Разделы

Интернет Бизнес Веб-сервисы

Веб-дизайн: рекомендации заказчику

Дизайн корпоративного сайта — значимый и часто недооцененный фактор успешности бизнеса компании. Для того чтобы он заработал на полную мощь, заказчику приходится не только грамотно выбирать исполнителя, но и самому активно участвовать в проекте. Как же правильно выстроить отношения с исполнителем?

Часто на этом этапе задача осложняется тем, что не все заказчики понимают, что вместе с заданием и описанием требований к дизайну они должны предоставить соответствующие графические материалы. При необходимости, для решения поставленной задачи исполнитель может задействовать своих художников-иллюстраторов, которые создадут необходимые графические образы. Но идеальный вариант — когда заказчик предоставляет качественные собственные фотоматериалы, либо выделяет средства для их покупки в коммерческом фотобанке. Эти материалы и ложатся в основу дальнейшей работы дизайнера.

В-третьих, следует учесть, что информация на сайте должна быть структурирована. Распространенная ошибка — считать что древовидная или алфавитная структура расположения информации наиболее оптимальны для восприятия. Пользователь, находящийся на таком сайте и оставшийся один на один с большим объемом информации, будет чувствовать себя неуверенно.

Перспективы развития сайта закладываются в проект еще на стадии создания
Перспективы развития сайта закладываются в проект еще на стадии создания

Для организации дружественного и эффективного восприятия контента необходимо заранее оговорить с исполнителем расстановку информационных акцентов. Представляемые данные должны быть поделены на смысловые доли. Дизайнеры учтут эти пожелания, и приоритетные векторы будут расставлены таким образом, что необходимая информация будет дополнительно акцентирована, а другая, наоборот, не будет выступать на первый план. То есть будет решена задача направленного взаимодействия пользователя и контента. Если дизайнеру не сообщить специфики расстановки акцентов, он не сможет грамотно организовать это взаимодействие.

В-четвертых, при постановке задачи следует помнить, что интернет-сайт — вещь динамическая. В процессе своего существования он развивается, обновляется, модернизируется. То есть в его структуре могут происходить изменения. Для того, чтобы продлить цикл жизни ресурса, надо представлять направление этих изменений. Необходимо сообщить исполнителю, какие перспективы развития сайта существуют в ближайшие год-два. Эти перспективы закладываются в проект еще на стадии создания сайта. В дальнейшем это позволит легко добавлять новую информацию в структуру сайта без ущерба для его дизайна, например, вводить новые разделы, публиковать свежие рекламные материалы, обновлять котировки акций, вести информационный архив и т.д.

Отдельно стоит перечислить исполнителю технические требования к сайту, т.е. на какой платформе он будет реализовываться. Если заказчик принял решение использовать уже готовые вэб-технологии (например, CMS-решения), технические специалисты заказчика должны предоставить информацию, что это за системы и какие ограничения, в том числе и по дизайну, они могут накладывать. Профессиональные дизайнеры обязательно учитывают эту информацию в своей работе.

Результатом формулирования и постановки задачи должно быть создание и подписание согласованного технического задания (ТЗ) исполнителю, утвержденного обеими сторонами. Получив такой документ, исполнитель приступает непосредственно к разработке дизайна сайта. Дальнейшие действия будут привязаны к пунктам этого задания и полностью им соответствовать.

От ТЗ к воплощению

Разработка сайта — этап, на котором исполнитель, получив весь объем необходимой информации, начинает непосредственную разработку дизайна сайта. В этот период заказчик и исполнитель встречаются для оперативного решения возникающих вопросов. Заказчик может контролировать процесс соответствия производственному графику работ. По прошествии оговоренного срока исполнитель предоставляет заказчику варианты дизайна его нового сайта. При кажущейся простоте процесс презентации (приемки) сайта выделен в отдельный производственный этап.

В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной
В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной

Презентация нового сайта. Самая распространенная ошибка на этом этапе — ввод новых требований, после того, как дизайн сайта уже сделан. Обычно появление таких требований является следствием поверхностной проработки заказчиком технического задания на более ранних этапах. К сожалению, после того как в проектной документации поставлены подписи заказчика и исполнителя, менять что-либо крайне не рекомендуется. Это правило любого проекта и, скорее всего, ни один уважающий себя исполнитель на такие изменения не пойдет. С другой стороны, если какие-либо требования, указанные в проектном задании, не выполнены — это законный повод требовать доработок и переделок.

В оценке дизайна всегда очень много субъективного. Заказчик вполне может быть недоволен, но при этом необходимо помнить, что критика должна быть конструктивной. Все возникшие требования и замечания нужно формализовать. С критериями "мне не нравится", "это некрасиво" нельзя работать. Как минимум, придется объяснить, обосновать, конкретизировать, что именно и почему некрасиво и не нравится. При наличии конкретных замечаний заказчика исполнитель сможет объяснить, к каким последствиям может привести выполнение этих замечаний. Профессионально выполненный дизайн соответствует требованиям целостности макета, находится в состоянии зрительного равновесия, удобен для восприятия. Внесение на поздних этапах каких-либо изменений может это равновесие нарушить или попросту привести к исчезновению предмета дизайна, когда останется просто "красивая картинка". Если же претензии заказчика действительно имеют почву, то исполнитель должен содействовать их устранению, добиваясь в итоге лояльного отношения заказчика к дизайну.

Нехватка ИТ-кадров заставляет компании сдвигать сроки проектов
Облачные тренды

Для конструктивной критики существует специальный инструмент — утвержденная проектная документация. В серьезных студиях существует подробная форма, заполняемая заказчиком, в соответствии с которой в дальнейшем ведется работа. На основе этой формы составляется документ, называемый "художественным заданием". В нем отдельно описывается задача по дизайну, с подробным перечислением всех требований. При подписании такого задания закрепляются определенные условия, которые в дальнейшем будут обязательны к исполнению. Художественное задание значительно облегчает жизнь обеим сторонам как во время работы над дизайном, так и во время его приемки заказчиком.

В завершение еще раз отметим, что как бы ни был высок профессиональный уровень исполнителя, заказчик должен отнестись к созданию своего сайта со всей серьезностью. Следует помнить, что разработка веб-дизайна — ответственный производственный процесс. Только тесное взаимодействие заказчика и исполнителя на всех его этапах позволит получить качественный результат.

Выбирая разработчика, стоит обращаться в компанию, которой можно доверять, чей профессионализм не вызывает сомнений и, главное, чьи работы вам нравятся. Доверие к разработчику, который будет создавать дизайн корпоративного сайта — залог создания интернет-ресурса, как фактора успеха компании-заказчика.

Александр Латыев / CNews
по материалам интервью с Максимом Молодцовым, РБК СОФТ

Учебный центр CNews, курс: «Организация конкурентной разведки в сети Интернет» 05.04-06.04