Цифровизация может увеличить выручку промышленного предприятия на 15%

Российской промышленности пока далеко до «Индустрии 4.0». Тем не менее, на крупных предприятиях уже используются цифровые решения. Как будет развиваться цифровизация в условиях ухода с рынка иностранных вендоров? Смогут ли российские разработчики предложить полноценную замену этим продуктам? Об том говорили участники организованной CNews Conferences конференции «Цифровизация промышленности 2022».

страницы:

Цифровые сервисы для клиентов

Старейшая государственная организация «Гознак» поставила перед собой цель превратиться из лидера надежной защищенной полиграфии в лидера надежных защищенных цифровых продуктов. «Развитие цифровых сервисов для клиентов невозможно без информатизации внутренних бизнес-процессов и кадровых изменений», — говорит Андрей Веселов, руководитель центра продажи цифровых продуктов дирекции по цифровому развитию «Гознак».

Цифровые сервисы

Источник: Гознак, 2022

На сегодняшний день организация предлагает несколько интересных решений. Так, в Москве пилотируется сервис «Хвост удачи» — система умного поиска домашних животных, способная распознать потерявшегося питомца по фотографии. «Гознак» предлагает услуги по хранению электронных и бумажных документов — для последних у него есть необходимые площади. Еще одно решение Autogate позволяет организовать пропускную систему путем сканирования лица.

Государственные организации могут воспользоваться услугами Goznak.Cloud — для этого запущено два ЦОДа. ЦОД в Москве на 370 стойко-мест уже практически заполнен. В ЦОДе в Санкт-Петербурге на 470 стойко-мест еще есть свободные места. Кроме того, «Гознак» является разработчиком и оператором государственной информационной системы, предназначенной для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета. В марте 2021 г, «Гознак» приобрел долю в процессинговой компании Uniteller и теперь планирует развивать платежные сервисы.

Интернет вещей в промышленности

Инвестиции в интернет вещей растут, особенно сейчас. Их подстегивает распоряжение правительства об импортозамещении на объектах критической инфраструктуры, говорит Давид Туманян, руководитель направления IoT компании CTI. Он рассказал о платформе IoT, которую предлагает его компания.

Платформа интернета вещей

Источник: CTI, 2022

Платформа включена в реестр российского ПО. Она обеспечивает сбор данных с устройств по индустриальным протоколам обмена данным, их агрегацию и обработку с использованием встроенной системы правил, визуализацию информации с использованием встроенных дашбордов и виджетов. К платформе можно подключить даже устаревшие решения через шлюз. Также имеются коннекторы к сторонним системам, возможна интеграция через API.

По словам Давида Туманяна, трендом на рынке является интеграция IoT и UC решений, которая дает возможность управлять всеми процессами и системами голосом, использовать технологии дополненной реальности в процессе ремонта оборудования. CTI предлагает голосового ассистента с распознаванием речи, сервис автоинформирования в случае выявления дефекта или инцидента и голосовую систему обработки обращений.

Цифровизация процесса ремонта

Основная проблема, которая возникает у компаний, занимающихся железнодорожными перевозками, связана с износом колесных пар. «Для перевозчиков это черная дыра — они не знают и не могут проконтролировать, какие работы, в каком объеме и в какие сроки выполняются», — говорит Андрей Онокой, руководитель проектов UMNO.digital. Обточкой колес занимаются вагоноремонтные предприятия. Все замеры колеса производятся оператором вручную. Проконтролировать, где и на какой стадии ремонта находятся колеса именно от твоего вагона, невозможно.

UMNO.digital разработала решение, позволяющее автоматизировать этот процесс. На колесный диск устанавливается RFID-метка, к ней привязывается номер колесной пары. Все измерения колеса производятся электронными приборами. Перемещение колеса фиксируется в системе. После завершения работ RFID-метка снимается. В качестве терминалов сбора данных используются специальные противоударные планшеты. Для распознавания номеров и типов осей колесных пар применяются технологии машинного зрения. Точность распознавания составляет 98%.

Автоматизация ремонта колесных пар

Источник: UMNO.digital, 2022

Андрей Онокой привел несколько примеров использования решения на вагоноремонтных предприятиях. В результате время приемки одной колесной пары сократилось с 5 до 2 минут. Значительно сократилось время ремонта. Предприятие получило возможность проведения цифровой инвентаризации.

Искусственный интеллект

Компании, которые планировали внедрение искусственного интеллекта (ИИ), столкнулись с ограничением доступа к программно-аппаратному обеспечению и технологиям, международным проектам и коллаборациям, информационным ресурсам. Однако в России существуют компании, которые могут предложить отечественные ИИ-решения, говорит Рамиль Шигапов, руководитель проектов по развитию перспективных решений Directum. Например, интеллектуальную систему управления цифровыми процессами и документами Directum RX и интеллектуальную систему для обработки любой текстовой информации Directum Ario One.

На базе Directum RX созданы прикладные решения. Система «Цифровое делопроизводство» способна распознавать и классифицировать входящую корреспонденцию, автоматически формировать проект резолюции, готовить аннотации и осуществлять контекстный поиск документов, предлагать шаблоны исходящих писем. Система «Цифровая бухгалтерия» предназначена для ввода и распознавания комплектов финансовых документов, автоматического сопоставления номенклатуры и подбора типовой операции, проверки корректности реквизитов сторон, сумм, НДС по документу, составления авансовых отчетов. «Цифровой ассистент юриста» поможет сравнить документы, проверить актуальность реквизитов подписантов, полноту договорного комплекта и наличие обязательных разделов, а также проанализирует риски.

Скорость обработки одного документа составляет около 10 сек. Точность классификации и извлечения реквизитов — от 80 до 99,9%.

Промышленность России еще не перешла на «Индустрию 4.0», говорит Михаил Татарский, руководитель проектов «Автомакон». Компания предлагает системы машинного зрения Neurus для промышленных предприятий и ритейла. Компьютерное зрение позволяет решать широкий спектр задач. В рознице это и мониторинг очередей, и контроль мошенничества, и семантическая сегментация, и определение некорректной работы кассы. Крупнейший проект компании — магазин будущего «Вкус Вилл», в котором нет ни касс, ни устройств самообслуживания. С помощью весовых лотков и умных камер нейросеть автоматически обслуживает покупателей.

На промышленных предприятиях системы машинного зрения также востребованы. Во-первых, на их основе создается система распознавания лиц: сотрудники открывают и закрывают смены при помощи биометрии, просто посмотрев в камеру на проходной. Во-вторых, они используются для обеспечения безопасности сотрудников: нейросеть может контролировать использование индивидуальных средств защиты, например, касок. Еще один пример — система контроля персонала, которая отслеживает перемещения сотрудников по всей территории рабочего зала: из грязной зоны в чистую, за линию безопасности и т.д.

Установленная в кабине система машинного зрения распознает действия водителя и считает количество пассажиров и число остановок, которые он проехал, если на разные расстояния разные тарифы. Михаил Татарский привел несколько примеров использования систем машинного зрения в процессах дефектовки, калибровки, фасовки и распознавания сигналов.

Оценка затрат и планирование инвестиций

Компания Ingenix Group долгое время работала на внутреннего заказчика, а затем вышла на открытый рынок. Она предлагает программный комплекс для оценки капитальных затрат и анализа инвестиций в нефтегазовые активы. Как рассказал Игорь Юнусов, начальник отдела ИТ Ingenix Group, решение внедрено в компаниях «Лукойл», «Роснефть» и т.д. В его основе геоинформационная платформа ERSI, на базе которой можно моделировать прокладку трубопровода, автодороги, рассчитывать стоимость проекта, формировать различные отчеты. Решение имеет микросервисную архитектуру.

Программный комплекс для оценки капитальных затрат и анализа инвестиций

Источник: Ingenix Group, 2022

Компания запустила онлайн-магазин микросервисов по моделированию трубопроводов и другой наземной инфраструктуры. Он находится в опытной эксплуатации с 2021 г. Идет формирование пула вендоров ИТ-решений.

Еще одно решение от Ingenix Group — мобильная транспортная платформа, с помощью которой можно оценить эффективность использования топлива и горюче-смазочных материалов.

Миграция на отечественные решения

Татьяна Дроздова, коммерческий директор «Автомакон», уверена, что существуют отечественные аналоги зарубежных корпоративных систем, которые не уступают по функциональности и пользовательскому комфорту, более лояльны по ценовой политике и учитывают специфику российского бизнеса. «Все, кто когда-либо работал на SAP или Oracle, скептически относятся к российским ERP. Однако они постепенно понимают, что наша «1С» ничуть не хуже», — говорит она.

Компания «Автомакон» предлагает миграцию с SAP, Oracle, Microsoft Dynamics AX, NAV на российские корпоративные системы или интеграцию текущей ERP-системы с российским ПО. Возможно внедрение российских WMS на высокоинтенсивных складских комплексах, а также импортозамещение BI и DWH-систем. По словам Татьяны Дроздовой, проект по миграции на новую BI-систему реализуется на 30-50% быстрее, чем внедрение решения с нуля.

Цифровизация и производительность труда

Промышленная революция напрямую связана с производительностью труда, напомнил Иван Израйлев, начальник отдела дивизиональной архитектуры «Гринатом». Производительность труда зависит от его разделения. Разделение может быть «вертикальное» (по производству знаний, необходимых для производства продукта) и «горизонтальное» (по производству продукта). В «Росатоме» уже много лет реализуется программа повышения производительности труда. Она методологически сосредоточена в Производственной системе «Росатом» (ПСР). В 2020 году ее решили объединить с программой цифровизации.

Образец целевого состояния цифрового ПСР-предприятия

Источник: Гринатом, 2022

Иван Израйлев рассказал о разработанной компанией методике Lean Smart Plant. Lean Smart Plant, умное бережливое предприятие, объединяет инструменты ПСР и технологии «Индустрии 4.0». Суть Lean Smart Plant в том, чтобы улучшать производственные и обеспечивающие процессы. Сейчас их 17. Для оценки уровня зрелости первых пяти в 2020 г. были определены качественные и количественные критерии, для остальных критерии разрабатывают. «Теперь, когда существуют описания процессов и понятны их слабые места, можно быстро написать техническое задание и спланировать работы», — говорит Иван Израйлев.

Контакт-центр на промышленном предприятии

Константин Бабкин, директор департамента по работе с крупным бизнесом Mango Office, поделился кейсом цифровизации крупного промышленного предприятия. На нем существовал единый контактный центр на базе АТС и использовалось иностранное ПО, не соответствующее стандартам, ресурснозатратное, дорогое в обслуживании и обновлении. Его невозможно было интегрировать с корпоративными информационными системами, а сотрудники жаловались на низкую скорость обработки обращений.

Компания внимательно изучила претензии пользователей, провела презентацию решения, протестировала основные сервисы. Для сотрудников, не работающих на первой линии, временно оставили текущую АТС, а сервисы Mango Office в первую очередь внедрялись на проблемные контуры. Кроме того, компания взяла на себя полное сопровождение проекта: внедрение, подготовка документации, обучение.

На сегодняшний день началось масштабирование решения на все подразделения предприятия. При этом старая АТС пока работает в резервном режиме. У заказчика появился единый омниканальный контакт-центр со всеми необходимыми сервисами и возможность в режиме онлайн отслеживать метрики выполнения KPI сотрудников.

Цифровые закупки

Уровень цифровизации российских промышленных предприятий в среднем остается невысоким. Ольга Юдина, директор по стратегическому развитию Isource, рассказала, как цифровые решения могут помочь в организации закупочной деятельности. Как правило, на предприятиях автоматизированы выбор контрагентов, формирование и согласование закупочной документации. Самый низкий уровень цифровизации наблюдается в сфере управления жизненным циклом контракта, организации документооборота между подразделениями компании и заказчика.

Количество закупок, передаваемых на аутсорсинг, в последние 10 лет растет в среднем на 15% в год. Подрядчикам передается категорийное планирование и управление, контрактация и выбор поставщиков. Самый значительный рост демонстрируют SaaS-продукты в сфере закупок.

Isource предлагает SaaS-платформу обеспечения закупок и логистики для промышленных предприятий. Решение работает на основе ЭТП ГПБ. Оно разработано на базе российского ПО и технологий. Платформа предлагает доступ к базе более чем 800 тыс. поставщиков и услуги логистических компаний-партнеров.

Цифровые предприятия

Стратегия цифровой трансформации «Интер РАО» включает в себя несколько направлений: цифровой офис, цифровое производство, цифровой сбыт, новые бизнес-модели, рассказала Анжелика Корнеева, руководитель департамента продвижения цифровой трансформации «Интер РАО». «Мы никогда не запускаем пилот, если нет внутреннего бизнес-заказчика», — говорит она.

Система открытых инноваций «Интер РАО»

Источник: Интер РАО, 2022

В списке ключевых потребностей «Интер РАО» в цифровых решениях повышение производительности за счет роботизации, беспилотников, цифровых двойников, систем поддержки принятия решений, уменьшение аварийных остановок производства и увеличение межремонтных интервалов за счет анализа состояния оборудования и предиктивного распознавания дефектов или происшествий, повышение безопасности производства и персонала за счет мониторинга условий безопасного проведения работ и поведенческой модели и т.д.

Biocad — одна из немногих биотехнологических компаний, имеющая свой департамент по автоматизации технологических процессов и собственный отдел разработки ПО. Компания собственными силами создала MonSy (Monitoring System) — систему мониторинга параметров работы оборудования, лабораторных и производственных помещений, рассказал Александр Колесов, руководитель отдела разработки ПО компании Biocad.

Система осуществляет автоматический контроль технологических параметров и деление их на категории (аварийные, предупредительные, норма), строит графики параметров работы оборудования, оповещает об аварийных событиях посредством telegram-бота. В ней хранятся параметры работы оборудования, все настройки и параметры оповещений, формируются отчеты в форматах CSV и PDF по расписанию или по запросу. Визуализация функционала реализована посредством SCADA-системы через WEB-интерфейс.

На первом этапе система работала с датчиками, которые компания закупила на рынке. Затем специалисты Biocad разработали собственный датчик, отказались от SCADA, внедрили собственную систему Botanique. Botanique показала свою эффективность, и пользователи активно предлагают идеи по ее дальнейшему развитию.

Об проектах цифровой трансформации в компании «Уралхим» рассказал Алексей Бондаренко, руководитель отдела цифровых инноваций ОХК «Уралхим». Один из них — интеллектуальное управление грузопотоками. Это система-советчик для диспетчера. Она помогает снизить количество и продолжительность аварийных остановок от переполнения бункеров, которые приводят к остановке как конвейеров, так и комбайнов, что снижает общую производительность рудника.

Направления цифровой трансформации

Источник: Уралхим, 2022

Еще один проект — построение цифрового двойника оборудования на основе исторических данных и сравнение с данными реального времени. Он позволяет заблаговременно обнаружить проблем в работе и оповестить о вероятности поломок оборудования.

«Большинство компаний в первую очередь цифровизируют процесс продаж, а все остальное оставляют на потом», — говорит Тимур Махалин, начальник управления по клиентскому сервису ОМК. В ОМК пошли по другому пути. В процессе изучения взаимодействия с клиентами были выделены 22 основные точки, цифровизация которых позволит сделать этот процесс оптимальным.

В результате в ОМК было создано 28 сервисов взаимодействия с клиентами, объединенных в группы: личный кабинет, аукционы, маркет, сертификаты, тарифы, административная панель и т.д. Так, в личном кабинете можно получить доступ к актуальной информации о платежах и документах к оплате, отслеживать график производства, плановые и фактические сроки отгрузки, перемещение отгруженной продукции, размещать заявки на закупку, участвовать в аукционах, получить ответы на возникающие вопросы.

Как оценить эффективность

«Как правило, эффект от внедрения информационных систем оценивается с экономической точки зрения: повышение доходов или снижение себестоимости. Но существует еще и такой показатель, как повышение качества», — говорит Эдуард Мураховский, директор департамента проектного управления ГК «Фармимэкс». Он напомнил, что внедрение ИТ-проекта — это не ИТ-проект, а полноценный проект с ИТ-составляющей.

Эдуард Мураховский привел примеры эффекта, которого можно достичь путем внедрения разных решений: ERP-системы, системы управления договорами, автоматизации закупочных процедур, системы взаимодействия с контрагентами и фармацевтической системы качества.

Однако существуют и неочевидные эффекты цифровой трансформации. Например, снижение осознанности: после внедрения СЭД расписанное на сотрудника задание исполняется «для галочки», лишь бы только уложиться в указанные сроки. Эдуард Мураховский призвал не забывать о необходимости работы с людьми: надо объяснять им суть задачи, ставить контрольные точки и помогать в случае возникновения трудностей.

Еще недавно вся конструкторско-технологическая документация на предприятии велась в бумажном виде, рассказал Александр Кравченко, руководитель проектов Щербинского лифтостроительного завода. Перейти на PDM-систему удалось лишь с третьей попытки. PDM-система управления данными об изделии используется для создания централизованного архива конструкторско-технологической документации (КТД), автоматизации процессов технического документооборота и получения и эксплуатации электронного состава изделий. Электронные документы используются на производстве, в службе закупок, а также при расчете себестоимости.

На настоящий момент подготовлено автоматизированное рабочее место (АРМ) конструктора, переведены в электронный вид процессы обработки заказов и работы с КТД, закреплена ответственность за данные, разработан конфигуратор готовых изделий, подготовлено АРМ технолога. В планах интеграция с ERP, развитие системы APS и ввод в работу в системе подразделений технологов.

