Информационное общество: дискуссия, "покрытая пылью", в Твери

Прошедший в Твери экономический форум и состоявшееся параллельно с ним заседание Совета по развитию информационного общества в России были полностью посвящены вопросам практического применения информационных технологий в социально значимых областях. Уровень дискуссии разочаровал президента Медведева.

страницы:

Очередной 7-ой по счету Тверской экономический форум был задуман с невиданным доселе размахом. По словам его идейного вдохновителя, советника президента Леонида Реймана, "форум получил своего рода "специализацию", связанную с вопросами развития информационного общества в Российской Федерации". Если в прошлом году на нем присутствовали руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, министр связи Игорь Щеголев, министр образования Андрей Фурсенко, то в этом на Форум съехался весь цвет политической элиты страны во главе с президентом. Кроме того, одновременно с Форумом состоялось заседание Совета по развитию информационного общества в России.

Тверь – типичный российский провинциальный городок с тихими улицами, неспешным ритмом жизни, спокойными приветливыми жителями, плохими дорогами и по большей части обшарпанными зданиями. Приезд столь высоких гостей, а тем более 2000 посетителей Форума (для сравнения, в 2008 г. – 700 чел., 2009 г. – 1000 чел.) привнес в его жизнь не только пугающие любого провинциала атрибуты мегаполиса – перекрытые улицы, пробки, толпы спешащих куда-то людей, заполненные до отказа рестораны, но и более приятные события – отремонтированные здания в районе проведения мероприятия и гладкий асфальт на дороге, ведущей к библиотеке, где проводился Совет.

Знаменитые "Сапсаны" не смогли вместить всех желающих с комфортом совершить путешествие из Москвы в Тверь, поэтому часть участников вынуждена была добираться по печально известной Ленинградке. Не готовы к приему такого числа гостей оказались и тверские гостиницы – электронное бронирование еще не добралось до городских отелей, а традиционные "амбарные книги" оказались не самым надежным средством учета неожиданно нахлынувших посетителей. В результате некоторым гостям пришлось спешно подыскивать себе новое пристанище.


Одновременно с Форумом состоялось заседание Совета по развитию информационного общества в России

Необычайно жаркое лето и плохая вентиляция в зале заседаний заставили докладчиков Форума выступать как можно более кратко и конкретно, а слушателей - избегать пустых вопросов и непродуктивных дискуссий. Придерживаться регламента в душном помещении призвал президент Дмитрий Медведев и участников Совета: "Просил бы быть максимально краткими, не растекаться по поводу того, что уже сделано, рассказать о том, что предстоит сделать, и какие меры предпринимаются для решения тех проблем, которые я сейчас обозначил". Президент посетовал, что в зале плохо работает система кондиционирования и он не подготовлен для проведения совещаний.

Далеко ли до электронного правительства?

Построение в России электронного правительства стартовало в начале нынешнего десятилетия, и для достижения этой цели выделялись немалые деньги. Например, расходы на внедрение ИКТ в федеральных органах государственной власти, по данным Минфина, представленным на заседании Совета по развитию информационного общества министром финансов Алексеем Кудриным, в 2008 г. составили 42 млрд руб., а в 2009 г. – 37,5 млрд руб. По ранее озвученным оценкам Минкомсвязи, расходы на ИКТ в федеральных и региональных органах государственной власти, а также в рамках различных ФЦП, в этот период составили 60-80 млрд руб. в год.

Финансирование программы "Электронная Россия" в 2010 году составит 3,1 млрд руб. Кроме того, на приходящую на смену "Электронной России" в 2011 г. программу "Информационное общество", по словам Игоря Щеголева, планируется израсходовать порядка 375-400 млрд руб. за 10 лет. При этом министр связи подчеркнул, что при ее реализации необходимо максимально использовать деньги бизнеса – что может сделать бизнес, не должно делать государство.

Однако, несмотря на значительные финансовые вливания, ощутимых изменений в сфере автоматизации государственного управления до настоящего времени не произошло. "Мы много говорим о пользе информационных технологий, о создании информационного общества, но нам давным-давно пора все-таки перевести все эти разговоры в прикладное русло, - начал свое выступление Дмитрий Медведев. – Электронное правительство, электронное управление – это не возможность получить бланк через интернет, заполнить его в бумажной форме и отнести потом куда бы то ни было: в больницу, поликлинику, в налоговую инспекцию, еще куда-то. Это возможность получить электронную услугу, не выходя из своей комнаты, – вот в чем смысл".

Дело в том, что половина средств, выделяемых на ИКТ, по словам Леонида Реймана, направляется на автоматизацию внутренней деятельности отдельных ведомств. Как следствие, позитивные изменения происходят тоже в рамках отдельных направлений и практически не затрагивают весь комплекс взаимодействия государства с гражданами и бизнесом. "В итоге все ведомства налаживают внутренние процессы и оптимизируют свою работу, но на выходе в качестве результата взаимодействия зачастую картина напоминает миниатюру известного сатирика "Я спрашиваю: кто шил пиджак? Они говорят: "Мы! Я, например, пуговицы пришивал. К пуговицам претензии есть?”, - комментирует ситуацию Михаил Иванков, замгендиректора - директор департамента госконсалтинга АКГ "Развитие бизнес-систем".

Разработанная Минкомсвязи программа "Информационное общество", по словам Игоря Щеголева, позволит перейти от простой информатизации к достижению конкретных результатов, таких как обеспечение 85% граждан широкополосным доступом в интернет к 2020 г., оцифровка музейных и библиотечных фондов на 75% к 2015 г., внедрение электронных госуслуг к 2015 г., повышение доли отечественных товаров и услуг на внутреннем ИКТ-рынке до 50%, рост доли ИКТ в ВВП до 2% и пр.

Для повышения эффективности расходования государственных средств, выделяемых на информатизацию, должна быть обеспечена их полная прозрачность и подконтрольность, считает Николай Челышев, директор по обучению компании "Форс – Центр разработки". "К этому следует подходить так же, как к любому бизнес-плану: подготовить документацию по обоснованию проекта, определить его стоимость, срок окупаемости, четко прописать ожидаемые результаты. Проводя конкурс среди подрядчиков, следует обращать внимание не только на наиболее привлекательную цену контракта, но в первую очередь на репутацию исполнителя работ, количество успешно выполненных проектов, наличие сертифицированных специалистов и прочие факторы, подтверждающие высокий уровень его компетенции, - говорит он. - Чтобы очередной национальный проект в области автоматизации принес какие-то конкретные результаты, ответственные за него чиновники должны быть сами заинтересованы в успехе, нести ответственность и отчитываться за выполнение поставленных задач".

ИКТ идут навстречу школьникам?

Заседание Совета по развитию информационного общества в 2010 г. получилось на редкость социально ориентированным. К выступлению на нем были приглашены руководители трех самых профильных министерств.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко рассказал, что "в ряде субъектов Российской Федерации показатель обеспеченности образовательных учреждений доступом к сети интернет составляет от 66 до 99 процентов", но тут же заверил присутствующих в том, что с 1 сентября подключение ко всемирной сети будет обеспечено всем. "Осенью заработает специальный информационный ресурс, который позволит отслеживать эту работу в реальном времени, - заверил министр. - Мы сможем в постоянном режиме отслеживать работоспособность всех элементов сети".

Кроме интернетизации школ, Минобрнауки занимается созданием образовательного контента. По словам Андрея Фурсенко, в базе данных ведомства имеется более 100 тысяч электронных образовательных ресурсов, из них 17 тысяч – интерактивные. Однако эти ресурсы мало востребованы по той простой причине, что создавались в отсутствие единых стандартов и теперь практически несовместимы между собой. Но, по заверениям министра, эта проблема вскоре будет решена.

В 92% школ созданы опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения, т.е. СПО в них установлено как минимум на 1 компьютере. К 2011 г. более 1/3 образовательных учреждений в каждом регионе более чем на половине компьютеров будет использовать свободное программное обеспечение. Государство продолжит финансирование этих мероприятий и в 2010, и в 2011 гг. с тем "чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением, я имею в виду "Майкрософт" и другие достаточно распространенные программы", - сказал Андрей Фурсенко.

страницы: