Блог Сергея Меднова: Знают ли дроны о милосердии?
Этот вопрос сейчас оказался гораздо более актуальным, чем рассказ известного фантаста Филиппа К.Дика «Снятся ли андроидам электроовцы». Пока развитый мир устало наблюдает за перипетиями глобальной экономики, перемежая это развлечение муками выбора между айфонами, андроидами или восьмым «виндоузом», в США на уровне конгресса и администрации президента разгорелись дебаты о будущем «дронов» - беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), другими словами разновидности боевых (и гражданских) летающих роботов.«Официальная» версия разразившихся в США политических баталий – этическая сторона поставленного на конвейер уничтожения подозреваемых в терроризме с помощью дронов. Это вопрос стал особенно актуальным после недавней премьеры нового тяжелого беспилотника X-47B, взлетевшего с палубы авианосца «Джордж Буш». Отличительная особенность нового дрона – способность полностью самостоятельно вести полет и принимать решения об уничтожении целей. Дронам сейчас посвящена и большая часть экспозиции проходящего в Ле-Бурже авиасалона.
Масла в огонь подливает и «частный сектор» - изначально военные технологии стали доступными для рядового населения, что уничтожило понятие частной жизни. Дошло до того, что в Беркли, штат Калифорния, городские власти хотят полностью запретить полет гражданских дронов – нарушителю грозит штраф в 10 тыс долл и год тюрьмы. C аналогичной инициативой выступили и в Вирджинии. Основная причина – тотальное использование летательных аппаратов для слежки граждан друг за другом.
Начавшаяся дискуссия, как мне кажется, на самом деле скрывает проблему, которая ранее считалась «выдумками» из «Терминатора» - не выйдут ли роботы-дроны из-под контроля своего создателя, по своей воле или воле террористов, с которыми они призваны бороться? Если посмотреть на армию США, наиболее широк использующую БПЛА, то сейчас, по самым скромным оценкам, в распоряжении министерства обороны находится 6 тыс. беспилотников различного класса и назначения, среди которых наиболее многочисленными является семейство воздушных «хищников» Predator (MQ-1 Predator), чаще всего появляющихся в новостных сводках с невидимого фронта американской борьбы с терроризмом. Особого интереса заслуживают последние разработки в этой области, например вертолет А160 Р Hummingbird корпорации Boeing, который за счет умного ротора, раскручивающегося в зависимости от условий работы и нагрузки, может находится в воздухе до 18 часов, и беспилотных истребителей General Atomic, по своим разрабатываемым ТТХ не уступающих боевым самолетам пятого поколения. Характерно, что в ближайшее десять лет американская «военщина» планирует вложить в создание и разработку новых БПЛА 37 млрд долл, доведя общую группировку до 8 тыс. Активные разработки в этой области сейчас ведут Великобритания и Израиль – британские военные недавно представили беспилотник размером с ладонь и весом менее 200 грамм.
Формально бурное развитие индустрии беспилотников началось после 11 сентября 2001 года, когда американские военные спецслужбы начали охоту за Аль-Каидой. Однако отцом американских беспилотников является приехавший в США в 1977 г. из Израиля ученый-инженер-изобретатель Абе Карем. Именно ему обязан своему появлению «Predator». Его разработки лежат и в основе A160. Созданные им дроны летали и во время войны в Боснии. Однако расцвет его творений начался более 10 лет назад, с началом масштабной войны с терроризмом. Дроны позволяют вести наблюдение и уничтожать цели, находясь без дозаправки в воздухе много часов, при этом оставаясь малозаметными. Кроме того, учитывая, что полеты в основном происходят в зонах, враждебных США и с неопределенным дипломатическим статусом, использование БПЛА, существенно снижало риски столкнуться с ситуацией полувековой давности, когда над Уралом силы советского ПВО сбили американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый Френсисом Гарри Пауэрсом, которого позднее обменяли на советского разведчика Абеля.
Другой важный фактор – это понятное желание военных быть «быстрее, выше и сильнее». Человеческий организм имеет серьезные ограничения, и пилоты не в состоянии выдерживать перегрузки после определенного порога. Дроны, разумеется, этого недостатка лишены. Не стоит забывать, что даже американская армия столкнулась с проблемой – потерей налета пилотов, и, соответственно, падением качества их летной подготовки, что прежде обусловлено нехваткой средств на поддержание созданной во время противостоянии с СССР военной машины. Подготовка пилотов в нужном объеме оказалась слишком затратным делом.
Говоря о дронах, нельзя не упомянуть, что СССР в свое время был пионером в этой области, запустив в космос «Буран». В свое время будучи не Байконуре мы обсуждали этот вопрос как с российскими конструкторами, так и Чарльзом Симони, одним из авторов Microsoft Word, а ныне работающим над разработкой искусственного интеллекта. «Буран» тогда всерьез подтолкнул США к развитию подобных программ.
Ярослав Третьяков, «Пульс»: Для HR цифровизация означает меньше бумажной рутины и больше фокуса на развитии сотрудников
На этом фоне американские военные стали рассматривать дронов как реальную альтернативу привычной авиации, а местный ВПК с радостью бросился осваивать выделяемые на новые разработки бюджеты. За бортом остался вопрос о том, к чему это может привести в будущем. Пока дроны большую часть операций по уничтожению противника выполняют по команде оператора, однако закладываемые в них программные алгоритмы уже позволяют им самим определять и уничтожать цель. Другими словами, машина получает возможность лишать жизни человека. Это принципиальное изменение существующей в мире этической парадигмы, изменение которой грозит непредсказуемыми последствиями. Как тут не вспомнить известный рассказ Роберта Шекли "Страж птица"! Военные летчики, особенно из стратегической и штурмовой авиации, как показывает опыт, переживают наиболее сильное психологическое давление – нажатие на «красную кнопку» может одномоментно лишить жизни многих людей, которых пилоты никогда не видят. Несмотря на наличие приказа и воинский долг, военный летчик всегда несколько раз подумает и оценит обстановку, прежде чем принять решение об уничтожении цели. Машина в своем алгоритме работы не может допустить, что «истина где-то посередине», она работает по принципу «ноль» или единица. Не случайно от дронов гибнет очень много мирных жителей – оператор на основании данных телеметрии далеко не всегда может составить правильное мнение о происходящем. А с учетом растущей автономности дрона часть решений в ближайшем будущем он начнет принимать сам. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Не стоит забывать и про коренные ценности нашей цивилизации – раскаяние и милосердие. Если посмотреть на мировую историю, многие из настоящих героев, прошедших войну, становятся ее главными противниками, «замаливая» грехи перед погибшими врагами. Это позволяло даже после самых кровопролитных войн одуматься и попытаться идти мирным путем. Что будет, если убивать начнут машины, никто не знает.
У человечества вошло в привычку «выпускать джинна из бутылки». Многие начинания, призванные помочь, становятся смертельно опасными. Характерно, что создатели этих явлений к концу жизни начинают в этом искренне раскаиваться. Вот и автор «Предатора» почему-то сокращает сотрудничество с военными. Абе Карем основал свою компанию Karem Aircraft, основное направление деятельности которой связано с проектом «AirTrain». Это гражданские самолеты с вращающимися роторами, для которых не требуется аэродромов, т.к. они садятся по принципу вертолета. По своим показателям эти самолеты ничем не будут уступать Boeing 737 и Airbus 320 с той лишь разницей, что им не требуется привычный аэропорт. По замыслу Карема, это изменить всю отрасль региональных перевозок. Хочется верить, что раньше мир не изменят созданные им ранее «Хищники».