УОМЗ: информационная система для оборонного машиностроения
Расположенный в Екатеринбурге Уральский оптико-механический завод стал одним из первых военных предприятий, принявших решение об автоматизации основных бизнес-процессов. Проект интересен тем, что заводу удалось автоматизировать основные управленческие процессы, в том числе и производственный сегмент - один из самых сложных участков для автоматизации.В начале 2002 года УОМЗ провел тендер на разработку корпоративной информационной системы управления предприятием. Руководство завода остановило свой выбор на системе IFS Applications ввиду ее гибкости, удобства и функциональности в сфере производства. Подрядчиком по созданию сети передачи данных, настройки и внедрению IFS Applications была выбрана компания «Микротест».
По мнению экспертов компании «Микротест», выбранная шведская ERP-система IFS Applications способна охватить все производственные процессы и больше других подходит для сложного производства. Отличительной чертой продукта является хорошее соотношение «цена-качество». Особенностью внедряемого решения является автоматизация четырех ключевых управленческих областей компании (снабжение, сбыт, финансы и производство) в рамках единой программно-аппаратной платформы.
Интегрировать управление
«Ввод в эксплуатацию корпоративной системы управления, объединяющей в себе решения IFS «Производство», IFS «Финансы», IFS «Снабжение» и IFS «Сбыт», позволит уменьшить объемы незавершенного производства, снизить себестоимость продукции, ускорить реакцию производственной системы на изменение спроса и повысить конкурентоспособности предприятия», - считает первый заместитель генерального директора УОМЗ Сергей Максин.
Сергей Максин: Корпоративная система управления позволит снизить себестоимость продукции |
В настоящее время на предприятии автоматизировано около 200 рабочих мест, причем 60 из них - в производственном сегменте. Модули IFS «Снабжение», IFS «Сбыт» и решение IFS «Финансы» находятся непосредственно в промышленной эксплуатации, а решение IFS «Производство» и интегрированная система, объединяющая все четыре области управления, находятся на стадии опытной эксплуатации.
В процессе внедрения системы IFS Applications была также осуществлена ее интеграция с системой бухгалтерского учета, системой «Клиент-Банк», были реализованы механизмы импорта данных о технологической подготовке данных из существующей на предприятии Автоматизированной системой обработки данных (АСОД). В дальнейшем решение предполагается интегрировать с системой Team Center Engeneering. Она необходима заводу для проведения автоматизированной загрузки и актуализация данных о составе изделия, нормах расхода материалов, технологическом маршруте, временных нормативах на работу оборудования и т.д.
Совершенствовать планирование производства
В области управления производством заводу необходимо было, в первую очередь, повысить эффективность системы планирования. Последние десятилетия на предприятии практиковалась система планирования, которая в силу своей негибкости перестала удовлетворять потребностям завода в условиях изменившейся внешней среды. Производство велось в полном соответствии с планом до тех пор, пока не возникало каких-либо отклонений (например, появление брака в произведенном изделии, отказ оборудования, нарушение производственной дисциплины), которые, в свою очередь, вызывали цепочку срывов производства вышестоящих деталей, сборок. В результате отклонений план терял свою актуальность, и последующая работа велась в соответствии с производственной ситуацией. Это оборачивалось отставанием выпуска; управление превращалось в «разруливание» ситуации, на которое приходилось тратить время и нервы квалифицированных кадров.
«Уральский оптико-механический завод» - одно из ведущих предприятий российской оборонки |
Старая система планирования также приводила к серьезным нарушениям бюджетной политики предприятия. Поскольку фактический процесс отличался от планового, то возникающая нехватка материалов и комплектующих в текущем месяце покрывалась за счет ресурсов, запланированных к использованию в следующем месяце. Кроме того, старая система планирования накапливала большое количество запасов незавершенных изделий. В условиях срыва планов в области снабжения материалами и обеспечения комплектующими на сборке существовал дефицит деталей, поэтому для поддержания стабильности сборочного процесса необходимо было держать большой запас «незавершенки».
Однако для преуспевания в рыночных условиях необходимо постоянно повышать эффективность функционирования организации. Руководство завода осознавало, что для сокращения процессов, не добавляющих стоимости, в первую очередь, необходимо обновление системы управления ресурсами предприятия и процессом производства. Достижение поставленной цели решено было осуществить с помощью комплексной автоматизированной ERP-системы IFS Applications.
Внедрение решения IFS «Производство» началось с автоматизации подсистемы конструкторско-технологической подготовки производства, импорта нормативной базы из существовавшей ранее системы с последующей актуализацией. Технологически обоснованные нормы - основа принятия рациональных управленческих решений. Теперь на отработанной нормативной базе о техмаршрутах и спецификациях в соответствии с методологией MRPII на предприятии рассчитывается и актуализируется график обеспечения потребностей в материалах, деталях и сборочных единицах. Он позволяет определять, когда и в каком количестве потребуются покупные материалы и комплектующие, и когда необходимо запускать работу в цехах для того, чтобы произвести готовую продукцию к заданному сроку, а также проверить достаточность для выполнения графика существующих производственных мощностей. Корпоративная информационная система также снабдила менеджмент завода действенным механизмом контроля прямых производственных затрат, позволяющим локализовать источники отклонений фактических затрат от нормативных.
Система IFS помогла разрешить характерное для многих предприятий противоречие между производственной и экономической службами за лимит незавершенного производства. Дело в том, что производственники заинтересованы в повышении лимита для того, чтобы не срывать выпуск, а экономисты - в его снижении, поскольку он негативно влияет на экономические показатели, понижая рентабельность и повышая налоги. Достоверно обосновать величину незавершенного производства удалось благодаря решению IFS «Производство» с помощью планирования, основанного на технологических нормах.
Автоматизировать управление снабжением, сбытом и финансами
Людмила Кожевникова: Поэтапное внедрение позволяет достичь реальных результатов еще до завершения проекта |
С внедрением модуля IFS «Снабжение» на предприятии появилась возможность снижать издержки в области закупок благодаря проведению анализа предложений поставщиков с учетом цен и минимальных партий поставки, а также путем своевременного выполнения графика закупок. А благодаря модулю IFS «Сбыт» теперь можно отследить заказ клиента от начала его планирования до отгрузки потребителю. Работа в системе IFS ускорила и упростила получение информации о складских остатках продукции, заказах и отгрузках.
Говоря об управлении финансами, специалисты завода отмечают, что в процессе взаимодействия с покупателями, поставщиками и другими контрагентами УОМЗ применяет различные финансовые инструменты: деньги, кредиты, векселя и т.д. Автоматизация в соответствии с моделью, заложенной в IFS «Финансы», охватывает все требования предприятия в области управления финансами, а реализованная настройка дополнительных функций дает возможность учесть особенности российского законодательства. Теперь сотрудники финансового отдела УОМЗ регистрируют все учетные события в режиме реального времени.
Андрей Самохин: Комплексное решение освобождает от рутинной работы |
Начальник финансового отдела УОМЗ Людмила Кожевникова считает, что поэтапное внедрение решения IFS «Финансы» позволило уже к моменту завершения автоматизации управления финансами сформировать большой информационный массив, отражающий текущее состояние финансовых ресурсов и позволяющий оперативно принимать решения по их использованию.
«Достоинство комплексного решения на базе IFS Applications - это возможность собрать информацию, накопленную в различных управленческих областях и своевременно передать ее в систему 1С:Предприятие для дальнейшей обработки. Это освобождает бухгалтера от рутинной работы, помогает избежать ошибок, оставляет больше времени для анализа накопленных данных», - отмечает заместитель главного бухгалтера УОМЗ Андрей Самохин.
Результаты внедрения
«В ходе работ по автоматизации управления была достигнута основная цель проекта: повышение конкурентоспособности предприятия за счет оптимизации бизнес-процессов, снижения себестоимости продукции, эффективного использования финансовых и материальных ресурсов, улучшения качества продукции и обслуживания клиентов, совершенствования взаимодействия с поставщиками и подрядчиками», - утверждает Сергей Максин.
Ввод в эксплуатацию формализованной системы конструкторско-технологической подготовки производства на базе модуля IFS «Производство» благодаря встроенным механизмам контроля полноты и достоверности данных вскрыл имеющиеся недостатки используемой нормативной базы и заставил УОМЗ предпринять активные шаги по ее актуализации для приведения в соответствие с технологией производства.
Cветлана Кошелева: Главная проблема – противоречие между привычными критериями и новыми принципами планирования |
По мнению начальника центра информационных технологий и связи УОМЗ Светланы Кошелевой, главной проблемой проекта было «идеологическое» противоречие между старыми критериями оценки труда и новыми принципами планирования, привнесенными ИТ-системой. «В соответствии со старым подходом, оценку привязывали к объему произведенной продукции - рассказывает она. - Хорошую оценку получали те цеха, которые ритмично набирали необходимые объемы». Г-жа Кошелева отмечает, что новая система управления большое внимания уделяет вопросу востребованности произведенных деталей и готовых изделий; решение IFS «Производство» построено так, что все планирование строится от потребности, которую задает управление экономического развития предприятия на основе анализа и прогноза рыночного спроса на готовую продукцию.
С вводом в эксплуатацию модулей IFS «Оперативное планирование» IFS «Цеховой заказ» и IFS «Материальный учет» на УОМЗ увеличилась доля производственных заказов, выполненных в срок. А расчет потребности в используемых материалах, сроков их поставки и запуска деталей в производство привел к снижению складских запасов и сокращению объема незавершенного производства.
Если ранее существовавшая система оперативного планирования производства не давала возможности рассчитать загрузку производственных мощностей, то теперь с помощью функционала CRP на основе детальных данных о фактических и запланированных заказах производства легко оценить возможность их выполнения с точки зрения достаточности имеющихся мощностей. Кроме того, сквозной контроль производственного процесса на всех операциях технологического маршрута выявляет «проблемные» места, влияющие на длительность производства и качество продукции.
По мнению начальника отдела настройки и внедрения IFS компании «Микротест» Ирины Богданович, реализованное на УОМЗ внедрение - наиболее интересное в уральском регионе за последние годы. «Это широкомасштабный промышленный проект, в ходе которого комплексно автоматизированы наиболее важные управленческие области завода. Организация проекта настройки и внедрению IFS Applications на ФГУП ПО «УОМЗ» базируется на современных практиках ведения крупных проектов, высокой квалификации менеджеров УОМЗа, тщательно спланированных и реализованных программах обучения молодых специалистов завода», – отмечает она.
Обучая специалистов завода и предоставляя им необходимые методические материалы, «Микротест» придерживается политики предоставления заказчику возможности последующего развития ИТ-решения. Накопленный опыт и знания ИТ-специалистов УОМЗ позволят самостоятельно заниматься тиражированием и совершенствованием внедренной системы.