Внедрение Oracle ERP в "Ростелекоме": экватор пройден
Крупнейшее в России внедрение Oracle E-Business Suite R12 проводят в "Ростелекоме"специалисты AT Consulting. Система уже запущена в корпоративном центре, макрорегиональных филиалах "Центр" и "Дальний Восток", в ближайшее время планируется запуск в Поволжье, Сибири, на Урале, Северо-Западе и Юге. О текущем положении дел на условном экваторе проекта рассказывают представители заказчика и исполнителя.Реформирование холдинга "Связьинвест" в форме присоединения означает не только простое объединение юридических лиц в единую компанию, но и увязку всех работающих информационных систем в единую инфраструктуру. Первого апреля 2011 года появилась объединенная компания "Ростелеком". Эта дата и стала точкой старта проекта внедрения Oracle E-Business Suite R12 во всей компании.
В качестве системы управления предприятием у оператора использовалась Microsoft Axapta в связке с решением для управления кадрами "Босс-Кадровик". Присоединяемые МРК, входившие в холдинг "Связьинвест", пользовались комплексом Oracle E-Business Suite R11i. Разные учетные системы стали бы естественным препятствием в процессе создания объединенной компании. Для достижения целей унификации бизнес-процессов "Ростелекома" было принято решение развернуть единую ERP-платформу. Oracle E-Business Suite R12 была выбрана благодаря ее схожести с системами R11i, а также по причине заложенного в ней мощного потенциала в области управления предприятием.
Реализация программы идет по методологии внедрения Application Implementation Method for Business Flows (AIM for BF), предлагаемой Oracle. Подрядчиком в результате конкурса стала компания AT Consulting, имеющая статус платинового партнера вендора.
На первом этапе прошло пилотное внедрение в трех операционных единицах (Корпоративный Центр, Филиал "Столичный", Учебно-производственный Центр). Кроме того, система запущена в МРФ "Центр" и "Дальний Восток". Впоследствии планируется поэтапное развертывание системы в макрорегиональных филиалах "Волга", "Сибирь", "Урал", "Северо-Запад", "Юг".
Проект заметно отличается от классического внедрения информационной системы не только благодаря своим масштабам, но и проходящим одновременно с развертыванием организационным изменениям в "Ростелекоме". Подробности хода проекта с позиций заказчика и подрядчика освещают Дмитрий Казаринов, директор департамента проектов по развитию корпоративных систем поддержки бизнеса "Ростелекома", и Михаил Нелькин, руководитель проекта в AT Consulting.
Интервью с топ-менеджером
CNews: Почему вы выбрали именно Oracle, несмотря на то, что в центральном офисе уже использовалось решение другого вендора?
Дмитрий Казаринов: У этого проекта длинная история, связанная с реорганизацией активов "Связьинвеста". Объединение произошло вокруг "Ростелекома" как юридического лица, и межрегиональные компании (МРК) стали макрофилиалами. Соответственно, Axapta использовалась небольшой частью бизнеса, а в крупных операционных единицах, бывших МРК, как раз был Oracle предыдущей версии. Собственно, система была востребована, но вариант реализации был с большим уклоном в финансовую часть, а не ERP в классическом понимании. Кроме того, в связи с тем, что "Связьинвест" был холдингом, а не единой компанией, логика внедрения подразумевала семь изначально унифицированных, но обособленных систем. В каждой МРК система эволюционировала по-своему, а для объединенной компании этот вариант был неприемлем. Новые задачи объединенного бизнеса, развитие новых направлений, требовали реинжиниринг процессов.
Дмитрий Казаринов: От подрядчика мы требуем, прежде всего, гибкого, объективного подхода и профессионализма
CNews: Известно также, что это не единственный проект, который вы делаете с AT Consulting. Чем руководствовались при выборе подрядчика? По каким критериям "Ростелеком" вообще выбирает подрядчиков для подобных работ?
Дмитрий Казаринов: Рынок внедренцев ИТ-систем подобного масштаба не так велик. Это очень сложный бизнес. Обычно в больших корпорациях, несмотря на осознание необходимости систем такого уровня, непросто построить внутренний процесс. Проекты затрагивают очень много участников, порождают немало спорных моментов, поэтому подход простого консультанта здесь недостаточен и недопустим. В противном случае, проекты затягиваются или замораживаются вовсе, накапливается взаимное неудовольствие.
Подобные внедрения требуют очень серьезной бизнес-экспертизы. В какой-то степени подрядчик должен быть столь же компетентным в функциональной области, как и заказчик. Большие системы обычно поставляются зарубежными вендорами и требуют кастомизации, адаптации без потери качества данных и процессов под логику, свойственную большому юридическому лицу. Здесь, действительно, очень важен подход внедренцев не как людей со стороны, а как команды, по-настоящему болеющей за дело.
CNews: Расскажите подробнее о наследуемых системах. Каково было положение дел?
Дмитрий Казаринов: На самом деле парк систем большой. ERP использовалась больше для учета. Были и самописные продукты, касающиеся финансового блока и планирования, разнообразные системы документооборота и согласования договоров. Набор типичен для компании такого масштаба, но в каждом макрорегионе применение было свое. Поэтому развертывание R12 мы начали с ядра в центре. Целевая система появилась не на пустом месте. Ряд макрорегионов имеет очень высокую компетенцию по всем этим направлениям. В частности, макрорегион "Центр" имеет хорошую компетенцию по Oracle. Таким образом, ERP выступает как центральная система, вокруг которой создается среда финансовых систем и СЭД. Так, бюджетирование и планирование централизовано обслуживается Oracle Hyperion, а документооборот делается на EMC Documentum. В целом это функциональность ERP, она набирается из модулей, которые нам подходят, но и методологически, и с точки зрения технологической интеграции все это делается как единый instance, обеспечивая целостность и достоверность данных.