Рынок телекоммуникаций: Телеком не хочет быть экономным
Виталий СолонинСобытия прошедшей недели еще раз подтвердили умение европейской телекоммуникационной отрасли жить красиво и не по средствам - несмотря на финансовые неуспехи ряда крупнейших телекомов, Европа не отказывается от воплощения в жизнь довольно дорогого спутникового проекта "Галилео", а наоборот, утверждает планы по его финансированию. Аналитики же предсказывают бурное развитие услуг беспроводного доступа в интернет, имея в виду прежде всего доступ в Сеть с мобильных устройств. Последние подстраиваются под все возрастающие потребности юзеров, а телекомы постепенно готовятся к появлению сетей нового поколения.
Бессмертный "Галилео"
Французский гигант связи France Telecom отличился тем, что занял второе место в истории страны по убыткам и возглавил мировой список должников - чистый убыток компании за прошлый год составил 8,3 млрд. евро, а долги достигли астрономической суммы в 60 млрд. евро. Среди причин таких неудач - уменьшение рыночной стоимости инвестиций в телекоммуникационный сектор и запутанная ситуация с операциями в Германии и Италии. В убыток вошло списание стоимости немецкого оператора MobilCom, где FT владеет 28,5% акций.
Что касается Mobilcom, то этот оператор сотовой связи находится в полной неопределенности - переговоры с France Telecom зашли в тупик; чистый убыток за прошлый год составил 206 млн. евро, клиентская база похудела за 4 квартал на 600 тысяч. Напомню, что France Telecom перекрыл финансовый ручеек к Mobilсom после того, как последний не отрекся от амбициозных планов по развертыванию 3G-сети.
Тем не менее, в этом году France Telecom ожидает рост доходов, исчисляемый двузначными цифрами в процентном отношении, и даже собирается выплатить дивиденды. Но, так или иначе, а гиганту придется продавать часть своих активов. В их число, вероятно, попадут голландский оператор Casema, итальянский Wind и другие.
Другой европейский оператор - британская телекоммуникационная компания BT Group - закроет 67 из 98 операторских центров в течение следующих четырех лет и сократит 2200 рабочих мест в ближайшие 2 года.
Не везет что-то крупным телекомам, особенно их сотрудникам. И вот опять - крупнейшая телефонная компания Гонконга Pacific Century CyberWorks (PCCW) сообщила об увольнении 858 человек, что составляет 6% рабочей силы. И это несмотря на то, что компания не является убыточной - чистая прибыль за 2001 год составила $243 млн. Среди причин, из-за которых компания чувствует себя неуверенно и прибегает к непопулярным мерам - экономический спад, насыщенность рынка и увеличивающаяся конкуренция.
Несмотря на то, что финансовое положение европейской телекоммуникационной отрасли оставляет желать лучшего, Европа не собирается отказываться от своих амбициозных планов. Судьба суперпроекта "Галилео" на днях окончательно прояснилась - министры транспорта стран ЕС одобрили, несмотря на критические высказывания по поводу дороговизны проекта, выделение средств на создание этой спутниковой навигационной системы. На начальные нужды ЕС выделил 450 млн. евро.; общий же размер необходимых вложений оценивается в 3,6 млрд. евро.
Напомню, что новая спутниковая система позволит к 2008 году разработать в Европе систему навигации, аналогичную американской военной системе Global Position System (GPS). Для этого понадобится "всего лишь" 38 действующих спутников.
Сделки
В центре внимания аналитиков на прошедшей неделе была сделка по слиянию шведского оператора связи Telia и финского оператора Sonera, в результате которой должен был родиться монстр с рыночной капитализацией в $17,2 млрд. и с ежегодным объемом продаж около $8 млрд.
За последние два года Sonera и Telia уже не раз садились за стол переговоров, однако все они заканчивались ничем. На этот раз информация, полученная Financial Times от инсайдеров, свидетельствовала о том, что в переговорах достигнут определенный прогресс. И действительно, вскоре после публикации Sonera сообщила о слиянии с Telia.
Больше всех, по-видимому, радуются акционеры Sonera - 1,5144 акции Telia в обмен на каждую акцию Sonera означает, что они получат на 16% больше рыночной стоимости акций Sonera по состоянию на момент закрытия торгов 22 марта.
Ранее Telia продала свою 26%-ную долю в индийском операторе мобильной связи стандарта GSM Bharti Mobile (торговая марка AirTel) за $58,4 млн. основному акционеру Bharti Mobile - компании Bharti Tele-Ventures. Telia сообщила, что продажа является частью ее усилий по упрощению функционирования и переносу основной деятельности на рынки в скандинавских странах и странах Балтии.
Стоит упомянуть также о стратегическом альянсе по разработке и внедрению технологий и услуг беспроводной широкополосной связи между Korea Telecom и LG Electronics. Обе компании намерены создать пробный вариант системы связи с интернетом до конца марта, а во второй половине года провести ее испытания. Коммерческий вариант, как ожидается, будет готов в 2003 году.
В свете последнего исследования компании Computer Industry Almanac Inc., этот альянс имеет неплохие перспективы. Согласно отчету компании рост количества пользователей интернета до 1,1 млрд. человек к концу 2005 года обусловлен ростом популярности беспроводных соединений. А к 2007 году, по прогнозу, среди полуторамиллиардной армии интернетчиков 59% составят "беспроводные" посетители.
Быстрый рост числа пользователей услуг беспроводного доступа в интернет будет связан прежде всего с развитием услуг с постоянным онлайновым подключением к Сети и обеспечением пользователей полезным контентом в формате, приемлемом для маленьких дисплеев КПК и мобильных телефонов. Доктор Иджил Джулиуссен (Dr. Egil Juliussen), главный составитель отчета, заявил также, что интерес потребителей к беспроводному доступу придет по мере накопления опыта использования этого варианта доступа. Самым популярным станет доступ в Сеть именно с мобильных телефонов.
Мобильное
Недавно стало известно, что примерно на 150 "мобилизованных" человек во всем мире приходится 1 россиянин. Действительно, по состоянию на 25 марта число абонентов мобильной связи в мире, по оценке исполнительного директора "Ассоциации GSM" Вячеслава Афанасьева, достигло 1 миллиарда, в том числе в России - 6,7 млн. человек. При этом цифровой стандарт GSM является преобладающим - абоненты сетей GSM в 174 странах мира составляют 67,8% от всего числа пользователей мобильной связи.
Сотовая связь продолжает проникать в самые отдаленные уголки планеты, к примеру, на острова королевства Тонга, затерянные в юго-западной части Тихого океана, c населением чуть более 100 тысяч человек. На этих крошечных островах со средней температурой в феврале +26 градусов по Цельсию TELOS Technology совместно с Globecomm Systems развернет сеть GSM.
Другие страны в срочном порядке заменяют устаревшие стандарты - Telecommunications Services of Trinidad and Tobago (TSTT), оператор мобильной связи в Тринидаде и Тобаго, заключила соглашение с Nortel Networks о поставках оборудования для модернизации сети AMPS/Digital AMPS IS-136 на GSM и GPRS, а французская Alcatel подписала $149-миллионный контракт с действующим оператором Коста-Рики ICE на создание GSM 1800/GPRS сети вместо старой D-AMPS.
Ну а в развитых странах, как выяснилось, рост доходов от услуг по предоставлению информации в зависимости от местоположения абонента (LBS) не оправдал ожидания аналитиков, и поэтому операторам пока не стоит слишком рассчитывать на этот вид услуг. К такому выводу пришла британская аналитическая компания BWCS. Причина банальна - компании сосредоточились на технологиях и совершенно забыли про пользователя, который решил, что искать по мобильнику через WAP и SMS-интерфейсы ближайший банкомат крайне неудобно. Большинство игроков LBS-рынка по-прежнему возлагает большие надежды на связь 3-го поколения и более удобные устройства.
Не радует операторов сотовой связи и мобильная коммерция (m-commerce), которая тоже пока не приносит ощутимых прибылей. Попытки растормошить рынок продолжаются - компания-производитель систем для мобильного маркетинга SkyGo, Inc. выпустила новое приложение SkyCode, призванное предоставить абонентам мобильной связи возможность получать дополнительную информацию о рекламируемых товарах или услугах, опубликованную на любом носителе - в газете, в интернете - или показанную по телевизору.
А для гостей и жителей Нью-Йорка, имеющих КПК, благодаря Vindigo за $25 в год стал доступен беспроводный путеводитель с информацией о предстоящих концертах, о событиях в галереях и музеях, картах автозаправочных станций и банкоматов и т. п.
Кстати, по прогнозам Ассоциации GSM, распределение услуг в общем объеме оказанных услуг сетей подвижной связи будет выглядеть следующим образом: передача голоса и SMS-cообщений - около 38%, банкинг, мобильный офис и мобильный доступ в интернет - по 15%, информационные услуги - 10%, а услуги определения местоположения и передачи телеметрических данных - 5-7%.
Итак, все с нетерпением ждут появления 3G-сетей и внимательно следят за тем, что происходит в Японии - пионере сетей будущего. А там, похоже, обостряется конкуренция: недавно стало известно о том, что Motorola поставит CDMA1X-оборудование второму по величине японскому оператору KDDI, который намерен запустить сеть 3-го поколения уже 1 апреля. Напомню, что в декабре KDDI ввела в действие систему на базе CDMA с максимальной скоростью передачи данных в 64 Кбит/с и теперь на базе следующей версии CDMA 1X собирается удвоить как емкость сети для голосовых звонков, так и скорость обмена данными. Свое основное конкурентное преимущество компания видит в большой зоне охвата - по ее оценкам, первоначально технология CDMA 1X будет доступна 70% населения страны, а к марту следующего года покрытие увеличится до 90%. По данным на февраль, подразделение мобильной связи KDDI, au Corp., обслуживало 12 млн. абонентов, что составляет 17% японского рынка. Лидер рынка - NTT DoCoMo - занимает 59%.
В настоящее время NTT DoCoMo озабочен интеграцией WLAN-сетей в систему 3G-связи - компания анонсировала 2,5-месячный проект, предусматривающий испытания беспроводной сети с участием около тысячи добровольцев.
Пути интеграции сотовых и WLAN-сетей ищут и в США. В частности, этот вопрос обсуждался на выставке CTIA, вся территория которой была покрыта WLAN-сетью. Компания Padcom объявила о выпуске пакета Connectivity Suite, который позволяет осуществлять беспрепятственный роуминг между разными типами сетей - CDPD, WLAN, сотовых. Qualcomm, изобретатель стандарта CDMA, заинтересован в интеграции CDMA и WiFi.
Операторы мобильной связи планируют встретить появление сетей нового поколения во всеоружии. Verizon Wireless, например, начал тестирование высокоскоростной сети мобильной связи в Вашингтоне. Сеть позволяет вести обмен данными на скорости 2,4 Мбит/с. Действующая Express Network ("Экспресс-сеть") стандарта 1XRTT реально дает 60-70 Кбит/c и тем не менее, по словам Билли Стоуна, исполнительного директора по сетевой стратегии Verizon, "пользуется огромным успехом".
К внедрению сетей третьего поколения активно готовятся и вендоры. Motorola, к примеру, выбрала фирму PacketVideo в качестве партнера для поставки мультимедийных технологий. В 3G-телефонах Motorola будут использованы видеопроигрыватель PacketVideo pvPlayer, система захвата картинок и двусторонней видеосвязи pvAuthor.
А вот Nokia, ведущий мировой производитель мобильных телефонов рискует упустить свою 32-процентную долю на американском рынке. Конкуренты - Motorola (20% рынка) и Sony-Ericsson (12% рынка) - наступают лидеру на пятки. В частности, Motorola, Sony-Ericsson и Samsung первыми представили американцам телефоны с цветными экранами, цифровыми музыкальными плеерами и возможностью высокоскоростной передачи данных, в том числе, обмена мультимедийными сообщениями. А Nokia до сих пор не выпустила на рынок США трубок с цветными экранами.
Уровень проникновения сотовой связи в этой стране достигает 50%, и рост числа абонентов начинает замедляться (в прошлом году продажи мобильников выросли лишь на 6,4%). В такой ситуации заманить потребителя можно с помощью таких "пряников" как, к примеру, услуги роуминга в сетях третьего поколения, позволяющие мобильным абонентам получать и отсылать сообщения, содержащие текст, звук, графику, фотографии и даже видеофрагменты.
Больше всех преуспел в этом направлении японский оператор J-Phone - он продал 4 млн. телефонов со встроенным цифровым фотоаппаратом и, соответственно, подписал столько же человек на свою новую услугу мобильного обмена электронной почтой с фотографиями, Sha-mail. Сейчас пользователю на выбор представлено 11 трубок с Sha-mail от пяти производителей. Последнее достижение - улучшенный цветной дисплей с разрешением 260-310 тыс. цветов против 256 в первых моделях. С новыми телефонами J-Phone открыла и новую услугу - с 1 марта Sha-mail передает пятисекундные видеоролики.
В таком же направлении ориентируются такие американские операторы, как AT&T, Cingular и Sprint PCS. К примеру, сотовый оператор США AT&T Wireless (60% акций у NTT DoCoMo) предложит в апреле услугу мобильного доступа в интернет "m-mode", аналогичную японской i-mode. "m-mode" будет работать в GSM/GPRS-сетях по всей стране, и в отличие от японского i-mode, для которого нужен специальный телефон, американский вариант сможет работать на всех GSM- и GPRS-телефонах и мобильных устройствах.
Однако Америке нужно решить еще и проблему перехода со стандарта TDMA на GSM/GPRS. Как показал все тот же AT&T Wireless, эти трудности вполне разрешимы - он представил TDMA-GSM телефоны с WAP и GPRS. Уже в марте пользователи смогут купить телефон Siemens S46, работающий как в TDMA, так и в GSM, это - первая модель такого рода.
Итак вендоры, работающие на рынок США, выпускают или планируют выпускать модели с поддержкой одновременно двух стандартов. Другой пример - гибрид мобильника с КПК - коммуникатор Treo от Handspring. Он сможет работать как с GSM-стандартом, так и в CDMA-сетях. Разработки начаты совместно с оператором Sprint, который в середине года намерен запустить свою сеть следующего поколения.
Большинство производителей мобильников признают, что 3G-телефоны - именно то, на что потребители захотят сменить свои устаревшие модели. Согласно аналитику Deutsche Bank Алексу Брауну (Alex Brown), замена старых трубок на новые составит в этом году 29% от всех продаж мобильников, в то время как в 2001 году этот показатель составлял 23%, а к 2004 году возрастет до 38%.
Тем временем, американский сотовый оператор Nextel Communications заключил маркетинговое соглашение с America Online по предложению своим абонентам мобильной связи доступа к электронной почте, системе мгновенного обмена сообщениями и другим возможностям AOL - новостям, информации о событиях культурной жизни и состоянии на дорогах. Кроме того, Nextel будет продавать программное обеспечение AOL в своих магазинах розничной торговли. В свою очередь, нью-йоркский филиал AOL Time Warner предоставит Nextel возможность рекламировать себя через собственные интернетовские, телевизионные и печатные брeнды.
Не сидит без дела и оператор мобильной связи из Великобритании Vodafone - он сообщил об открытии GPRS-роуминга в 12 европейских странах, став первым по распространению GPRS-роуминга в Европе. До конца года ведущий европейский оператор пообещал ввести роуминг во всех своих сетях и сетях своих партнеров.
Среди новостей от российских операторов сотовой связи - продление до 30 апреля бесплатного предоставления услуги "Голосовая почта" в сети "СОНЕТ", ввод с 1 апреля в коммерческую эксплуатацию технологии GPRS от компании "Вымпелком", предложение МСС услуги беспроводного высокоскоростного доступа в интернет под брендом "Аларис".
О последней услуге стоит сказать несколько слов. Новый проект МСС предусматривает на территории Московского региона (Москва, Подмосковье в рамках 1-го бетонного кольца (40 км от МКАД), города Клин и Дубна) на базе технологии FH-CDMA предоставление полного спектра услуг передачи данных. О том, что беспроводный высокоскоростной доступ в интернет будет доступен (как это написано в пресс-релизе) для массового пользователя, можно поспорить - первоначальный платеж при подключении составляет около $1000 (в эту сумму входит комплект абонентского оборудования и установка системы), а минимальная абонентская плата составляет $40.
Тем не менее, проект, безусловно, обладает рядом достоинств - обеспечение гарантированной минимальной скорости передачи данных и качества обслуживания (QoS), дополнительный телефонный канал, возможность использования аппаратуры в другом месте в пределах зоны обслуживания, гарантированный выкуп оборудования и т.д.
Итак, "Московская Сотовая Связь", которая потеряла за прошлый год порядка 15% своей и без того небольшой абонентской базы, пробует себя на новых рынках. Является ли этот ход одним из способов выживания оператора, который затеял масштабную программу модернизации своей аналоговой сети путем перехода к технологиям мобильной связи третьего поколения (в конце прошлого года МСС получила разрешение на развертывание в диапазоне 450 МГц цифровой сети на базе технологии IMT-MC)? Об этом, а также о текущем состоянии и перспективе 3G-проектов других российских операторов мы поговорим в следующем обзоре.
Еженедельные обозрения на CNews.ru Редакция CNews.ru готова рассмотреть к публикации материалы (статьи), подготовленные специалистами Вашей компании, по следующим темам:
Авторство и указание компании будет сохранено. Ждем Ваши предложения и заявки по адресу marketing@cnews.ru. |