала, понадобится проведение обновлений не на рабочем месте? Ведь если при использовании веб-интерфейса нужен лишь браузер, то в случае Windows-решения необходимо инсталлированное ПО.

    Однако существуют компании, предлагающие как продукты на веб-технологиях, так и решения под Windows. К последним принадлежит фирма ”Софтлайн”, директор интернет-направления которой Катерина Костерева считает, что первое решение нужно использовать в случае нечастого обновления содержимого или же в случае удаленного расположения администраторов/редакторов сайта. Иначе рекомендуется использование систем управления содержимым с windows-интерфейсом.

    Поставщики WCM-систем стремятся расширять функциональность своих продуктов путем добавления различных свойств и функций. Это и инструменты анализа, и связь с системами управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), персонализация, прочее. Поэтому при рассмотрении систем управления веб-контентом нужно учитывать возможное расширение функциональности продуктов. При этом поставщики оценивают и целесообразность расширения с экономической стороны, и пожелания клиента. Многие из них предлагают модульные системы - таким образом, клиент получает возможность конфигурировать систему, исходя из своих потребностей и желаний. Среди таких систем - WebPublishing, ALEE Blaze 3.0 и другие. При добавлении дополнительных модулей компании стремятся сделать их максимально удобными для пользователя, так, чтобы он мог управлять содержимым без каких-либо специальных навыков.

    Компания IIG презентует на рынке WCM-систем продукт IIG FS. Руководитель отдела информации и связей с общественностью этой фирмы Юлия Воробьева в интервью CNews.ru сообщила: “Функциональные возможности системы IIG FS позволяют реализовывать проекты любой степени сложности и направленности с практически неограниченными возможностями развития. Поэтому наши усилия сейчас направлены преимущественно на расширение спектра поддерживаемых внешних баз данных, создание XML-конверторов под различные системы для осуществления прямого обмена данными и оптимизацию кода и механизма работы с целью повышения производительности работы системы и снижения нагрузки на сервер приложений и канал”.

    Роман Кругляков, начальник управления веб-разработок «РБК-Софт»: “с целью поддержания наших продуктов на актуальном технологическом уровне мы совершенствуем пользовательский интерфейс, масштабируемость, надежность, производительность наших систем. Добавляем функции и инструменты, позволяющие рядовому пользователю-неспециалисту как можно меньше зависеть от поставщика решения, позволяющие ему собственноручно наполнить и оформить сайт в соответствии со своими представлениями о корпоративном стиле, не применяя никаких специальных навыков. Одновременно с этим наличие инструментов автоматизированного создания модулей CMS, позволяющих разработчику при изготовлении модулей конкретного проекта максимально гибко реагировать на пожелания клиента по их составу и структуре, позволяет нам не зависеть от ограничений функциональности, заложенной в реализацию конкретной версии CMS, и органично совмещать внедрение и эксклюзивную разработку в наших проектах”.

    Макс Прасолов, директор-консультант компании QuantumArt: “В настоящее время мы работаем над развитием системы электронного документооборота и контекстуального поиска по базам данных. Наша стратегия по отношению к системе электронных публикаций Q-Publishing 6.0. - это формирование полнофункциональной корпоративной системы баз знаний с возможностью построения полноценной сетевой редакции. Создание средств управления и структуризации корпоративных знаний в ценовом диапазоне до 10.000 у.е. - это цель, поставленная нами на 2002 год. На российском рынке спрос на подобные системы только начал формироваться, и мы хотим быть одними из первых, кто предложит рынку конкурентоспособную систему с оптимальной, "массовой" ценой, доступной для компаний малого и среднего бизнеса. Разумеется, подобные системы в настоящее время востребованы в большей степени крупными российскими корпорациями. Однако, по мере развития сектора малого и среднего бизнеса спрос на подобные услуги будет увеличиваться. Самое ценное, что есть у работников компании, - это их знания и навыки. Уходя, сотрудник унесет навыки, но можно собрать и структурно сохранить его знания. В эпоху текучести кадров и "многоработицы" - это принцип выживания фирмы”.

    В свою очередь, по мнению Вадима Бондарева из компании ”Гарант-Парк Интернет”, бесконечное увеличение набора функциональных возможностей в рамках одного продукта ведет к сокращению производительности. Причем, как показывает практика, от 30 до 50% предлагаемых возможностей CMS на практике не используются заказчиком, но в то же время заказчик более заинтересован в персональных доработках системы под существующие процессы, поэтому компания скорее сосредоточена на возможностях ядра, представляющего собой платформу разработчика.

    Но если некоторые компании предпринимают шаги по расширению функциональных возможностей систем, то существуют и такие, которые действуют противоположным образом. Например, фирма DataArt занимается сужением функциональности своих продуктов. Представитель этой компании Юлия Завилейская так обосновала эти действия: “Дело в том, что наша компания во время интернет-бума разрабатывала системы для интернет-компаний. В те времена рынок требовал объемных систем с большим одновременным потоком данных, с довольно сложным редакторским процессом, с поддержкой архива и т.д. Тогда нами были разработаны две системы: NetNews и WebEditorial. В настоящее время большим спросом пользуются системы для поддержки, к примеру, корпоративного сайта, что, естественно, не требует всей той функциональности, которая реализована в обоих этих движках. Так что в нашем конкретном случае мы принимаем меры по перегруппировке и снижению функциональности для упрощения системы”. DataArt предлагает также наработки в области микро-управления содержимым: модули редактирования новостей и гостевых книг.

    Весьма интересны комментарии о современном состоянии рынка систем управления веб-содержимым в России, Белоруссии и Украине. Мнения опять разделились.

    Максим Галл, руководитель отдела программных разработок, интернет-агентство Molinos, не питает особенных иллюзий по отношению к ситуации на рынке WCM в Рунете: “на развитие систем управления контентом оказывает непосредственное влияние все современное состояние Рунета, переживающего информационный, программный, инвестиционный кризис.

    В настоящее время функциональность интернет-проектов весьма узкая - все сводится к банальным интернет-магазинам, аукционам и простым информационным порталам. В Рунете практически не развиты онлайн-службы поддержки, технических консультаций, то есть сфер, где необходимо хранение и удобство предоставления больших объемов информации. Поэтому существующие простейшие контент-менеджеры вполне отвечают потребностям рынка, который достаточно богат такими предложениями: любая веб-студия через 2 года работы неизменно создает свою CSM, позволяющую оперативно решать задачи по обновлению контента.

    Для сравнения: если проследить путь развития данных систем на Западе, то мы увидим, что эти простые CSM со временем преобразовались в развитые бизнес-системы по управлению, как правило, коммерческими данными, ориентированные на масштабы корпораций. Этот путь развития не для России, так как здесь нет крупных компаний, готовых вкладывать огромные средства в разработку сложных систем”.

    Оценка ситуации на отечественном рынке Романа Круглякова, начальника управления веб-разработок «РБК-Софт»: “Сейчас отечественный рынок таких систем достаточно дик, решения все самопальные и не подлежащие никакой стандартизации. Однако со временем явно должно выделиться несколько крупных игроков, которые де-факто создадут и стандарт (фактически, набор функциональных требований к системе), и удовлетворяющие ему решения».

    В то же время у технического директора Actis Systems Григория Никонова более оптимистический взгляд: “На мой взгляд, рынок систем управления веб-контентом - одно из наиболее динамично развивающихся направлений. Сегодняшняя степень интеграции бизнеса и интернета требует от веб-ресурсов все большей гибкости, большей скорости обновления информации. Как правило, люди, работающие с контентом, не являются программистами - поэтому необходимы механизмы, позволяющие быстро и эффективно управлять содержанием веб-ресурсов силами нетехнических специалистов. Рынок для таких систем огромен”.

    По словам Андрея Борисевича, директора по маркетингу Webcom (Белоруссия), несмотря на то, что рынок веб-программирования в Белоруссии находится еще на начальной стадии, уже существует около пяти известных разработок в области систем управления веб-содержимым, и рынок продолжает стремительно развиваться. Господин Борисевич охарактеризовал возможные пути развития рынка WCMS следующим образом: “Каждый разработчик будет стремиться предложить клиенту, кроме основных услуг, и систему управления контентом. Причем эти системы должны хоть в чем-то отличаться от конкурентов. Это положительный момент, так как разработчики будут стремиться сделать более качественный, функциональный, удобный инструмент, чем у других. При этом, наверняка, будет достаточно большой разброс цен. Но я думаю, что рано или поздно будет достигнут порог в развитии подобных систем, так как сайты в большинстве своем однообразны и имеют один и тот же набор модулей (новостная лента, контент, форумы, опросники и т.д.), и как только система будет иметь в своем составе все необходимые модули, развиваться можно будет только в области удобства и качества продукта. И тут конкуренция приведет к снижению стоимости подобных продуктов, что хорошо для потребителя, но не очень хорошо для разработчиков. Либо может быть и такая ситуация - рынок захватят 3-4 лучшие системы управления контентом, и более мелким разработчикам придется договариваться с ними о партнерстве. При этом снижения цен не будет, и может возникнуть ситуация, когда разработчику будет дешевле написать свою систему, чем брать у кого-то. И мы возвращаемся к варианту №1, который кажется мне наиболее возможным путем развития”.

    Система WebPublishing этой фирмы построена по технологии клиент-сервер: клиентское приложение написано под Windows, серверная часть базируется на Unix-системах. Главными направлениями развития является повышение удобства пользователя при работе с системой, увеличение числа функциональных модулей.

    Еще одна белорусская фирма-поставщик WCMS, SoftLine, представляет на рынке продукт MySite. Дмитрий Шейко, отдел веб-разработки stc Atlas, согласен со своими коллегами, считающими, что тенденции развития рынка систем управления веб-контентом вполне закономерны, WCMS востребованы и будут иметь спрос и в будущем. В то же время г-н Шейко сосредотачивает внимание на бизнес-сайтах: “В настоящее время становится все более и более востребованным такой тип бизнес-сайта, как корпоративное представительство. Это уже не только сайт, осуществляющий доставку контента и обратную связь с пользователями, это уже, по сути, автоматизированная система на базе веб-технологий, обеспечивающая функционирование целого ряда бизнес-процессов предприятия. На сегодняшний день мы уже реализовали все необходимые функции по управлению контентом в продукте MySITE, теперь же основные силы группы веб-разработок как раз и направлены на дальнейшую интеграцию веб-системы с локальной корпоративной информационной системой предприятия, создание новых модулей Workflow. Это модули электронного документооборота, планирования, бизнес-логики”.

    Александр Омельченко, PR-менеджер фирмы Mirotel полагает, что на украинском рынке еще рано говорить о его насыщении - продукты не обладают гибкостью, сайты создаются по шаблонному принципу. А в общем, “CMS ожидает светлое будущее. Информационные веб-ресурсы уже широко его используют, корпоративный сектор тоже обратил на него свое внимание. Спорить остается только о том, какое направление окажется ведущим - то ли корпоративные интернет-сайты начнут врастать вглубь компаний, порождая интранет-приложения, то ли интранет, обретя общедоступное лицо, выйдет в интернет”.

    Катерина Костерева, директор интернет-направления “Софтлайн” среди тенденций развития рынка называет следующие: “1. повышение требований к usability систем управления контентом; 2. максимальное расширение функциональных возможностей - СМS позволяет управлять модулями сайта, менять структуру, управлять правами доступа к различным разделам сайта”.

    Кроме этого, как считает Александр Свешников, ЗАО "ОЛИС", должна повышаться осведомленность и заинтересованность корпоративных заказчиков, поскольку часто они не представляют себе, какой продукт получат в конечном результате.

    Как уже указывалось, многие фирмы обращаются к интранет-решениям. Поэтому, по мнению М. Прасолова, директора-консультанта компании "QuantumArt" , “в какой-то момент на рынке мы встретимся с системными интеграторами и производителями информационных управленческих систем. По опыту могу сказать, что в 40% случаях из нашей практики веб-сайт постепенно прорастает во внутрифирменную сеть и становится одним из элементов информационной системы управления.

    Вкратце, тезис о том, куда движется рынок веб-разработок, - к хорошо структурированному документообороту, причем как в интернете, так и в интранет-сетях. Также, полагаю, многие из студий веб-дизайна откажутся от программирования вовсе, перейдя на более совершенные системы конструирования и поддержки сайтов и сконцентрируют свои усилия на развитии клиентского сервиса”.

    Если говорить о тенденциях использования технологий при построении систем управления веб-контентом, четко отслеживается ориентация на XML и Java. Хотя некоторые компании представляют различные решения: так, компания Exteria предлагает две WCM-системы: EPM CMS (платформа J2EE, технология JSP) и Exteria Extent (Microsoft Windows 2000, Microsoft SQL Server 2000). Представитель компании Merant Эндрю Вайс полагает, что сегодня пакеты управления веб-содержимым поднимаются с уровня “сырых инструментов” на уровень “реальных приложений”, сравнивая тем самым их рост с развитием языков программирования. Также считается, что ключевым вопросом является используемый в системе стандарт (такой, как XML) или нестандартизированные средства. В последнем случае использование таких средств может вызвать проблемы, связанные с коммуникацией с другими сайтами, использующими XML или другой стандарт.

    В заключение обзора - характеристики успешной и качественной системы управления контентом. По мнению Владислава Головача, ведущего специалиста по CMS из компании usethics.ru, они должны быть следующими:

  • Абсолютная модульность. Большая часть необходимой заказчику функциональности не должна писаться на ходу, а должна быть доступна в виде отдельных платных модулей, пускай не очень мощных, зато не требующих программирования (многие из заказчиков сайтов побаиваются программирования, и не напрасно).
  • Качественный интерфейс и документация, позволяющие пользоваться системой непрограммистам (см. предыдущий пункт).
  • Возможность работы в автономном режиме (весь контент обрабатывается системой не на сервере, на сервер помещаются только обработанные файлы). Это резко (на несколько порядков) снижает стоимость владения сайтом.
  • Качественная поддержка. Разработчикам СУК придется научиться рассматривать проблемы системы не как лишнюю возможность вытянуть из заказчика немножко денег, но как трату собственных денег.

    По оценкам В. Головача, 80 процентов отечественных систем уже заброшены, оставшиеся прекратят свое существование в ближайшее время, а на рынке останется не более пяти систем.

    Можно спорить о том, в каком направлении будет двигаться рынок WCM-систем, но несомненно одно: при обозрении сайтов во всяческих рейтингах и конкурсах около 50% оценки зависит от контента. И какое бы удачное техническое решение не было бы избрано, какой дизайн не был бы (хотя они, безусловно, важны), пользователь, прежде всего, охотится за информацией. Результатом экономического спада является и падение цен, поэтому сейчас благоприятный момент для покупки или заказа системы управления веб-контентом. Оправдаются ли прогнозы экспертов - покажет будущее, которое, учитывая большинство оценок, является для рынка “светлым”.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Таблица 1. Некоторые продукты российских поставщиков на рынке WCM-систем

    Продукт Alle Blaze 3 Communiware 0.935
    Компания Alee Software TechInvestLab.com
    Технология Java+XML OC Linux, Apache, PostgreSQL, Oracle, Perl
    Сайты-примеры www.spbcnti.ru
    www.begarat.net
    www.comprice.ru
    www.intourbank.spb.ru www.asterincorp.com
    www.xmlportal.ru
    www.luciddream.com
    www.webrating.ru
    www.xterra.tu
    www.greenpeace.ru
    Назначение Управление контентом сайтов Для построения сложных вебсайтов и корпоративных порталов
    Механизмы управления контентом и поддержки community Управление структурой сайта; публикация документов; новостная лента; реализация системы контроля публикаций (Журналист-Корректор-Редактор); блок статистики, справочники,форумы, опросы - по желанию клиента; определение групп пользователей, уровней доступа и прав как для конкретного пользователя, так и для групп пользователей. Разграничение контента (данных) и их форматирования. Динамический рубрикатор, непосредственное редактирование. Коммунивер-модули: базовый (рубрика, материал/статья, ссылка вовне, комментарий, прочее). Голосования (закрытые, открытые и т.д.). Управление пользователями и правами доступа. Группы пользователей. Импорт новостных лент.

    Продукт Content.Site v2.0 CybTrade Engine UlterSuite
    Компания Avers-Media CybTrade Group ООО "АлтерВест"
    Технология Модель данных XML, платформа - Windows 2000, веб-интерфейс н/д Java+реляционные СУБД
    Сайты-примеры н/д www.bcltele.com www.compek-m.ru
    www.mobilesaloon.ru
    www.troykats.ru
    www.tradeline.ru
    Назначение Корпоративные сайты класса Enterprise Information Portal; сетевые СМИ Порталы, информационные системы, интернет-магазины Корпоративные сайты, каталоги товаров и услуг, информационные системы и порталы, электронные магазины и СМИ
    Механизмы управления контентом и поддержки community Управление структурой сайта форумы, опросы. Новости, форумы, опросы, рассылки, доски объявлений, чаты, гостевые книги, поиск. Новости, форумы, опросы, рассылки, доски объявлений.

    Продукт DynaSite (DynaSite Publishing, DynaSite Publishing Enterprise Edition ) Xanadu CMS
    Компания "Рексофт" Xanadu
    Технология Архитектура: трехуровневая, "тонкий" клиент. ОС: Microsoft Windows NT4, Linux, Solaris. СУБД: Microsoft SQL Server 2000. CFML, C++, TSQL, JavaScript. Стандартное ПО: Reksoft DynaSite (версия ядра), Macromedia ColdFusion Server 4.51, Microsoft IIS. ОС Linux; HP Unix; Solaris; Windows NT, 2000, веб-сервер - Apache, IIS, Netscape, iPlanet, поддержка РНР версии не ниже 4.0, СУБД - MySQL версии не ниже 3.23.30; SQL Server, для работы с редакторским интерфейсом необходим Internet Explorer версии 5.5.
    Сайты-примеры www.ozon.ru
    www.benefon.com/eshop www.nwmg.ru
    www.svyazexpo-online.ru
    www.norwecom.comnews.ru
    www.megafon.ru
    www.nikagroup.ru
    www.mptr.ru
    www.mvd.ru
    www.rustv.ru
    www.mediest.ru
    www.staffwell.com
    www.isb.ru
    www.olympus-russia.ru
    Назначение Решение для интерактивного создания и управления представительством компании в интернете Доступны специализированные отраслевые решения и несколько моделей системы, рассчитанных на разные категории пользователей Представительские веб-сайты, корпоративные информационные системы.
    Механизмы управления контентом и поддержки community Удаленно с использованием стандартного веб-браузера. Динамическая модель хранения и представления данных. Информационное наполнение сайта хранится в базе данных и демонстрируется персонально конкретному посетителю в зависимости от выбранного дизайна, прав доступа и пользовательских настроек. Разработка и обновление дизайна и информационное наполнение - разделенные и независимые процессы, происходят в режиме реального времени и могут выполняться как внутренними средствами DynaSite, так и с использованием стандартных приложений Windows. Веб-интерфейс для управления сайтом; администрирование создание, редактирование и публикация на сайте документов разных типов. Создание структуры сайта. Публикация материалов на сайте по пределенному графику. Система поиска. Генерация отчетов по продукции, заказам, подписчикам, посетителям и другим заданным параметрам. Управление подпиской и рассылкой. Голосование и анкетирование. Регистрация и авторизация пользователей.

    Продукт Сайт-Менеджер БД-публикатор SuperSite-Job NetCat
    Компания "Студия 6 этаж" "Триумвират Девелопмент" "АИСТ"
    Технология Приложения для ОС Windows (остальная информация не предоставлена) UNIX, MySQL ОС Linux/FreeBSD веб-сервер Apache PHP 3.0 и выше СУБД MySQL
    Сайты-примеры www.debon.ru
    www.acenc.ru/
    www.geolink.ru
    www.australian.ru
    www.start1.ru
    www.poliv.ru
    www.starlight-models.com
    job.nuclear.ru
    www.superjob.ru
    www.netinfo.ru
    www.fanat.ru
    Назначение Предназначена для компаний, заинтересованых в удобном использовании возможностей интернета. Кадровые агентства. Для автоматизированного создания и поддержки сайтов различных типов, тематик и уровней сложности.
    Механизмы управления контентом и поддержки community Сбор и анализ статистики. Блиц-опросы. Управление счетчиками. Форумы. Отдельные страницы. Каталог файлов. Каталог статей. Каталог абстрактных позиций. Каталог ценовых позиций. Система поиска. По желанию клиента - управление телеконференциями, гостевой книгой, доской объявлений, системой проведения опросов Управление структурой сайта. Управление содержимым сайта. Разграничение доступа. Управление показом рекламы на сайте. Дополнительные модули (e-commerce, подключение поисковой машины).

    Продукт Web Bulder Content Manager 2.0 Exteria Extent EPM CMS
    Компания Actis Systems Exteria Exteria
    Технология Microsoft.NET Microsoft Windows 2000, Microsoft SQL Server 2000 Платформа J2EE, технология JSP
    Сайты-примеры В данный момент система проходит тестирование в ряде крупных компаний www.profifilm.ru
    www.woldbank.org.ru/
    www.deltacapital.ru www.deltaleasing.ru
    www.danfoss.ru
    www.lasvegas.com
    www.getintothegame.com
    www.virtucomgroup.com
    Назначение Управление контентом веб-сайтов (решение для среднего бизнеса). Для сопровождения любого типа веб-сайтов. От создания контента, его обработки до публикации обновлений на сайте.
    Механизмы управления контентом и поддержки community Документооборот, версионность, разделение документов по типам. Разработка, изменение контента нескольких сайтов из единого рабочего пространства в реальном времени. Разделение контента и презентационных шаблонов. Ролевой доступ. Организация рабочих процессов (маршрутизация) Версионность. Тоже что Exteria Extent плюс: персонализация интерфейса, формирование отчетов, конвертация "старого" контента в новые презентационные шаблоны

    Продукт IIG FS MoneyMethod 3000 Q-Publishing 6.0
    Компания IIG (Info Industries Group) ГиперМетод Quantumart
    Технология Linux, Z-Server, ZODB, MySQL, Rython, XMS, SSL, CORBA, DTML, J2EE PHP. Однако сайт может функционировать и на бесплатном сервере (без поддержки PHP). Платформа разработана на основе технологии ASP-MS и базы данных MSSQL
    Сайты-примеры www.iig.ru
    www.f-abrika.ru
    www.rustabak.ru
    www.fan-at.ru
    www.roundtable.ru
    allo.parma.ru
    www.hollywood mission.com zakaz.bor-splintex.ru
    maxandsoft.pochtamt.ru
    www.globaledge.ru
    www.megaproject.ru
    www.abbyy.com
    www.spacenews.ru
    www.forex meritbank.com
    www.forex meritbank.com
    http://www.flycards.net
    www.kurortmag.ru
    Назначение Создание полнофункционального интеренет-ресурса за 2 недели. Для сайтов, ориентированных на торговлю через интернет Создание и управление динамическими веб-ресурсами.
    Механизмы управления контентом и поддержки community Аннотация документов, размещения рисунков, таблиц, гиперсвязи между документами. Изменение иерархической структуры сайта. Управление каталогами товаров и услуг. Полнотекстовой поиск с индексацией документа в момент размещения на сервере. Авторизация и аутентификация. позволяющая разграничить и гибко настроить права различных пользователей сайта Распадающееся древовидное меню позволяет осуществлять доступ ко всем необходимым элементам. Создание и форматирование динамического контента. Автоматическая доставка структурированных документов на веб-сайт. Расширяемость решения. Единица представления контента - область на странице. Система внутреннего оповещения редакторов в связи с изменением отдельного контента

    Продукт Office2site SiTex
    Компания ЗАО "ОЛИС" "АНД Проджект"
    Технология PHP, Perl Ядро: (Macromedia ColfFusion + SiTex)
    Сайты-примеры www.baker.spb.ru
    www.kopsi.ru
    www.kahrs.spb.ru
    www.peterstar.ru
    www.icbank.ru
    www.recont.spb.ru/missing.html
    Назначение Управление контентом сайтов. Создание, администрирование и поддержка корпоративных интернет/интранет-систем. Конструирование, наполнение и редактирование сайтов через браузер, с помощью визуальных средств. Позволяет строить распределенные гетерогенные системы, поддерживает различные операционные системы, СУБД и серверные платформы, работу в кластерах.
    Механизмы управления контентом и поддержки community Управление структурой сайта. Работа с контентом страниц. Новости. Книга описаний продукции. Раздельное управление дизайном, структурой сайта и хранилищем документов. Визуальный редактор структуры сайта и страниц сайта. Более 40 готовых "блоков публикации" - типовых элементов страниц - статей, списков, форм регистрации и т.п. Контекстный редактор содержания (прямо на сайте можно перейти в режим редактирования, позволяющий изменять содержание страницы и атрибуты статей). Организация опросов и тестирований, развитая система безопасности.

    Продукт SOTELA.COM Optimizer Site.faktura
    Компания
    "Гарант-Парк-Интернет" "Центр Финансовых технологий"
    Технология PHP, для внутренней обработки данных и html + javascript для визуального отображения. Microsoft SQL Server 2000, IIS 5.0, WebClass Java2 с использованием следующих технологий: Servlets2.2/JSP1.1, XML/XSL, JDBC
    Сайты-примеры sotela.com
    zaomtk.com
    molodechno.com
    www.aeroflot.ru
    www.sovintel.ru
    www.ko.ru
    www.bpi.ru
    www.gotdotnet.ru
    www.opec.ru
    www.nmb.ru
    www.odss-duma.ru
    www.ftc.ru
    www.faktura.ru
    www.korona.net
    www.kvartplata.ru
    www.legalintel.ru
    www.metalcom.ru
    Назначение Создание и сопровождение сайтов и без знания языков программирования, включая создание собственного дизайна. Возможность полного изменения структуры сайта (перенос страниц из папки в папку, копирование, смена макетов как для отдельных страниц, так и для всего сайта). Технология, ориентированная прежде всего на компании-разработчики веб-решений, включающую в себя средства управления контентом, формирование интерфейсов управления контентом происходит автоматически при создании информационной структуры проекта Создание корпоративных веб-сайтов и веб-порталов различной направленности.
    Механизмы управления контентом и поддержки community
    Архитектура технологии: управление контентом, а также формирование структуры сайта, создание типов документов сайта, связей между типами документов и управление community производится через веб-интерфейс. Реализован механизм размещения и обновления информации, а также система разделения прав, позволяющая создавать группы пользователей с различным набором прав на различные разделы сайта.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    RBC Contents 3.0
    система управления контентом

    RBC Contents 3.0 - решение для создания, поддержки и развития информационных систем:

  • Интернет-системы
  • Внутрикорпоративные порталы, системы справочников, другие интранет-системы
  • Системы электронной коммерции
    1. Что такое RBC Contents?

  • Система предназначена для управления информацией (контентом) в информационных системах различного типа (от Интернет-сайтов до сложных Интранет систем).
  • Работа с системой происходит через Интернет. Квалификация оператора не подразумевает специальных технических навыков.
  • Система обладает широчайшими возможностями, и, вместе с тем, проста в работе. Она воплотила в себя многолетний опыт РБК, накопленный в процессе разработки собственных информационных ресурсов и проектов для клиентов.
  • По мере роста Вашего бизнеса, система может быть легко расширена благодаря универсальной модульной структуре.
  • Систему уже используют такие организации как: МПС РФ, Минатом РФ, ГУМ, Большой театр, Tetrapak, ТПП РФ, USAID, Metro Cash & Carry, Allianz, МТУ-Интел, Ист-лайн, Служба 77, Ингосстрах, Росно, Прогресс-гарант, Finnair, Bull, Gustavsberg, Polaroid, KPMG, Young & Rubikam, Schering AG многие и другие.

    2. Какие задачи решает эта система?

    Информационные технологии и Интернет стремительно меняют лицо современного бизнеса. На сегодняшнем этапе развития корпоративный сайт - это не просто маркетинговый инструмент, «визитная карточка». Это полнофункциональное средство взаимодействия с клиентами и контрагентами, средство организации совместной работы сотрудников. Идеальный корпоративный сайт должен представлять собой информационное отражение всех аспектов деятельности фирмы. Все, что происходит в компании, должно изменять и дополнять информацию сайта в разделах с открытым или закрытым доступом. Только таким образом можно получить максимальный эффект от использования основополагающих характеристик Интернет - интерактивности и динамичности.

    Работа по обновлению информации в Интернет-системе связана с целым комплексом задач, решение которых может представлять определенные трудности. Технологический переход от простых, статичных сайтов к сложным веб-системам ставит перед их владельцами новую проблему - для регулярного и качественного обновления информации, публикуемой в Интернет, требуется содержать целый штат технических специалистов в области программирования и веб-дизайна. Но даже это не всегда обеспечивает достижение должной оперативности. Во многих случаях информационное наполнение подготавливается несколькими отделами и материалы должны проходить цепочку утверждения перед публикацией на страницах сайта.

    Представляемая нами система RBC CONTENTS предназначена для решения всех этих задач. Она позволяет сотрудникам, непосредственно ответственным за подготовку информации, писать, публиковать и обновлять данные на сайте со своих рабочих мест через Интернет. Работа с системой не требует от сотрудника знаний программирования или веб-дизайна.

    Внедрение RBC CONTENTS в Вашей компании позволит Вам раз и навсегда решить технические проблемы, связанные с поддержкой сайта, сосредоточившись на сути - содержании и составе информации, которая должна быть размешена на вашем веб-узле.

    Система динамического управления информацией RBC CONTENTS воплотила в себя многолетний опыт РБК, накопленный в процессе разработки наших собственных web-проектов и проектов наших клиентов, среди которых - МПС РФ, Минатом РФ, Tetrapak, ГУМ, Большой Театр, Сургутнефтегаз и многие другие.

    3. Функциональная часть системы

    Система состоит из базового «сервера» и дополнительных модулей:

  • RBC Contents сервер - базовый сервер, включается во все комплектации системы. Составляет ядро системы управления контентом (предоставляет средства «редактор текстов», «добавление структурных разделов», «новостная лента» и другие).
  • RBC e-Commerce сервер * - сервер электронной коммерции («каталог», «заказ» и т.д.).
  • Дополнительные модули - поиск, документооборот, менеджер задач, модули для интеграции с различными корпоративными информационным системами (КИС), статистика и другие.

    * Оба «сервера» могут располагаться на одном и том же компьютере.

    На схеме изображены серверы, дополнительные модули к каждому из них, пользователи системы и ее интеграция с корпоративной информационной системой (КИС), используемой в организации (связь осуществляется при помощи специальных модулей «адаптеров», которые уже созданы нашими специалистами для всех распространенных КИС).

    4. RBC Contents сервер

    Самым простым и распространенным приложением системы является интернет-сайт. Давайте рассмотрим, какие возможности система предоставляет владельцу сайта:

  • возможность управлять информационным наполнением (редактировать тексты, новости, пресс-релизы, прайс-листы и т.д.)
  • возможность изменять структуру сайта (добавлять разделы, переименовывать их и т.д.)
  • набор дополнительных возможностей (утверждать новости у начальника перед их опубликованием на сайте, просмотр статистики посещений и т.д.)

    Все эти действия не требуют от оператора знаний в области программирования или веб-дизайна. Первичное обучение сотрудника, обновляющего информацию, составляет не более 1-2 часов. Работать с системой можно с разных компьютеров через Интернет. Доступ в административную часть системы ограничивается паролем и другими средствами безопасности.

    1. Блок 1 (меню, отражающее структуру сайта): с помощью «Конструктора сайта» вы можете без особого труда добавлять на сайт новые разделы, а также редактировать информационное наполнение уже существующих разделов.

    2. Блок 2 (новость): встроенный «Редактор документов» позволяет подготавливать материалы для сайта (новости, статьи, пресс-релизы). С помощью редактора вы можете форматировать текст, вставлять иллюстрации, гиперссылки и многое другое. Поддерживаются все самые необходимые функции для работы с текстовой информацией, такие как работа со шрифтами, выравнивание текста, маркированные списки и т.д.

    3. Блок 3 (вход для корпоративных пользователей): на сайте могут быть закрытые разделы, например для сотрудников компании или дилеров. Эти разделы могут быть интегрированы с корпоративной системой заказчика, как, например, сделано в рассматриваемой системе.

    4. Блок 4 (выбор языка): с помощью системы RBC Contents сайт может быть разработан на нескольких языках. Для его поддержки от сотрудников требуется только переводить тексты документов, обе версии будут поддерживаться автоматически.

    5. «Система разделения доступа» позволяет управлять правами доступа сотрудников к административным разделам сайта. С ее помощью могут быть определены роли пользователей, например «администратор», «автор», «выпускающий редактор», и т.д. Также, система ведет журнал событий, связанных с редактированием информации, например операции над новостями, поисковые запросы, операции над системными разделами и т.д.

    Все эти возможности заложены в базовую функциональность RBC Contents сервера. Используя сервер даже без дополнительных модулей можно поддерживать сложный сайт. Однако, зачастую, система требует не только базовой функциональности, но и дополнительных опций, которые в большом разнообразии представлены в виде отдельных модулей.

    1.1. Дополнительные модули
    1.1.1 Поиск

    Модуль предоставляет возможность быстрого поиска информации по сайту. При этом пользователь может как просто указать нужное ключевое слово, так и задать сложные правила отбора материалов, в том числе ограничить область поиска определенной рубрикой или разделом, периодом публикации и т.п. Информация о запросах (даже если искомое слово не было найдено) сохраняется и может быть использована для анализа потребительского интереса.

    В зависимости от требований к производительности системы поиска и предполагаемого объема информации, публикуемой на сайте, можно выбрать один из следующих вариантов реализации данного модуля:

  • Простая и удобная поисковая система, оптимальная для небольших и средних объемов данных. Система позволяет осуществлять поиск как по материалам сайта, так и по базе данных (БД).
  • Мощная поисковая система AltaVista, доработанная с учетом морфологии русского языка.

    1.1.2. Менеджер задач (workflow)

    Модуль “Менеджер задач” позволяет повысить эффективность работы персонала при работе с системой публикации. С его помощью может быть организована цепочка прохождения материалов от стадии создания до стадии публикации и последующего сопровождения. Все функции автора, корректора и редактора могут быть при необходимости разделены между разными людьми со своей долей ответственности. Каждому сотруднику может быть поставлена периодическая или разовая задача, а также назначен срок выполнения (“deadline”) той или иной работы. При этом система автоматически напоминает сотрудникам о поставленных задачах, рассылая уведомления по электронной почте, и фиксирует их отчеты о выполненных задачах. Это позволяет организовать автоматизированный процесс обработки и публикации материалов (“”workflow”).

    Руководители могут использовать данный модуль для получения отчетов о состоянии дел. При этом система выделяет просроченные и неисполненные задачи, предоставляет статистику по сотрудникам, отделам и т.п.

    1.1.3. Система показа баннеров

    Модуль позволяет размещать на страницах сайта рекламные материалы традиционным для Интернета способом - в виде графических блоков (баннеров). По каждому баннеру система может накапливать подробную статистику - число показов и число «кликов» (т.е. количество читателей, прореагировавших на данную рекламу), в том числе с группировкой по времени.

    1.1.4. Статистика посещений

    Модуль позволяет накапливать статистику активности посетителей при просмотре ими различной информации на сайте. Это позволяет в любой момент получить наглядные и достоверные отчеты, определить, сколько пользователей посетило сайт за какой-либо промежуток времени, какие именно материалы привлекли их наибольшее внимание, проследить динамику посещаемости сайта (в виде графиков и таблиц), а также формировать рейтинг материалов (статей, новостей), опубликованных на страницах сайта.

    1.1.5. Форум

    Модуль позволяет организовать процесс обмена мнениями между посетителями сайта. В большинстве случаев формируется группа постоянных участников форума, и Вы сможете выгодно использовать аудиторию лояльных посетителей сайта в маркетинговых целях. Администратор сайта имеет возможность модерировать форум, например удалять нежелательные сообщения.

    1.1.6. Email рассылка

    Модуль предназначен для организации автоматической рассылки информации посетителям сайта по электронной почте. Это предоставляет мощный инструмент для формирования и удержания аудитории постоянных посетителей сайта.

    1.1.7. Опросы

    Модуль предназначен для организации голосований и опросов посетителей сайта в реальном времени. Использование опросов на сайте вносит элемент интерактивности, посетитель чувствует, что его мнение важно. С помощью этого модуля вы можете проводить маркетинговые мини-исследования.

    1.1.8. Вакансии

    Модуль предоставляет удобный инструмент для размещения на страницах сайта информации о вакансиях в компании.

    1.1.9. Часто задаваемые вопросы (FAQ)

    Модуль предназначен для размещения на сайте раздела, посвященного ответам на наиболее часто задаваемые вопросы пользователей.

    1.1.10. Импорт данных

    Модуль «Импорт данных» позволяет автоматически импортировать и отображать на страницах сайта данные из внешних (котировки с бирж, новости информационных агентств и т.д.) и внутренних источников (корпоративных информационных систем). РБК предоставляет ряд стандартных интерфейсов импорта данных, в первую очередь для взаимодействия с серверами собственного информационного агентства, крупными биржевыми системами и т.п. При необходимости может быть разработан и специфический модуль для взаимодействия именно с вашим эксклюзивным поставщиком информации.

    5. Обучение, поддержка и дополнительные сервисы

    Система RBC CONTENTS - это не просто набор программных модулей, позволяющих решить определенный круг задач. Уникальность предложения РБК состоит в комплексности подхода к созданию, продвижению, поддержке и дальнейшему развитию Вашего web-ресурса.

    Размещение сервера (хостинг и collocation). Компания РБК предлагает услуги надежного хостинга для размещения ваших информационных ресурсов в сети Интернет. Услуги хостинга позволяют Вам:

  • Арендовать дисковое пространство и программное обеспечение на наших серверах.
  • Поставить собственный сервер на нашей площадке (collocation).

    Качество оказываемых услуг подтверждается многолетней бесперебойной работой наших собственных серверов и информационных ресурсов наших клиентов.

    Горячая линия (Hotline). Специалисты, круглосуточно занимающиеся поддержкой web-ресурсов, обладают необходимой квалификацией для исправления любых сбоев в работе серверов, включая работу с программным обеспечением.

    Создание и поддержка системы электронной почты. Включает в себя создание и администрирование почтовых ящиков с электронными адресами в любом зарегистрированном домене (см. “Регистрация доменных имен”).

    Регистрация доменных имен. РБК является дилером компании РосНИИРОС и оказывает услуги в области регистрации доменных имен, в том числе в зонах RU, COM, NET, ORG.

    Регистрация в поисковых системах. Специалистами РБК разработана специальная технология регистрации сайта в поисковых системах, которая обеспечивает быстрое нахождение сайта по запросам пользователя и, в конечном счете, дополнительный приток посетителей.

    Скидки при добавлении на сайт дополнительных модулей. Система RBC Contents, на базе которой разрабатываются web-проекты в РБК, имеет модульную структуру. Вы можете расширять функциональность вашей системы постепенно, с ростом Вашего бизнеса. При этом действует гибкая система скидок для клиентов, web-ресурс которых разработан компанией РБК.

    Дополнительное программирование, модификация мультимедийных элементов, редизайн сайта. РБК предлагает полный спектр услуг по модернизации вашего информационного ресурса: добавление/модификация мультимедийных элементов, дополнительное программирование, редизайн сайта. Стоимость услуги зависит от типа выполняемых работ и того, какие специалисты будут привлечены.

    Ежегодное обновление системы. РБК постоянно совершенствует свои программные продукты, учитывая накопленный опыт и пожелания наших клиентов. В рамках данной услуги вы можете ежегодно обновлять программное обеспечение вашего web-ресурса. Стоимость обновления составляет 10% от стоимости лицензии или 15% - включая услугу “горячая линия (hotline)”.

    Серверные SSL-сертификаты. Сертификаты Thawte - необходимое средство для обеспечения безопасности работы в Интернете вообще и электронной коммерции в частности. Серверные сертификаты позволяют защитить Вас и Ваших клиентов от перехвата, искажения и подделки информации, являясь важным компонентом безопасного протокола SSL и надежным “удостоверением личности” Вашего сервера.

    Разработка фирменного стиля, брошюры, буклета. Компания РБК оказывает услуги в области разработки фирменного стиля организации. Наши дизайнеры подберут стилистическое решение с учетом сферы деятельности Вашей компании, а также ее позиционирования на рынке. Кроме того, мы готовы взять на себя разработку рекламных материалов, таких как брошюры и буклеты. Эта услуга уместна в том случае, когда сайт и фирменный стиль разрабатываются одновременно.

    Система статистики, аналитика по результатам. При проведении рекламной кампании наши специалисты постоянно будут отслеживать эффективность тех или иных этапов и, в случае необходимости, вносить оперативные корректировки в план рекламной кампании. Анализ посещаемости Вашего сервера даст необходимую информацию для подробного заключения об эффективности рекламной кампании по ее итогам. Эти данные будут рассматриваться в совокупности с информацией об изменениях в бизнес-процессах клиента (рост продаж, активизация взаимоотношений с партнерами и клиентами и т. п.), и таким образом будет получена наиболее объективная картина.

    Услуги оператора по наполнению сайта контентом. Для успеха Интернет-проекта недостаточно просто хорошо его разработать. Необходима его постоянная информационная поддержка. В некоторых случаях это требует наличия специального оператора, ответственного за обновление информации на сайте. РБК готов взять эти функции на себя.

    Обзор конкурентов в Интернет по выбранному списку. Наши специалисты проанализируют ситуацию на рынке интернет-ресурсов российских и зарубежных компаний, работающих в данной сфере бизнеса, проведут подробную экспертизу существующих интернет-проектов соответствующей тематики и выделят основные преимущества и недостатки действующих ресурсов. Для проекта будут выработаны конкретные рекомендации по воплощению оптимальной модели Вашего интернет-бизнеса.

    Сбор новостей по деятельности конкурентов. Подробный отчет-мониторинг о деятельности компаний-конкурентов, включающий в себя, например, следующие данные: появление дочерних компаний, филиалов, слияние с другой компанией, привлечение инвестиций, новые крупные клиенты и партнеры, новые продукты или услуги, изменения в ценовой политике и т.д.

    Аудит сайта, предложения по модификации. РБК оказывает услуги в области профессионального аудита вашего web-ресурса. Результатом этой работы является подробный отчет, содержащий рекомендации РБК по улучшению вашего сайта.

    6. Информация об РБК-Софт

    РБК-Софт входит в состав компании РосБизнесКонсалтинг (РБК) и является одним из крупнейших разработчиков программного обеспечения в России. РБК стал одной из первых компаний, добившихся успеха и получивших признание на быстрорастущем российском рынке информационных технологий.

    Накопленные знания и опыт позволяют РБК успешно работать в сфере комплексных IT-решений, которые мы предлагаем нашим клиентам. Первоначальный опыт компании в области создания программных решений был накоплен при разработке программного обеспечения для финансовой сферы, в которой к IT-решениям предъявляются самые высокие требования по качеству и надежности.

    На сегодняшний день в РБК СОФТ работает более 200 специалистов, среди которых более 160 высококвалифицированных программистов, аналитиков, консультантов. Профессионализм квалифицированных специалистов в сочетании с возможностями крупнейшего российского информационного агентства позволяет РБК разрабатывать и продвигать на рынок эффективные ИТ-решения практически для всех направлений бизнеса. РБК реализует ИТ-проекты различной степени сложности и выполняет весь цикл работ от предпроектного обследования до внедрения и сопровождения.

    Аналитики РБК, специализирующиеся в различных областях, обладают исчерпывающими знаниями как о специфике бизнес-процессов в данной отрасли, так и об информационных технологиях. Компания является единственным представителем VeriSign, Network Solutions и Altavista в России и СНГ. РБК принимает участие в программах Intel e-Business Solution Provider Program и IBM Partnerworld for Software Program.

    Благодаря осуществляемым научным исследованиям программные инженеры и специалисты РБК разрабатывают новые и эксклюзивные решения для компаний, работающих в различных секторах промышленности. Треть инженеров РБК постоянно вовлечена в научно-исследовательскую деятельность, в рамках которой совершенствуются прежние разработки и создаются новые. Специалисты РБК постоянно проходят курсы повышения квалификации у ведущих западных производителей программного обеспечения.

    Компания РБК-Софт сертифицирована TUV на соответствие стандартам качества ISO 9001:2000.

    Контактная информация

    Тел.: +7 (095) 363-1114
    E-mail: cms@rbc.ru
    Web: http://www.rbcsoft.ru