Эффект от цифровой трансформации в мировых горно-металлургических компаниях составляет до 15% EBITDA, рассказал Сергей Федотов, директор по цифровизации УГМК. Большинство компаний металлургического сектора реализуют цифровую программу и считают ее главным стратегическим приоритетом. В списке лидеров TATA, Teck, Baosteel и т.д.

Анализ проектов цифровой трансформации, реализованных в крупнейших компаниях ГМК

Источник: УГМК, 2022

Применение цифровых технологий способствует снижению расходов на обслуживание продукции на 10-40%, сокращению сроков вывода на рынок на 20-50%, повышению точности прогнозов до 85%, сокращению затрат на обеспечение качества на 10-20%, приросту производительности на 3-5%, сокращению времени простоя оборудования на 30-50%, приросту производительности технических функций за счет автоматизации труда на 45-55%.

С учетом структуры бизнеса УГМК эффект от цифровой трансформации может составить до $350 млн к 2025 г. В августе-ноябре 2021 г. проведена диагностика 15 предприятий, сформирована воронка из 298 цифровых инициатив. По итогам анализа моделей узких мест и приоритизации, на 2022 г. определены 82 проекта с наибольшими эффектами. Реализация проектов цифровой трансформации по ключевым направлениям в 2022 г. позволит получить эффект в объеме более 3,2 млрд рублей в год.

Актуальные проблемы

В ходе дискуссии участники конференции обсудили проблемы, которые возникают в процессе реализации цифровых проектов. Так, по словам Михаила Татарского, некоторые сотрудники предприятия, на котором внедрялись биометрические системы контроля, были категорически против инноваций. Изменить их отношение удалось лишь спустя месяц, когда с помощью нового решения удалось доказать присутствие на рабочем месте человека, чья фамилия не значилась в журнале учета рабочего времени.

Андрей Онокой рассказал, что при внедрении решения в вагоноремонтном депо компания старалась показать сотрудникам его эффективность. «Когда люди понимают, что новые технологии упрощают их работу, они с энтузиазмом начинают их осваивать», — говорит он. Павел Подколзин, управляющий директор по отраслевым продажам Sitronics Group, отметил, что бывает очень полезно начать цифровую трансформацию с себя. В частности, Sitronics Group столкнулась с очень серьезным противодействием сотрудников бухгалтерии, финансовой службы, проектного офиса. «Все новое очень часто отторгается, — говорит он. — Поэтому для успеха преобразований надо уделять больше внимания работе с людьми».

«Иногда людям надо дать возможность пройти все стадии: отрицание, торг и так далее. И дойти до принятия», — уверен Эдуард Мураховский. «Противодействие часто возникает тогда, когда людей оставляют один на один с возникающими при освоении новых продуктов проблемами, — уверен Алексей Бондаренко. — Также очень важно показать людям, что ИТ-шники разбираются не только в технологиях, но и в производственных процессах». По мнению Сергея Федотова, дополнительный контроль не нравится никому. Поэтому руководители должны серьезно подумать о том, как выстроить в компании новую систему мотивации после внедрения цифровых решений.

Конечно, при внедрении цифрового проекта очень важна поддержка руководителей компании. Однако надо с осторожностью относиться к «фанатам» цифровизации. По словам участников дискуссии, их энтузиазм имеет свойство быстро сходить на нет, а реализуемые по их инициативе проекты рискуют стать неэффективными. По словам Павла Подколзина, максимально близки к понятию «фанат» руководители стартапов. Если перед ними четко поставить задачу и контролировать ее выполнение, они могут показать отличные результаты.

Как будет развиваться цифровизация в условиях ухода с рынка западных вендоров? Участники дискуссии уверены, что зависит от того, какую долю в ИТ-инфраструктуре компании занимают иностранные продукты. Основная проблема российских решений в том, что их надо дорабатывать. И у отечественных разработчиков есть уникальная возможность превратиться в компании мирового уровня.

Андрей Веселов: Мы намерены превратить «Гознак» в современную высокотехнологичную компанию
«Гознак» известен, в первую очередь, как производитель защищенной полиграфии. Однако компании намерена стать полноценным игроком ИТ-рынка и предоставлять заказчикам самые современные цифровые сервисы, рассказал Андрей Веселов, руководитель центра продаж цифровых продуктов «Гознак».





страницы: