Рынок телекоммуникаций: Сотовый бум или сотовый Doom?
Виталий СолонинСтатистические данные по российской сотовой связи однозначно свидетельствуют о сотовом буме на нашей по-прежнему еще необъятной родине, что роднит нас с Китаем и Индией. Шутка ли - прирост абонентской базы за прошлый год составил 131% (3,4 млн. абонентов в конце 2000 года и 7,84 млн. - в конце 2001 г.)! Россия занимает второе место среди стран Восточной Европы по абсолютному числу абонентов, однако относительные показатели более чем скромные - уровень проникновения сотовой связи составляет всего 5,3%, что на порядок меньше, чем в других европейских странах. Даже в бывших соцстранах и в некоторых бывших союзных республиках этот показатель заметно больше. В Польше, например, он составляет почти 25%, а в Эстонии по состоянию на конец 2001 года было подключено 52% граждан. Тем не менее, спрос стал более массовым, что, несомненно, радует сотовых операторов и огорчает толстосумов, которые лишились своего статусного символа. Последним теперь советуют пользоваться золотыми, платиновыми и бриллиантовыми моделями телефонов по цене от $20 тысяч.
Прогресс идет вперед, и некоторые российские операторы уже испытывают сети нового поколения. Тем временем, в Европе начинается "мобильная" игровая война - все увлечены эдаким Doom`ом, перекроенным на телефонный манер. Ну а английские любители голубей объявили сотовым компаниям настоящую войну - более половины их любимых птиц перестали возвращаться в родные голубятни.
Производители
Начнем с производителей мобильных телефонов.
Успех неразлучен с южнокорейской компанией Samsung Electronics, как тень. По данным шведской газеты Dagens Industri со ссылкой на Gartner Dataquest, концерну Samsung удалось вытеснить с третьего места в мировом рейтинге крупнейших производителей мобильных телефонов шведско-японскую Sony Ericsson.
Восхождению южнокорейской звезды в немалой степени способствовало расширение рынков мобильных телефонов стандарта CDMA на двух американских континентах и в Австралии, а также продолжительные успехи компании на европейском рынке GPRS.
Показав в III квартале невиданный 174-процентный рост продаж сотовых телефонов, компания Samsung Electronics заняла по объему продаж четвертое место в мире; ее рыночная доля возросла с 5% в 2000 году до 7,5% в 2001 г. против снижения с 10% до 7,3% у ближайшего конкурента - Sony Ericsson. И это несмотря на то, что в прошлом году компании Ericsson и Sony объединили свои подразделения по производству мобильных телефонов в совместное предприятие.
Таким образом, согласно Dataquest, список семи мировых лидеров по производству мобильных телефонов выглядит следующим образом: Nokia, Motorola, Samsung Electronics, Ericsson, Siemens, Panasonic и NEC. При этом финская Nokia с ее 35,6-процентной долей мирового рынка (2000 год - 30,6%) продолжает лидировать с большим отрывом.
Что касается российского рынка, то здесь по объему продаж лидирует немецкий концерн Siemens, которому удалось потеснить мирового лидера Nokia. А Philips, не входящий в семерку лидеров-производителей, вообще решил временно свернуть работу подразделения, занимающегося продажей мобильных телефонов в России. С января текущего года этот концерн переводит производство из Франции в Китай. Планируется, что после русификации французские телефоны китайской сборки попадут на российский рынок.
В начале этого года Nokia прославилась тем, что открыла дочернюю фирму Vertu, которая будет производить телефонные аппараты класса "люкс", предназначенные для богатых клиентов. Таким образом, Nokia стремится нагнать своих конкурентов - Ericsson и Motorola, - которые уже несколько лет выпускают ограниченное число роскошных аппаратов с золотыми корпусами и бриллиантами. Эксперты сходятся во мнении, что в настоящее время имеется вполне ощутимый спрос на дорогие эксклюзивные сотовые телефоны как символ высокого статуса.
На днях Nokia сообщила о выпуске нового телефона стандарта CDMA 1900 МГц для Америки Nokia 8270 со встроенным мини-веб-браузером, системой обмена SMS-сообщениями, записной книжкой на 250 номеров, настройкой профилей, виброзвонком, будильником, календарем, накладными панелями разных цветов...
Японский производитель электроники Toshiba намерен объявить на шоу 3GSM в Каннах о начале производства GPRS-телефонов. Чарльз Бакстер (Charles Baxter), директор по маркетингу британского филиала Toshiba, отметил, что "важным фактором на рынке Западной Европы в течение ближайших нескольких лет станет замена старых телефонов на новые. Предполагается замена около 100 миллионов телефонов за 4 года, а новые услуги и новый контент только усилят спрос на этом рынке".
Ну а какая из последних моделей мобильных телефонов запомнилась больше всего в России и почему?
Игорь Акулинин, директор отдела стратегического развития ЗАО "Соник Дуо":
"Ericsson T68 - за цветную графику и MMS, Samsung N-400 - за дизайн и антенну, Nokia 7650 - за концепцию".
![]() |
![]() |
![]() |
Ericsson T68 | Samsung N-400 | Nokia 7650 |
Михаил Умаров, руководитель Службы по связям с общественностью компании "ВымпелКом":
"Сегодня на рынке столько телефонов на любой вкус и кошелек, что даже трудно что-то здесь выделить. Лично мне нравятся телефоны с функцией GPRS, например, Siemens ME45, S45, Nokia 8310, что позволяет их использовать в качестве модема для доступа к интернету в тех местах, где проводной интернет недоступен. Это действительно удобно".
![]() |
![]() |
![]() |
Siemens ME45 | Siemens S45 | Nokia 8310 |
Косинов Михаил Иванович, заместитель Генерального директора МСС по новым технологиям:
Рынок мобильных телефонов давно стал массовым и потребительские свойства моделей очень схожи. Пожалуй, для себя я не могу определить самый запомнившийся аппарат, намного превосходящий в чем-то остальные модели. И в этой связи проблемы выбора для меня сейчас не существует, я привык к таким универсальным телефонам. Поделюсь своим наблюдением: определяющими критериями при выборе мобильного телефона сегодня становятся самые общие - нравится дизайн, популярна модель, подходит для этой работы или просто - можешь себе позволить по цене.
Леонид Платонов, руководитель подразделения мобильных сетей Lucent Technologies в России и СНГ:
"Лично я пользуюсь несколькими различными моделями телефонов и должен признать, что достаточно часто бывают такие обстоятельства, при которых каких-то функций или характеристик все равно не хватает. Несмотря на то, что каждый телефон в отдельности содержит что-то уникальное, абсолютного лидера в данном сегменте нет, и производителям мобильных устройств есть над чем работать".
Александр Николаев, PR менеджер, Отделение Ericsson по Восточной Европе и Средней Азии:
"Ericsson T68. Это - настоящий хит! Конечно, его возможности могут наиболее полно раскрыться с внедрением операторами услуги MMS (Multimedia Messaging Service - услуги мультимедийных сообщений). С помощью MMS пользователи мобильных телефонов могут отправлять и получать высококачественную графику, анимацию, видео- и аудиофрагменты".
Кстати, способствовать развитию услуг MMS будут компании Siemens, Nokia, Sony и Ericsson, которые "объединяются для глобального взаимодействия по развитию сервиса мультимедийных сообщений".
"Наша задача - добиться скорейшего внедрения стандарта MMS и обеспечить его широкое распространение. Технология SMS имела огромный успех, и мы надеемся, что MMS примет ее эстафету как технология столь же простая и удобная, но при этом еще более увлекательная в использовании", - отмечает Питер Цапф, президент Siemens IC Mobile по мобильным телефонам.
Александр Луковкин, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании "Ярославль-GSM":
"Nokia - запомнилась новая концепция в целом, впервые проявившаяся в модели 8310. Имеется в виду тот факт, что все новые модели внешне построены по одному принципу, и сразу видно, что это именно Nokia. Запомнились модели 7650, 8310, 5510. Можно спорить об удобстве, но нельзя не отметить оригинальность модели, это уже не просто телефон...
![]() |
![]() |
Nokia 7650 | Nokia 8310 |
![]() |
|
Nokia 5510 |
Motorola V66 - после долгих попыток все-таки довели "раскладушки" до идеала. Motorola V70 - новая концепция. В свое время Motorola предложила аппарат-"раскладушку" ("книжку"); теперь аппарат открывается путем поворота верхней части. Думаю, эта модель может претендовать на создание нового класса телефонов (по аналогии: телефоны - "книжки")".
![]() |
![]() |
Motorola V66i | Motorola V70 |
Сергей Частухин, начальник отдела информационных технологий компании "Ярославль-GSM":
Siemens S45 (M45). Как пользователь Siemens S35, могу отметить "преемственность поколений", то есть основные нюансы в пользовании аппаратом остались прежними, но добавлено очень много действительно удобных новшеств. Аппарат компактный и эргономичный - "все в одном флаконе". Очень функциональный, с высокой чувствительностью приема. Кроме того, приятно радует его MP3".
![]() |
![]() |
Siemens S45 | Siemens S35 |
Итак, наш мини-опрос показывает, что среди огромного выбора моделей сотовых телефонов искушенный потребитель выбирает такие модели, как Ericsson T68, Nokia 7650 и 8310, Siemens S45. Даже в такой малой выборке, как 5 человек, эти модели упоминались более одного раза.
![]() |
![]() |
![]() |
Ericsson T68 | Nokia 7650 | Nokia 8310 |
Российские операторы
13 февраля появилось сообщение о том, что абонентская база оператора "Би Лайн" в столице по состоянию на 31 января превысила абонентскую базу МТС. В целом по России, по оценкам аналитика J'son&Partners Антона Погребинского, у МТС было 2815 млн. абонентов, у "Би Лайна" - 2337 млн., у "Мегафона" - 1050 млн. Всего абонентов в России на 31 января - 8660 млн. Примечательно, что лидером роста стал "Мегафон", за месяц увеличивший свою абонентскую базу на 10%. Однако официальные данные от операторов по абонентской базе появятся только в марте.
Рынок постепенно наводняется все новыми и новыми так называемыми мелкими услугами, за счет которых, как считают в исследовательской компании TowerGroup, прибыли операторов мобильной связи резко вырастут в течение ближайших трех лет. В отчете говорится, что к 2005 году мелкими услугами будут пользоваться 118 млн. человек в Западной Европе, 145 млн. в Азии и всего 22 млн. в Северной Америке.
Помогут подготовиться к такому скачку программисты, в том числе и российские. Департамент "Мобильные сети связи и передачи информации" (IC Mobile) концерна Siemens AG и российская компания "И-Система", дочернее предприятие АФК "Система" и АО "Система-Телеком", подписали соглашение о сотрудничестве в области разработки программного обеспечения для мобильных терминальных устройств.
Другая российская компания - Oxygen Software, - производитель программного обеспечения для мобильных телефонов Nokia, выпустила версию 2.3 элементов управления ActiveX для телефонов Nokia стандарта GSM - Oxygen SMS ActiveX Control и Oxygen SMSPlus ActiveX Control. Этот продукт позволит клиенту отправлять текстовые сообщения, картинки и логотипы групп абонентов; считывать и устанавливать номер центра SMS, читать и удалять содержимое папок SMS и т. п. Кроме того, клиент получает доступ к различным параметрам телефона: IMEI, модель телефона, версия и дата прошивки, а также уровень сигнала, заряда батарей и др.
Итак, мелкие "мобильные" услуги будут распространяться все больше и больше, что мы и наблюдаем уже сегодня. Практически одновременно стало известно о том, что все три лидирующих российских оператора - МТС, "Би-Лайн" и "Мегафон" приготовили сюрприз для любителей спорта - их абоненты могут получать новости зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити на мобильный телефон.
Абоненты МТС знакомятся с олимпийскими новостями при помощи SMS-сообщений. Стоимость разовой услуги "в период опытно-коммерческой эксплуатации" равна стоимости исходящего SMS-сообщения согласно выбранному тарифному плану. По состоянию на 6 февраля абоненты МТС могут пользоваться рядом развлекательных и информационных SMS-услуг: анекдоты, гороскопы, афоризмы, погода, курсы обмена валют и др. Помимо этого, обладателям WAP-телефонов с недавнего времени стали доступны 4 игры.
С 11 февраля МТС ввела новый SMS-сервис "Знакомства", расширив свою развлекательную тематику. Напомню, что в конце прошлого года компания при поддержке группы "Пси-Корпус" анонсировала услугу, позволяющую обладателям WAP-телефонов развлечь себя разнообразными тестами, начиная от тестов на деловые качества и кончая "подсчетом" своей сексапильности (представляете, что будет с бедным мобильником, если результаты теста окажутся хуже предполагаемых!). Дамам предлагается даже "осознать, почему любимый мужчина находится рядом"...
"БиЛайн", помимо платной подписки на новости с зимней Олимпиады, предлагает такой сервис, как BeeAction - получи свой приз, киноафиша, SMS-переводчик, адрес, мелодии для телефонов Nokia, мобильный e-mail, SMS-чаты и др.
В отличие от конкурентов, "Мегафон" предоставляет "олимпийскую" услугу бесплатно в виде доступа к разделу SIM-меню, которое "прошито" непосредственно на SIM-карте абонента. Помимо спортивных новостей, абонентам "МегаФона" на сегодня доступны: репертуар столичных клубов и кинотеатров, прогноз погоды, программа ТВ, телефонная база организаций, игра Black Jack, гороскопы и пр. Предмет особой гордости "Мегафона" - раздел "Ближайшие", позволяющий получать адреса и телефоны ближайших городских объектов (ресторанов, клубов, автосервисов, АЗС, магазинов, различных городских организаций и т.п.).
Итак, спектр развлекательно-информационных SMS-, WAP-, SIM- и прочих услуг у основных российских операторов продолжает расширяться. Немалое место в нем отводится телефонным играм - относительно новой нише, которую начинают осваивать мобильные устройства. Для справки: по прогнозам агентства Datamonitor, к 2005 году в телефонные игры будут играть 200 млн. человек, а объем рынка достигнет $6 млрд.
Российские сотовые операторы не забывают и о дежурных маркетинговых акциях, без которых уже не обходится ни один праздник. Так, в офисах МТС с 8 февраля по 8 марта открыта ярмарка-распродажа мобильных телефонов и аксессуаров. Каждому подключившемуся обещают в подарок карту "Экспресс-оплата" номиналом 5 у.е., включающую, в зависимости от тарифного плана, до 100 минут эфирного времени.
А компания "Персональные коммуникации", оператор сотовой сети СОНЕТ стандарта CDMA (IS-95) в Москве к Дню всех влюбленных объявила о том, что все подключившиеся в феврале по тарифному плану "Сонет-120" получат возможность бесплатных и безлимитных разговоров в течение 14 дней.
Кроме того, этот оператор ввел новый тарифный план "Сонет Святого Валентина", по которому все влюбленные смогут поздравлять друг друга в течение 200 бесплатных минут.
От конкурентов не отстает и "ВымпелКом", который представляет акцию "Сувениры к праздникам". Все абоненты, совершившие с 8 февраля по 8 марта определенные покупки в офисах продаж "Би Лайн" и салонах "Мобайл Центра", получат в подарок косметический набор "Nivea".
А теперь о более серьезном. 12 февраля стало известно, что ЗАО "Соник Дуо", оператор общероссийской сети мобильной связи "МегаФон" в московском регионе, получил первый транш в размере $75 млн. от европейских банков HypoVereinsbank и Nordea, а также от Европейского Банка Реконструкции и Развития (EBRD) и Международной Финансовой Корпорации (IFC). Оставшаяся часть кредита ($63 млн.) будет предоставлена ЗАО "Соник Дуо" в течение этого года. Планируется, что полученные средства будут направлены на развитие и расширение московской сети "МегаФон".
"Мегафон" не забывает и о другом столичном рынке - петербургском. В ответ на действия МТС в этом регионе (с 25 декабря 2001 года стоимость исходящего вызова на мобильные телефоны абонентов сети МТС Санкт-Петербурга и Ленинградской области в зоне действия Санкт-Петербургского коммутатора в течение целого года - до 31 декабря 2002 года - составляет всего 0,01 у. е. без учета НДС и налога с продаж) компания "Северо-Западный GSM", основная ударная сила "Мегафона", объявила о введении с 4 февраля тарифного плана "Люкс" с неограниченным внутрисетевым и местным трафиком для абонентов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С этого же дня вводится бесплатное подключение на все тарифные планы, действующие в этом регионе, а также снижается стоимость связи в тарифах "GSMЛАЙТ", "VIP-класс" и "Корпоративный".
Продолжение статьи читайте на следующей неделе.