Разделы

Статья

Алексей Силин, Hitachi Vantara: СХД теперь могут управлять не только опытные администраторы, но и любые ИТ-специалисты

Цифровая трансформация

По данным исследования IDC, объемы поставок систем хранения данных (СХД) на российский рынок в 2018 г. увеличились на 25% — до $409 млн. Это «долгоиграющая» тенденция, связанная и с технологическими изменениями в отрасли, и с масштабными федеральными инициативами. Однако при выборе корпоративной СХД у заказчиков до сих пор возникает множество вопросов: на что обратить внимание в первую очередь, какими показателями должна обладать СХД, какие технологии должны быть в ней задействованы. Об этом, а также о новой платформе для хранения данных Hitachi Virtual Storage Platform 5000, мы поговорили с Алексеем Силиным, техническим экспертом по системам хранения данных Hitachi Vantara.

CNews: Каковы основные направления развития в сфере корпоративных СХД?

Алексей Силин: Из тех тенденций, которые мы в настоящий момент видим на рынке систем хранения данных и которые все чаще используются как у нас, так и у наших конкурентов, — это интеллектуализация СХД. Все больше и больше систем хранения и программных продуктов, связанных с ними, используют алгоритмы искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения. Их применение дает возможность ИТ-персоналу меньше тратить времени на оптимизацию конфигурации СХД под постоянно меняющиеся профили нагрузки, передавая эту задачу на сторону СХД. Таким образом у системы хранения данных появляется возможность самостоятельно подстраиваться под конкретные задачи заказчика и профили нагрузки, непрерывно оптимизируя производительность доступа к данным. Так, в новых системах хранения Hitachi Virtual Storage Platform 5000 (VSP 5000) тоже используются алгоритмы ИИ, которые применяются, например, для оптимизации дедупликации и переноса данных при многоуровневом хранении. Таким образом снижается стоимость, но не теряется производительность.

Вторая тенденция — возможность взаимодействия с СХД на языке задач, а не на языке технических параметров, что позволяет управлять СХД не только опытному администратору системы хранения, но и любому ИТ-специалисту. Например, инженер по VMware или администратор баз данных может поставить задачу СХД посредством интеллектуального программного обеспечения. При этом на техническом уровне СХД сама сделает все, что нужно.

fotoaleksej_silin-crop_600-480.jpeg
Алексей Силин: Все больше и больше систем хранения и программных продуктов, связанных с ними, используют алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения

Такая работа с СХД обеспечивается всей экосистемой, включающей интеллектуальное программное обеспечение. К примеру, вместе с VSP 5000 поставляется программный продукт Hitachi Data Instance Director (HDID). Он интегрируется с VMware для защиты данных и умеет работать с тегами. Когда администратор VMware создает виртуальную машину и добавляет тег, HDID это видит и применяет тот тип защиты данных, который соответствует данному тегу: локальная репликация и/или удаленная репликация. Администратор VMware может совершено ничего не знать про программное обеспечение СХД, но, тем не менее, способен настраивать защиту виртуальной среды.

CNews: То есть происходит своеобразное упрощение?

Алексей Силин: Да. Я работаю в ИТ более 20 лет, и мне, например, нравится наличие большого количества опций, с помощью которых можно «тонко» настроить систему под любую задачу. Но современные реалии таковы, что мы уже не можем тратить много времени на настройки. Бизнес требует от ИТ-персонала не только настраивать, но и планировать развитие ИТ-инфраструктуры, предлагать инновационные идеи и т.д. И когда в два-три клика мы можем дать СХД команду любой сложности, это большой шаг в сторону упрощения. И с точки зрения бизнеса это хорошие изменения.

CNews: Какими чертами должна обладать идеальная корпоративная СХД, на что стоит обратить внимание при выборе?

Алексей Силин: Система хранения данных должна обеспечивать требуемые заказчиком параметры работы, такие как производительность, масштабируемость, надежность — и при этом иметь разумную цену. Также неплохо иметь возможность одновременного использования различных функциональных возможностей СХД применительно к одному и тому же набору данных. Например, логический том может быть настроен для многоуровневого хранения данных и одновременно иметь локальную и удаленную репликации.

Другой важный момент, который я хотел бы отметить — выбор СХД для критических для бизнеса задач, особенно там, где потеря данных или даже их временная недоступность несут большие финансовые убытки для заказчиков. Здесь стоит выбирать СХД, проверенные временем, а не полагаться на новичков на рынке из-за их привлекательной цены. Когда платформа и микрокод развивается десятилетиями, мы можем говорить о зрелости системы хранения данных и, как следствие, ее высокой надежности, что является ключевым фактором для критичных задач.

CNews: Вы сказали, что СХД должна обеспечивать масштабируемость. Можно ли привести в пример показатели масштабируемости?

Алексей Силин: Как обычно ставится задача у заказчика: «На настоящий момент нам нужно 100 тысяч IOPS, 500 терабайт флэш-памяти и надежность в шесть девяток». При этом заказчик эксплуатирует систему хранения не один и не два года, а пять-семь лет. Если каждый год бизнес растет на 20%, то можно ожидать, что требования к хранилищу данных будут тоже расти на 10-20%, а может, даже 30%. Это зависит от заказчика. 100 тысяч IOPS через пять лет могут превратиться в 600-700 тысяч IOPS, вместо полпетабайта потребуется 5-6 петабайт. Если это не закладывать в систему хранения на этапе проработки решения, то придется покупать новую СХД, что, конечно, грозит большими расходами, чем модернизация существующей СХД. Именно поэтому так важная масштабируемость.

Самая быстрая в мире СХД

CNews: В чем заключается инновационность Hitachi Virtual Storage Platform 5000?

