СЭД в банке: план работ по отделам
Банковская сфера настолько специфична, что автоматизация документооборота в ней становится слишком сложной проблемой, чаще всего невозможной в рамках одной АБС. Каждый отдел банка выполняет свои задачи и требует специфического оборудования и ПО. Как быть в такой ситуации?Особенности автоматизации отделов
Поскольку банк состоит из множества отделов, занимающихся ведением и учетом различных по сути операций, это накладывает определенные требования и ограничения на автоматизацию документопотока в рамках каждого отдела. Например, работники кассового узла занимаются не только приемом документов от клиентов , но и связаны с обработкой наличности. Отсюда следует, что операции, проводимые в рамках АБС, должны быть максимально автоматизированы, чтобы разгрузить кассира для обеспечения работы с наличностью.
Аналитический отдел должен обладать как средствами оперативного получения различной отчетности, так и графическими средствами представления аналитической информации, средствами конвертации информации в наиболее востребованные форматы данных, для передачи и/или дальнейшей обработки (Excel, xml, txt и т.д.) . Для этого в рамках АБС целесообразно предусмотреть хорошо спроектированное хранилище данных и наличие эффективных средств представления информации.
Таким образом, каждое подразделение или отдел имеют свою специфику как работы с клиентом, так и обработки данных и документооборота, в том числе сильно зависящую от того, к фронт-офису или бэк-офису относится отдел (подразделение).
Задачи автоматизации документооборота в банке по отделам
Основные подразделения, занятые в документообороте банка
Выполняемые функции
Необходимое обеспечение, подсистемы автоматизации, методы решения задач, используемые программно-аппаратные комплексы
Отдел розничных услуг
Вкладные операции, денежные переводы, валюто-обменные операции, обслуживание пластиковых карт
Наличие в рамках АБС возможности исполнения множества взаимосвязанных операций (транзакции) с помощью гибко настраиваемых шаблонов
Программное обеспечение для обслуживания пластиковых карт (в рамках АБС или же как отдельная подсистема)
Кредитный отдел
Кредитные операции, принятие и рассмотрение заявок на кредитование, анализ потенциальных и действующих заемщиков
Автоматизация кредитных операций, получения графиков платежей, привязки счетов и операций к договорам, отслеживание состояния договоров и их счетов, ПО формирования различной отчетности по кредитам и анализа экономического состояния заемщиков
Клиентский отдел
Анализ и ведение клиентской базы, привлечение новых клиентов
Законодательная база данных, доступ к клиентской базе данных в рамках АБС, а также к средствам автоматизированного получения отчетов
Юридический отдел
Оформление юридических дел клиентов. Юридическое сопровождение
Доступ к единой клиентской базе. Подсистема ведения договоров. Шаблоны договоров. Возможность создания своих шаблонов в рамках корпоративных стандартов. Доступ к законодательной базе
Кассовый узел
Операции с наличными денежными средствами
Различное оборудование для проверки подлинности денежных знаков, настроенные в рамках АБС шаблоны по формированию необходимых кассовых операций и отчетных форм
Операционный отдел
Операции по обслуживанию счетов клиентов, прием платежей юридических лиц, формирование оперативной отчетности в разрезе счетов
Гибко настраиваемые шаблоны автоматизации необходимых операций в рамках АБС
Внутренняя бухгалтерия
Зарплата, учет ценностей
Подсистема АБС или отдельное ПО по соответствующим операциям с возможностью взаимодействия с АБС
Отдел кадров
Кадровая работа
Аппаратно-программный комплекс с возможностью сканирования и распознавания документов. Возможна реализация на одной платформе с АБС
Аналитический отдел
Аналитическая работа, построение статистической отчетности, прогнозирование
OLAP, хранилища данных. Оперативное получение отчетности в разных разрезах (счетов, клиентов, операций…) и за разный период, формирование отчетности по существующим стандартам, в том числе МСФО
Подводя промежуточный итог, можно сделать вывод, что в целях решения задач автоматизации документооборота АБС должна быть реально масштабированной для ведения различных операций и расширения бизнеса, обладать возможностью гибкой и логичной настройки, решать вопросы автоматизации в разрезах различных областей учета, отделов и подразделений.