Разделы

Безопасность Стратегия безопасности

Управление эксплуатацией – комплексный ИТ-аутсорсинг для госструктур

Владимир Волков, технический директор компании «Техносерв», рассказал корреспонденту CNews о тенденциях в области эксплуатации и поддержки государственных информационных систем.

CNews: Владимир, Вы недавно принимали участие в конференции CNews «ИКТ в госсекторе: Проекты расширяются» и посвятили свое выступление сервису в госструктурах. Почему именно сервис?

Владимир Волков: Проблема эксплуатации и поддержки государственных информационных систем сегодня приобрела особую значимость. Если посмотреть на данные из реестра федеральных государственных информационных систем за последние 10 лет, мы увидим, что до 2011 года включительно количество новых систем неуклонно росло, а с 2012-го резко пошло на спад. Приведу всего три цифры: согласно реестру, в 2011 году было введено в эксплуатацию 94 системы, в 2012 – 62, за 2013 год в реестр внесены пока всего 24 новые системы. Эта тенденция понятна: основные системы федерального значения построены, теперь информатизация в госструктурах получила другой вектор развития, обусловленный новыми вызовами. И эти вызовы предъявляют повышенные требования к качеству ИТ-сервисов.

CNews: Как Вы оцениваете текущее состояние ИКТ в госсекторе и какие видите перспективы?

Владимир Волков: Чтобы проанализировать сложившуюся сегодня ситуацию в сфере информатизации госорганов, нужно в первую очередь оглянуться назад и посмотреть на уже пройденный ими путь. Точкой отсчета в развитии государственных автоматизированных систем можно считать 2002 год, когда была принята ФЦП «Электронная Россия». Тогда началось масштабное строительство АС – были выделены бюджетные средства, заключены контракты, подрядчики принялись за работу. Ведомства отошли от роли непосредственного исполнителя и сфокусировались на подготовке требований к системам и контроле подрядчиков. Необходимо понимать, что строительство систем происходило под давлением различных факторов: от требований регуляторов и ограничений нормативно-правовой базы до проявляющихся болезней роста и не всегда достаточного финансирования. Тем не менее, информационные системы активно эксплуатировались, параллельно создавались новые. Кризис, конечно, внес свои коррективы – заказчики «затянули пояса», но уже в 2010 году открылись новые горизонты развития государственных информационных систем. Именно тогда началась эпоха «электронного правительства», которая потребовала от ведомств наладить сложное электронное взаимодействие, а также предоставлять услуги в электронном виде напрямую гражданам. В последние два с половиной года в развитии государственных информационных систем устойчиво сохраняется тенденция к смещению фокуса с удовлетворения внутренних ожиданий заказчиков к строгому исполнению внешних обязательств, и ведомства оказываются под все большим контролем регуляторов и методологов.

Таким образом, на сегодняшний день госзаказчики оказались под давлением как исторически и эволюционно сложившихся факторов, копившихся более чем 10 лет, так и относительно новых обязательств, в первую очередь связанных с необходимостью электронного межведомственного взаимодействия и предоставления гражданам услуг в электронном виде. При этом существующие автоматизированные системы постоянно усложняются и интегрируются между собой, что предъявляет повышенные требования к организации процессов эксплуатации и поддержки. Госструктуры вынуждены решать проблемы с межсистемным и межведомственным взаимодействием буквально в ручном режиме, в условиях острой нехватки ресурсов: времени, высококвалифицированных специалистов, бюджетных средств. Естественно, с ростом внешних обязательств требуется все больше усилий для поддержания необходимого качества услуг, а при текущих подходах есть риск, что ситуация выйдет из-под контроля. Потеря управления может обернуться масштабными сбоями в межведомственном электронном взаимодействии и, как следствие, репутационными потерями для ведомств.

CNews: Вы предлагаете какой-то новый подход к эксплуатации и поддержке систем?

Владимир Волков: Нет, мы не изобретаем велосипед. Но можно сказать, что мы адаптируем его под реальный ландшафт. Подход, казалось бы, известен и понятен – обеспечить заказчику доступность ИТ-сервисов, а не работоспособность отдельных инфраструктурных элементов. По крайней мере, именно эта идея везде декларируется в том или ином виде. Однако мы проанализировали имеющиеся в открытом доступе контракты на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры за последние 3 года (а это более 100 контрактов для двух десятков заказчиков). Оказалось, что подрядчикам по-прежнему передается ответственность только за функционирование отдельных инфраструктурных компонент, а не за предоставление сервисов конечным потребителям либо субъектам взаимодействия. По сути, технологическое обеспечение самых значимых обязательств госзаказчиков не входит в рамки обязательств исполнителей. Поэтому «Техносерв» предлагает комплексную услугу: управление эксплуатацией.

CNews: В чем суть этой услуги?

Владимир Волков: Полная передача функций управления эксплуатацией системы компетентному партнеру. Что получает заказчик? Во-первых, контроль. Не секрет, что отдавая часть внутренних функций «на сторону», организации опасаются потерять контроль над своими ресурсами. Мы предлагаем полную открытость информации и возможность автоматического экспорта всех данных «одной кнопкой». Другими словами, «Техносерв» готов в любой момент максимально быстро вернуть заказчику управление информационной системой.

Как выбрать межсетевой экран нового поколения: мнение экспертов
Безопасность

Во-вторых, оперативность. Организационная и технологическая готовность «Техносерва» позволяет нам приступить к оказанию услуг сразу после победы в торгах, с минимальной начальной информацией, без предварительного аудита, аналитики и без документирования существующего ИТ-ландшафта. Иными словами, заказчик может быть уверен, что передавая подрядчику управление эксплуатацией своих информационных систем, он не получит месяц «раскачки», провал в качестве оказания услуг и сорванные сроки по внешним обязательствам.

С функциональной точки зрения мы фокусируемся именно на обязательствах заказчика, как внутренних, связанных с эксплуатацией инфраструктуры и приложений, так и внешних: сервисах и взаимодействии с потребителями, поставщиками и третьими сторонами – регуляторами, операторами, разработчиками систем.

CNews: Что вы имеете в виду, говоря об организационной готовности услуги?

Как приручить джинна: Почему GenAI нужен науке и бизнесу, несмотря на сложный характер
Энергия ИИ

Владимир Волков: Это готовая документация (в том числе и обоснование стоимости контракта), отвечающая требованиям регуляторов и нормативно-правовых актов, а также процессы, разработанные нами с учетом специфики госсектора, полностью соответствующие как букве контракта, так и индустриальным стандартам. Сразу скажу, что под технологической готовностью мы подразумеваем наличие платформы, как программной, так и аппаратной, включающей в себя все средства для оказания услуг, накопления знаний и сквозного управления процессами.

CNews: Значит, услуга «Управление эксплуатацией» – это, в некотором смысле, коробочное решение в сфере ИТ-аутсорсинга в госсекторе?

Владимир Волков: Не совсем так: коробочное решение предполагает оказание стандартизированных услуг, а специфика госсектора требует индивидуального подхода. Мы, безусловно, концентрируемся на задачах каждого конкретного заказчика, но при этом предоставляем ему ключевые преимущества решения высокой готовности: быстрый старт и полный контроль над исполнителем. Благодаря этому у заказчика высвобождаются ресурсы и время на расширение своих проектов и дальнейшее развитие информационных систем, направленное на углубление межведомственного электронного взаимодействия и предоставление электронных услуг.