Алексей Силин: Во-первых, это наша новая платформа корпоративного класса, которая в настоящий момент является лидером на рынке систем хранения по производительности с цифрами в 21 млн IOPS и с максимальной внутренней емкостью 69 петабайт. Данная платформа закрывает любые возможные потребности заказчиков без ограничения использования функциональных возможностей массива, таких, как локальная и удаленная репликации, многоуровневое хранение данных, дедупликация, сжатие и т.д.

Во-вторых, платформа универсальна: она поддерживает как open-systems, так и mainframe-окружение, причем может работать и с тем и с другим одновременно. Это дает заказчикам возможность консолидировать различные задачи на одной платформе, не покупая отдельные СХД под каждое окружение.

vsp5000sm.jpg
Алексей Силин: Стоит выбирать СХД, проверенные временем, а не полагаться на новичков на рынке из-за их привлекательной цены

В-третьих, система поддерживает подключение дисков не только по NVMe-протоколу, но и по SAS-протоколу, что позволяет использовать в ней механические диски SAS 10K и NL-SAS 7.2K. Несмотря на позиции отдельных производителей, прекративших поддержку SAS-дисков в своих топовых системах, совместное использование механических и флэш-дисков в пуле многоуровневого хранения все еще востребовано и позволяет оптимизировать стоимость решения наряду с использованием дедупликации и сжатия. И наличие такой опциональной возможности несомненно является плюсом.

И, наконец, в систему заложена возможность полной замены основных компонентов СХД на компоненты следующего поколения, которые сейчас находятся в разработке. Это позволит эксплуатировать VSP 5000 для критичных для бизнеса задач не 3-5 лет, а десять и более лет. При этом исчезает необходимость каждые три года переносить данные на вновь купленную систему, что не может не радовать ИТ-специалистов.

CNews: За счет чего это возможно?

Алексей Силин: К примеру, можно заменить все вычислительные контроллеры с текущими типами процессоров на процессоры, которые появятся только через несколько лет. Это существенно увеличит производительность СХД, а производительность — это как раз тот бесценный ресурс, который тратится на высокоскоростную обработку ввода/вывода приложений и обеспечивает работу всего функционала системы. Замена контроллеров передачи данных, например, на PCIe будущих поколений, расширит масштабируемость системы по количеству поддерживаемых платформой VSP 5000 дисков NVMe и т.д.

Технологии — основа выгоды

CNews: Платформа VSP 5000 обеспечивает ведущий в отрасли показатель доступности данных. За счет чего удалось добиться такого показателя и что это значит для заказчика?

Алексей Силин: Платформы хранения Hitachi развиваются непрерывно уже больше 20 лет. За это время у нас был накоплен огромный опыт разработки и эксплуатации систем хранения, которые в настоящее время используются во всех отраслях, так или иначе связанных с ИТ. Компания Hitachi является японской компанией, для которой вопросы надежности хранения данных всегда стояли на первом месте. Надежность «восемь девяток» — это реальная цифра, которая отражает надежность нашего массива. При продаже новой СХД мы можем подписать с заказчиком документ, говорящий о том, что мы гарантируем стопроцентную доступность данных, беря на себя связанные с этим риски. Говоря о восьми девятках, мы говорим о том, что наша система спроектирована под непрерывную работу годами, что, в общем-то, и требуется в современных реалиях.

CNews: Какие еще технологии задействованы в работе платформы?

Алексей Силин: Наша платформа традиционно поддерживает репликацию, как локальную, так и удаленную. Удаленная репликация позволяет защищаться от различных региональных катастроф, локальная репликация, как правило, спасает нас от логических ошибок, когда пользователь непреднамеренно или преднамеренно что-нибудь портит. В этих случаях появляется возможность вернуть данные в то состояние, в котором они нужны заказчику в зависимости от того, как он настроил защиту данных.

Также в VSP 5000 продолжает поддерживаться Active-Active Clustering систем хранения, называемый Global Active Device (GAD), который не только обеспечивает непрерывность бизнеса, но и дает возможность балансировки нагрузки между двумя дата-центрами. Массивы, связанные между собой синхронной репликацией, могут быть расположены на расстоянии до пятисот километров. При этом сервера на обоих площадках не видят, что это две системы хранения. Это позволяет, во-первых, «пережить» выход из строя любой из систем, а во-вторых, снизить сложность настройки серверов.

CNews: Какие экономические выгоды получают заказчики при использовании платформы?

Алексей Силин: Экономические выгоды можно проследить на нескольких примерах. Например, использование дедупликации и сжатия хранимых данных может существенно снизить требование к физической емкости СХД, что приведет к уменьшению числа дисков в системе, места в стойке, тепловыделения и энергопотребления. Все это позволяет снизить как стоимость покупки системы хранения, так и стоимость ее эксплуатации.

Помимо этого, VSP 5000 позволяет консолидировать приложения и задачи с существующих систем хранения данных, что уменьшает издержки на эксплуатацию нескольких СХД: продление поддержки, которое как правило существенно дороже, чем при первоначальной покупке, временные затраты на управление несколькими системами и т.п.

CNews: На ваш взгляд, в каких отраслях она будет востребована?

Алексей Силин: VSP 5000 — это платформа корпоративного класса, поэтому она, конечно, будет востребована там, где хранимые данные составляют основу бизнеса или где потеря доступа к данным несет убытки, превышающие стоимость СХД. Это ритейл, финансовый и телекоммуникационный сектор, промышленность, — везде, где данные составляют ценность и к ним требуется постоянной доступ с высокой надежностью и производительностью.





Традиционные методы анализа данных больше не работают Hitachi: Как анализ данных может влиять на жизнь целого города