ИТ-аутсорсинг 2012: очередной фальстарт?

Быстрый рост рынка российского ИТ-аутсорсинга аналитики предрекают вот уже последние 10 лет. Начнется ли ожидаемый многими "экспоненциальный рост" сейчас, когда отечественный аутсорсинговый рынок превратился в небольшую отрасль с оборотом свыше 1 млрд долл.? Эта тема стала одной из главных на конференции CNews Conferences и CNews Analytics "ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы".

страницы:

Многие сегодня считают, что сервисы российских аутсорсеров не всегда удобны и выгодны для заказчиков и не обязательно высокотехнологичны. Действительно, специалисты по бюджетированию часто рекомендуют крупным холдингам и корпорациям инсорсинг - выделение подразделения в качестве бизнес-едининцы в составе группы компаний - в качестве эффективного инструмента управления современным бизнесом. В практике же отечественных компаний эта, в общем-то, разумная и правильная рекомендация часто служит поводом для образования структур, фактически блокирующих доступ внешних провайдеров к заказам на ИТ-обслуживание. В то же время, все эти кэптивные, дочерние, совместные и прочие разновидности подобного рода инсорсинго-аутсорсинговых компаний сегодня стремятся быть похожими на аутсорсеров настоящих - обычных провайдеров, конкурирующих друг с другом и формирующих цены на внешнем рынке, служащих ориентиром для всех прочих. И уже одно это стремление не может не радовать.

В то же время, отсутствие подтвержденного успешного опыта выполнения крупных заказов в прошлом затрудняет их получение в будущем. Тем не менее, во многом благодаря усилиям независимых провайдеров, использующих самые различные стратегии для продвижения своих услуг, - от фокусировки на базовых сервисах до предоставления высокотехнологичных услуг из "облака", - аутсорсинговый рынок в РФ растет. О своем текущем предложении сервисов аутсорсеры рассказали собравшимся на конференции и выслушали в ответ многочисленные пожелания и предложения заказчиков их услуг, а также консультантов в этой области.

Скрытые резервы роста

Мировой рынок ИТ-аутсорсинга в 2012 г., по прогнозам Forrester Research, составит 385 млрд дол., а в 2013 вырастет еще на 6% - до 408 млрд. По данным российского партнера Forrester, компании in4media, оборот российского ИТ-аутсорсинга невелик в абсолютном исчислении и составил в 2010г. около 1 млрд долл. Однако он быстро растет, и его объем в 2011г. аналитики оценили на 25-30% выше – около 1,3 млрд. Многие сегодня с тревогой и надеждой смотрят сегодня на этот рынок, а некоторые аналитики даже предрекают ему экспоненциальный рост, несмотря на явно затянувшуюся "инкубационную" стадию.

Продолжительность "детского периода" российского аутсорсинга обусловлена, прежде всего, рядом макроэкономических причин. Среди них отсутствие реальной конкуренции в ряде отраслей и сегментов рынка, а значит и действенных стимулов для сокращения затрат, а также общая неразвитость сферы услуг в РФ по сравнению с общемировым уровнем. Неготовность и неосведомленность заказчиков в качестве главного сдерживающего фактора для роста рынка российского аутсорсинга указал, в частности, Сергей Македонский, президент Национальной ассоциации стратегического аутсорсинга "АСТРА", сопредседатель IAOP Russia Chapter.

Ставка на комплексность

Аутсорсинг поддержки ИТ-инфраструктуры оказывается особенно эффективным в тех случаях, когда провайдер может предложить клиентам целый набор взаимосвязанных сервисов и услуг различного технологического уровня. Компания "АйТи Десижн" оказывает своим клиентам комплекс услуг - от сборки и поставки (с отсрочкой платежа) ПК, серверного оборудования и пр. до поддержки ИТ-инфраструктуры, построенной на централизации ИС заказчика в дата-центре "Ростелеком".

Генеральный директор компании Филипп Александровский привел для примера метрики обслуживания локальной вычислительной сети (ЛВС) клиента, насчитывающей более 700 компьютеров. Наработка между отказами ПК составляет 10 тыс. часов, ЛВС – 13 тыс. часов, а коэффициенты готовности отдельных ПК и ЛВС в целом составляют, соответственно, 0,999 и 0,866. "Очевидно, что в этом случае организовывать собственную ИТ-службу нет необходимости", - считает г-н Александровский и делает прогноз: "В ближайшей и среднесрочной перспективе мы будем свидетелями экспоненциального роста российского рынка ИТ-аутсорсинга, а уровень конкуренции и число слияний и поглощений на нем значительно вырастет".

Кэптивный аутсорсинг становится обычным

В 2007г. было принято решение о создании дочерней структуры, - совместного предприятия "Сибур Холдинг" и "Газпром нефть", - компании ИТСК, которая, по словам менеджера по трансформации Михаила Зверева, сегодня стала одной из крупнейших аутсорсинговых компаний России. В настоящее время в ИТСК идет трансформация, затрагивающая прежде всего операционную модель, в рамках которой региональные дирекции ИТСК на местах дополняются центрами компетенций, обслуживания и пр.

Филипп Александровский: Мы будем свидетелями экспоненциального роста рынка ИТ-аутсорсинга

На вопросы CNews ответил Филипп Александровский, генеральный директор IT Decision CJSC.

CNews: Как изменились потребности бизнеса и государственных организаций в аутсорсинге за последние годы?

Филипп Александровский:Наша компания обладает компетенцией в области информационных технологий. По заключению наших аналитиков потребности и бизнеса, и государственных предприятий в аутсорсинге ИТ-технологий будут расти пропорционально росту информационного трафика. Это означает, что мы будем свидетелями экспоненциального роста этого вида интеллектуальных услуг.

Читать далее

страницы: