Системы управления недвижимостью: как выбрать, кому платить
Информационные технологии для управления недвижимостью имеют широкую международную практику применения. Одним из наиболее эффективных инструментов в области управления недвижимостью являются системы класса CAFM (Computer Aided Facility Management). На российском рынке этот тип решений отнюдь не распространен, однако ситуация начинает меняться.CAFM как тип решений сложился в еще 90-е годы. Поставляют их на рынок несколько десятков производителей по всему миру. Крупнейшие компании используют эти системы для управления недвижимостью, как коммерческой, жилой, так и операционной. В последние годы в США происходит эволюция CAFM в новый класс IWMS (Integrated Workplace Management), связанная с глобализацией задач информационных систем для крупных корпоративных клиентов.
Однако для российского рынка управление недвижимостью применение CAFM все еще не является типовым. Отечественный бизнес зачастую ограничивается утилитарным использованием средств офисного ПО (например, MS Excel) и бухгалтерским ПО на базе систем 1С.
Тем не менее сегодня складываются все необходимые предпосылки для появления практики использования профессиональных систем для обеспечения основных бизнес-процессов управления недвижимостью и в России. Экономический кризис с его повышенными требованиями к контролю расходов, оптимальному использованию инфраструктуры и ресурсов, также может стать толчком для начала применения CAFM.
Как в любой другой отрасли, информационные системы наиболее эффективно используются там, где имеются значительные денежные потоки, обрабатываются большие объемы информации и есть потребность в оформлении либо поддержке бизнес-процессов.
Все эти признаки четко прослеживаются и в области управления недвижимостью. Достаточно сказать, что, по некоторым оценкам, 30% всех финансовых потоков в мире непосредственно связаны с именно с этим сектором рунка.
На рынке управления недвижимостью можно выделить следующих потенциальных заказчиков CAFM-систем. Во-первых, крупные предприятия, в том числе государственные их подразделения управления корпоративной (операционной) собственностью (CRES/CREM). Например, банки, страховые компании, промышленность, энергетика. Затем – владельцы, девелоперы, инвестиционные компании в области коммерческой недвижимости. Также нуждаются во внедрении такого рода систем сервисные, управляющие, FM-компании. Крупные компании с выделенными центральными подразделениями, регламентами, со стратегией на долгосрочное развитие, ориентацией на крупных клиентов. И наконец, предприятия в области ЖКХ.
Задачи: общие и специфические
Какие же конкретные цели и задачи должны заинтересовать наших клиентов для инвестиций в CAFM? Некоторые общие цели характерны для внедрения практических всех информационных систем. Это эффективное управление информацией (здания, площади, оборудование, инфраструктура, процессы); создание бизнес-процессов (учет, эксплуатация, контроль расходов, управление рисками); повышение, контроль их качества и эффективности на всем жизненном цикле активов.
Специфические задачи для указанных типов клиентов
Тип потребителей | Стратегические цели | Задачи использования CAFM |
Крупные компании с корпоративной (операционной) недвижимостью |
|
|
Владельцы, девелоперы, инвесторы |
|
|
Управляющие, сервисные, FM- компании |
|
|
Предприятия в области ЖКХ |
|
|
Источник: "Лой энд Хутц Рус", 2011
Необходимо подчеркнуть, что независимо от области применения профессиональное управление недвижимостью для России остается на начальном этапе развития, рынок переживает этап развития. Это значит, что один из факторов мотивации внедрения CAFM как инструмента для оперативного развития и конкурентоспособности является актуальным для большинства серьезных компаний.