Как облака помогли бизнесу пережить пандемию

Облака помогли компаниям пережить тяжелый 2020 год не только благодаря возможности гибко управлять ИТ-затратами, но и быстро предоставлять необходимые бизнесу сервисы. О том, какие сервисы были особенно необходимы и как они запускались, говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Облачные технологии 2021».

страницы:

Все больше сервисов

Публичное облако SberCloud.Advanced было запущено в коммерческую эксплуатацию год назад. На старте в нем было представлено около 20 сервисов, большинство из которых можно отнести к категории IaaS. Сейчас в SberCloud.Advanced около 50 сервисов. В списке новых виртуальные машины GPU для решения задач, связанных с искусственным интеллектом и машинным обучением. Основные перспективы развития связаны именно с PaaS, отметил Петр Предтеченский, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами SberCloud.

Сейчас компания строит вторую зону доступности — она появится в конце 1 кв., то есть в облаке можно будет разворачивать геораспределенные решения. Активно развиваются сервисы для работы с большими данными. Петр Предтеченский подробно рассказал о сервисе, позволяющем выстраивать ETL-пайплайны. С его помощью можно легко и удобно принимать данные из внешних систем средствами облака.

Архитектура стенда ETL как услуга

Источник: SberCloud, 2021

Облако SberCloud.Advanced базируется в коммерческом ЦОДе. В настоящее время компания осваивает дополнительные мощности в другом коммерческом ЦОДах. В течение полугода SberCloud намерен создать геораспределенную инфраструктуру, в которой клиенты смогут разворачивать решения так, как им удобно. До конца года планируется подключить к ней мощности еще одного, третьего, ЦОДа.

С ростом количества данных обмен ими происходит как внутри компании, так и с внешними источниками. И чем качественнее интерфейсы, которые предоставляет компания, тем более привлекательной она становится, начал свое выступление Андрей Филиппов, директор по развитию интеграционных решений «ЕмДев». Мировой рынок API растет год от года в среднем на 33%. Большинство современных систем управления API дают возможность формирования аналитики и статистики использования API, мониторинга, управления трафиком, привлечения потребителей, обеспечения безопасности, создания и публикации приложений.

При традиционном подходе система управления API устанавливается on-premise, и заказчик сам занимается ее поддержкой. Существуют также облачный и гибридный подходы. В этом случае элементы управления API, просмотра отчетов и аналитики расположены в облаке, а размещение шлюзов возможно как в облаке, так и в контуре компании. Таким образом, появляется возможность направлять нечувствительные данные через облако, а чувствительные — через сервера компании.

Облачный и гибридный подходы для управления API

Источник: ЕмДев, 2021

Андрей Филиппов рассказал о совместном решении WSO2-EmDev, в состав которого входит управляемое облачное решение на базе продуктов WSO2 и гибридное облако EmDev. При этом Control и Management Plane развернуты в облаке Amazon, шлюзы могут быть как в Amazon, так и в Yandex. Если потребители API и сервисы находятся на территории РФ, то данные не выходят за пределы страны.

В планах перенос Control и Management Plane в облако «Яндекс», перевод решения на последние версии продукта WSO2 API Manager и адаптация нового функционала.

И опять про безопасность

Tada.team — коммуникационная платформа для бизнеса, в состав которой входят все необходимые для защищенной коммуникации инструменты. По мнению Павла Крещишина, генерального директора Tada.team, основой безопасности является всесторонний контроль, в том числе и за действиями пользователей. Но лучше всего не просто контролировать, а предотвращать неприятные события. А для этого нужны специальные автоматизированные средства.

На платформе Tada.team создана система поведенческого анализа, которая помогает выявлять демотивированных сотрудников и сотрудников, которые несут с собой риски безопасности компании. Подробнее о проекте рассказал Андрей Назаров, представитель компании Creative Mind Consulting. По его словам, демотивированных сотрудников отличает чуть более низкий уровень абстрактного мышления, чем в среднем у команды. Такой человек склонен на всех обижаться, его объем сообщений в мессенджере больше, чем в среднем по команде, в его переписке встречается много числительных. Каждый отдельный показатель может не иметь особого значения, но, если они сходятся в одной точке, — это повод обратить на человека особое внимание. В настоящее время система выстроена и проходит тестирование.

Учимся экономить

Об опыте перехода в облако рассказал Николай Галкин, ICT Director Itella Corporation. Нагрузка на инфраструктуру логистической компании неравномерная — существуют периоды, когда она резко возрастает или, наоборот, падает. Благодаря облаку, затраты на инфраструктуру теперь зависят от объема операций, что особенно важно было в прошедшем году на фоне спада деловой активности. Например, в 2019 г. компании удалось сэкономить на ресурсах 260 000 руб., а в 2020 г. — 2 660 000 руб. с учетом допзатрат на ресурсы в связи с Covid-2019. Экономия на ФОТ за 3 года составила 7,5 млн руб.

Существенно выросла и надежность — в 2020 г. количество инцидентов сократилось на 17%. У разработчиков появилась возможность развернуть готовую тестовую среду менее чем за 30 мин. и создать индивидуальные тестовые среды под каждого клиента. Itella Corporation получила быстрый доступ к данным, их защищенное хранение с учетом российских и европейских норм и возможность анализа. Для обеспечения работы в облаке также была развернута и легко интегрирована в инфраструктуру компании инновационная Wi-Fi-сеть.

Эффект от перехода в облако

Источник: Itella Corporation, 2021

Миграция инфраструктуры страховой компании в облака началась 5 лет назад, начал свое выступление Александр Мольский, ИТ-директор «Ренессанс Life». Она широко использует PaaS и IaaS. Страховая компания работает с огромным числом документов. До недавнего времени для каждой системы существовал персональный архив.

Создавать собственное решение для хранения документов было очень дорого — по предварительным расчетам, на это потребовалось бы около $200 тыс. Поэтому компания решила создать облачное объектное хранилище в Yandex Cloud. Система была создана и внедрена за 1,5 месяца силами пяти специалистов. Александр Мольский продемонстрировал участникам конференции скриншот биллинговой системы: с 1 декабря 2020 г. по 18 февраля 2021 г. за пользование облачными ресурсами компания заплатила менее 3,5 тыс. руб.

Опыт миграции и не только

Цифровая трансформация в «Леруа Мерлен» началась в 2019 г. На тот момент практически вся инфраструктура компании находилась on-premise, только начинались эксперименты в Yandex Cloud, начал свой рассказ Ярослав Иссинский, лидер гибридного облака «Леруа Мерлен». Прежде чем начать переход в облако, в компании провели ревизию приложений и определили, какие из них уже готовы к миграции, а какие нуждаются в доработке. Одновременно выяснилось, что все процессы сотрудники компании делают вручную с минимальной автоматизацией.

Была разработана концепция миграции в облако до 3 кв. 2020 г. Было решено оставить в VMware все существующие среды, legacy и базы данных, а все новые приложения отправлять в Yandex Cloud. Команды будут использовать IaaS в публичном и приватном облаке без подключения к процессу управления ресурсами инфраструктурных или SD инженеров. Web UI консоль будет использоваться для «песочниц» и как дашборд для менеджеров. А для dev/prod будет использоваться подход Infrastructure as Code с применением API/CLI/Terraform. Все команды будут получать ежемесячные счета за ресурсы в облаке.

К 2023 г. VMware останется только для Legacy-систем, все остальное будет использовать multi-datacenter архитектуру. Появится IaaS Marketplace для виртуальных машин/дисков/сетей и PaaS Marketplace для БД/Kafka и etc. Мониторинг ресурсов и сбор метрик будет происходить автоматически, а ручной труд инженеров останется только для incident management. Ярослав Иссинский подробно рассказал о ходе реализации проекта и поделился опытом преодоления возникающих сложностей.

Владимир Парфенов, руководитель по развитию клиентского сервиса банка «Тинькофф», рассказал, как банку удается привлекать на работу в колл-центр людей из всех регионов России, желающих подработать, не выходя из дома. Каждый приходящий на работу в банк кандидат проходит систему отбора, а затем обучение на специальной платформе. При обучении используется роботизированный тренер RoboCoach, имитирующий клиента. С его помощью будущие сотрудники учатся работать с возражениями.

После успешного прохождения обучения сотрудники допускаются до непосредственной работы с клиентами. При этом все звонки фиксируются, а затем анализируются. По результатам анализа выявляются ошибки оператора, связанные как с негативным эмоциональным фоном разговора, так и с ошибками скрипта. На основании этих данных происходит обучение робота-оператора.

Алексей Зарьянов, исполнительный директор, начальник управления автоматизации операций с инструментами с фиксированной доходностью, финансовых и общекорпоративных процессов «ВТБ Капитал», отметил, что «ВТБ Капитал» — международная организация. Высокие ожидания заказчиков, широкая продуктовая линейка продуктов, большие объемы сделок — вызов для ее ИТ-ландшафта. С учетом правил игры, диктуемых регуляторами, включая международных, компания применяет подход гибридной инфраструктуры. Особенно востребована опция масштабирования массовых процессов онлайн вычислений, управление фондом тестовых сред. Например, в прошлом году для поддержки самого большого инвестиционного форума Russia Calling часть элементов располагалась во внешнем облаке, а оркестрация бизнес процессов находилась внутри контура ВТБК. Применяется практика low-code приложений, где это уместно по разным причинам, для разработки сервисов, «система» представляет собой комплексное облачное решение. Команда ВТБК поделилась опытом управления международными кросс функциональными командами, рассказав про Club One, и выстраивание взаимодействия с бизнес-подразделениями при создании новых продуктов.

Константин Пермяков, начальник отдела обеспечения качества «ВТБ Капитал», подробно рассказал, каким образом разработчики реализуют подход DevOps и QA в рамках гибридного ландшафта. В качестве иллюстрации масштабирования нагрузки он привел работу системы расчета справедливой стоимости сделки.

Особенности и вызовы гибридного ИТ-ландшафта

Источник: ВТБ Капитал, 2021

Сергей Иванов, начальник отдела развития и внедрения технологий продаж «Комус», рассказал, что в условиях пандемии торговые представители перестали ездить к клиентам лично, а стали общаться с ними по телефону. Кроме того, объемы продаж резко сократились, и надо было оценить, с кем из клиентов имеет смысл пытаться дальше работать, а кого надо на время или навсегда оставить в покое. К слову, кроме канцтоваров, «Комус» продает продукты для офиса и офисное оборудование, и даже медицинские товары, а значит ему есть, что предложить клиентам. Быстро настроить новое решение помог облачный подход.

Результаты внедрения облачного планировщика задач

Источник: Комус, 2021

Сергей Иванов подчеркнул, что при внедрении нового планировщика задач для торговых представителей очень важно было позиционировать его ни как инструмент контроля, а как средство, помогающее работать более эффективно за счет постоянного доступа к клиентской базе, истории продаж и активностей, возможности планирования маршрутов с фокусом только на результативных клиентов, доступности данных обо всех заявках и проблемах клиента и маркетинговых материалах с возможностью быстрого поиска нужного.

Петр Предтеченский: SberCloud.Advanced позволяет создавать облачные продукты и сервисы в любых областях экономики, науки и образования

predtechenskijptrhuawei2016021018-crop_140-170.jpg

Облачная платформа SberCloud.Advanced существует всего год, но на ней уже представлено около 50 сервисов. Какие возможности она предоставляет бизнесу, рассказал Петр Предтеченский, руководитель направления по работе с корпоративными клиентами компании SberCloud.

Читать полное интервью

Павел Крещишин: Мы разработали инструмент для выявления демотивированных сотрудников

Мессенджеры стали одним из самых популярных инструментов совместной работы. Они помогают не только организовать общение между сотрудниками, но и выявить тех, кто демотивирован и нуждается в поддержке, рассказал Павел Крещишин, генеральный директор Tada.team.

Читать полное интервью


страницы: