Разделы

Телеком Бизнес

Темпы телефонизации России вырастут в пять раз

В России начинает работать механизм универсального обслуживания: уже на следующей неделе будет проведен первый конкурс на право оказания соответствующих услуг. В Мининформсвязи надеются таким образом обеспечить связью все нетелефонизированные населенные пункты к 2008 году. Однако эксперты опасаются, что деньги из фонда универсального обслуживания будут расходоваться неэффективно.

Организация конкурса

Универсальное обслуживание является одним из самых спорных положений нового закона “О связи”. Универсальными являются социально-значимые, но в то же время убыточные услуги. Для возмещения убытков от предоставления таких услуг предназначен резерв универсального обслуживания, источником которого являются обязательные отчисления операторов связи. После долгих обсуждений отчисления в данный фонд были установлены в размере 1,2% от объема выручки от услуг связи за минусом НДС и доходов от присоединения и пропуска трафика. Для сравнения: во Франции данный показатель составляет 3%, в США – 5%.

Средства резерва универсального обслуживания будут зачисляться на целевой счет в федеральный бюджет. В законе о федеральном бюджете определено, что средства резерва используются исключительно на цели возмещения убытков от предоставления универсальных услуг.

Оператор универсального обслуживания определяется на конкурсной основе отдельно по каждому виду универсальной услуги. В настоящее время Россвязь заканчивает разработку конкурсной документации и плана проведения конкурсов на право оказания универсальных услуг связи по субъектам, которые представили необходимую для проведения конкурса информацию по муниципальным образованиям и численности их населения. Первый конкурс будет объявлен на следующей неделе в Хабаровском крае.

Каждый конкурс будет проводится по следующей схеме. Сначала будет проводится прием заявок от операторов связи не менее 60 дней с даты объявления о проведении конкурса). Далее - проверка представленных заявителями документов 20 дней с даты окончания приема заявок). И, наконец, проведение заседания конкурсной комиссии – в течение 10 дней.

Победитель конкурса определятся по двум критериям: наименьшей сумме ежегодного возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи и наименьшим сроком начала оказания универсальных услуг связи. Если на конкурс будет подано менее двух заявок с предложениями операторов связи, или невозможно будет определить победителя конкурса из-за равенства двух наилучших предложений, то оператор универсального обслуживания будет принудительно назначен правительством из числа операторов, занимающих существенное положение на соответствующей территории.

Для проведения конкурсов формируется конкурсная комиссия, в работе которой принимает участие представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по которому проводится конкурс. В Мининформсвязи уверены, что выгоду от введения механизма универсального обслуживания в первую очередь получат как раз представители местной власти. “Если в селе, где отродясь не было телефонной связи, вдруг появится таксофон, населения, конечно же, будет благодарить за это не министерство, а губернатора” - говорит источник в Мининформсвязи.

Перечень услуг

Как «умные» каски и видеоаналитика помогают добиться нулевого травматизма
Энергия ИИ

В настоящее к универсальным услугам отнесены: услуги телефонной связи с использованием таксофонов и услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа. По замыслу Мининформсвязи, в каждом поселении должен быть установлен не менее чем 1 таксофон а в поселениях с населением не менее чем 500 человек должен быть создан пункт коллективного доступа к сети Интернет.

К операторам универсального обслуживания предъявляются следующие требования: таксофоны должны работать круглосуточно и поддерживать возможность входящих вызовов, а пункты коллективного доступа должны работать не менее 5 дней в неделю (включая субботу или воскресение) и не менее 8 часов в сутки (время работы должно определяться с учетом предложений органов местного самоуправления). Кроме того, в каждом пункте должна быть возможность одновременного оказания услуг не менее чем 2 пользователям. А вот оборудование для оказания услуг (из числа сертифицированного) операторы вправе выбирать сами.

Стоит отметить, что перечень универсальных услуг будет расширяться. Правда, не исключено, что новые услуги будут появляться не по всей стране, а по отдельным округам. Скорее всего, как отметил министр связи Леонид Рейман, в первую очередь новые универсальные услуги появятся в Дальневосточном округе. Также с появлением закона “О почтовой связи” почта, отделения которой в настоящее время сокращаются, также может стать универсальной услугой. А вот исчезающее проводное радиовещание таковым не станет. “Сети проводного радиовещания имеет смысл поддерживать только для оповещения населения в экстренных ситуациях, чем сейчас и занимается Министерство по чрезвычайным ситуациям, - заявил Леонид Рейман. - Для оказания же услуг населения целесообразнее провести раздачу УКВ-радиоприемников, что уже было сделано в ряде регионов России”.

Универсальная услуга будет предоставляться во всех 145 тыс. населенных пунктах России. Но, в первую очередь, данный механизм ориентирован на телефонизацию нетелефонизированных населенных пунктов, которых сейчас более 46 тысяч. При этом наибольшее их число приходится Центральный федеральный округ (20 112) и Северо-Западный округ (12 334). По прогнозам Мининформсвязи, благодаря введению механизма универсального обслуживания нетелефонизированные населенные пункту будут ликвидированы уже в 2008 году, тогда как без этого механизма данная проблема была бы решена лишь к 2022 году.

Цифровизация документооборота: как бизнесу адаптироваться к изменениям законодательства
Маркет

Впрочем, ряд экспертов считают цифру 2008 слишком оптимистической Но это, похоже, на самая главная проблема, связанная с универсальным обслуживанием. “В министерстве нет никаких решений, как определять приоритетные регионы, - говорит аналитик J'Son & Partners Борис Овчинников. - Т.е. деньги уже вот-вот потекут, а как их будут распределять между регионами – решит непонятно кто. Другой неприятный момент: операторам будут компенсировать текущие убытки (включая амортизацию), но сразу капитальные затраты им никто не вернет. Как результат – сотовым и спутниковым операторам нет никакого смысла участвовать в конкурсах. Значит, или конкурсы будут выигрывать “левые” операторы без собственной инфраструктуры, или операторам УО будет назначена местная электросвязь. Понятно, что в обоих случаях с государства будут брать в тридорога”.

Игорь Королев