Рынок СЭД ждет перемен

Для рынка электронного документооборота новый деловой год начинается с Docflow. Вот уже 18 лет эта конференция и выставка, организатором которой бессменно выступает компания ABBYY, собирает профессионалов и новичков в области СЭД/ECM. Все это время она оставалась самой популярной площадкой для обмена мнениями и получения новых знаний. В год "совершеннолетия" Docflow мы спросили у ветеранов конференции, что она значит для российского рынка СЭД.

Андрей Линев, генеральный директор "ИнтерТраст", отводит Docflow весьма важную роль: "Это своеобразный индикатор рынка, дающий почву для размышлений скорее производителю, чем потребителю. Например, в этом году заметно сократился состав участников, представляющих небольшие компании - производители СЭД. Возможно, это говорит о начале перехода рынка в стадию зрелости, а, может, является результатом ухудшения "самочувствия" мелких региональных компаний в связи с усилением нерыночной конкуренции.

Резко бросилось в глаза отсутствие на выставке представителей нашего государства, ранее традиционно уделявших внимание крупнейшей отраслевой выставке. Что это? Сложившиеся обстоятельства, связанные с формированием правительства, или принципиальная позиция по вопросу открытости рынка и методов конкуренции?"

Альтернативы пока нет

Так сложилось, что Docflow – единственное в России мероприятие, на котором представлены все основные участники рынка СЭД/ECM. В этом году среди участников было 45 компаний-производителей и поставщиков решений, а также 31 СМИ из числа информационных партнеров; посетили Docflow-2012 более 1600 специалистов. Но, по всей видимости, для нашего рынка одного форума подобного уровня недостаточно.


По традиции ключевой доклад о мировых тенденциях ECM на Docflow делает ассоциация AIIM

Говорит Сергей Курьянов, директор по стратегическому развитию "ДоксВижн": "Docflow, по существу, единственная общая отраслевая площадка, на которой представлены все основные игроки и на которой можно посмотреть все продукты у всех вендоров. Спасибо ABBYY за то, что они дополняют софт "железом" и следят за тем, чтобы конференция была не приложением к выставке, а одним целым с выставкой и вебинарами, которые они сильно развили и усилили за прошедший год. Хочется, чтобы она оставалась постоянной площадкой, консолидирующей и заказчиков и вендоров в единое комьюнити СЭД в России".

Согласна с этим мнением и Елена Иванова, директор по маркетингу ЭОС, которая, однако, оценивает ситуацию более критично: "К сожалению Docflow — это единственная конференция-выставка по нашему рынку. Но год от года она превращается в "тусовку для своих" – одних и тех же людей. Назвать ее коммерчески выгодной для компании-вендора можно с трудом.

Конечно, это - однозначно нужная и необходимая площадка, но пришло время менять и форматы полностью, и способ работы с вендорами и посетителями. А вообще – и это общемировой тренд – ценность и нужность выставок сильно упала в последнее время. Усиливается роль других способов коммуникации с клиентами, прежде всего я имею ввиду SMM - социальные масс-медиа".

Тем не менее, Docflow продолжает играть важную роль для нашего рынка СЭД. Особое место в программе конференции-выставки этого года было отведено обмену опытом по практике внедрений СЭД. Формат "успешного проекта" занял 64% общего времени. Состоялись доклады с описанием внедрений в таких компаниях и организациях, как Avon, JTI, KIA Motors Ru, администрация Пермского края, банк "Ак Барс", "БПС-Сбербанк", "МИБ-Инвестиции", "Мосэнергосбыт", МФЮА, нефтяная компания "Альянс", "Пробизнесбанк", "Промсвязьбанк", "Райффайзенбанк", "Русагротранс", "Северсталь", Федеральная антимонопольная служба России, "Энергостройинвест-холдинг" и других.

Курсы - не панацея

По традиции ключевой доклад о мировых тенденциях ECM на Docflow делает ассоциация AIIM. В этом году спикером был Эндрю Грэхем, директор по программам повышения квалификации. Ключевые тренды, которые изменяют мир ИТ — это мобильность, социальность и "облака". И эти изменения касаются не только технологий, но и самих специалистов.

AIIM говорит о новой программе обучения и сертификации — Certified Information Professional, которая дает базовые навыки и понимание общих принципов работы с информацией. Получается нечто вроде школьного курса информатики, если бы он преподавался как следует. Объективно проблема существует — пользователи даже на самом верхнем уровне (и особенно на верхнем уровне) часто не осознают многих фундаментальных принципов, по которым строятся информационные системы.

Несомненно, квалификацию заказчиков надо повышать, но как? Курс AIIM едва ли получит широкое распространение – это капля в море. Но вот что думают по этому поводу эксперты. Конечно, видение мировых вендоров и российских разработчиков различается. Например, руководитель EMC IIG в России и СНГ Мария Орловская считает это начинание AIIM полезным: "Безусловно, это правильная инициатива и мы ее поддерживаем. В России наш учебный центр проводит курсы "Основы проектирования и внедрения ECM-систем на платформе EMC Documentum", который посвящен теоретическим и практическим аспектам использования ECM-решений в современном бизнесе. И мы наблюдаем возрастание спроса на такого рода обучение со стороны наших корпоративных заказчиков. Причем, если раньше спрос в основном касался обучения технических специалистов, то сейчас мы получаем все больше запросов на курсы, ориентированные на людей, которые занимаются описанием и оптимизацией информационных потоков в организациях. Это не то же самое, что бизнес-процессы – информационный поток может проходить через различные бизнес-процессы, и сейчас востребованы специалисты, которые занимаются инвентаризацией информационных активов, описанием информационных потоков и их реинжинирингом".

"Хотим перемен!"

Российские разработчики в целом настроены более скептически. Вадим Ипатов, заместитель генерального директора по развитию бизнеса "ИнтерТраст" полагает, что этот западный опыт не может быть без адаптации применен в России: "Если говорить о топ-менеджерах, то CIP, конечно не для них. От них не требуется умение "строить мост между ИТ и бизнесом", им достаточно осознать его необходимость и уметь пользоваться этим мостом. Вот если бы кто-то разработал авторитетный и наглядный курс про то, как правильная система электронного документирования помогает управляющему оставаться эффективным в условиях возрастающей загруженности и принимать эффективные решения за счет системности – он был бы востребован на этом уровне".

Елена Иванова сама прошла курс ECM Practitioner и считает его в целом полезным, но слишком общим. Это же справедливо и в отношении курса CIP: "Хотелось бы больше практического и в идеале адаптированного к российскому рынку. Но его специфика пока мало учитывается. А в целом такие курсы нужны, как минимум, для повышения информированности пользователей".

Сергей Курьянов комментирует этот тезис так: "Для России курс AIIM, конечно, погоды не сделает. Некоторые вендоры пытаются проводить "евангелизацию", в том числе в области СЭД. Например, Владимир Андреев, президент "ДоксВижн", прочитал в прошлом году полный курс по автоматизации документооборота. Конечно, о системе Docsvision там говорилось, но только в качестве примера, курс был направлен не на продукт, а на задачи заказчиков. Было бы хорошо запустить специальный бренд для такой "евангелизации", привлекая под него разных вендоров и освещая задачи с разных сторон. Может быть, и Docflow мог бы взять это под свое крыло".

Не вызывает сомнения, что и в следующем году публика соберется на Docflow, и, конечно, всем будет что обсудить. Если считать Docflow за новый год в электронном документообороте, то в это время принято высказывать прогнозы и пожелания на следующий год. Что можно пожелать Docflow-2013? Даем слово нашим экспертам:

Андрей Линев: "Docflow останется витриной, и этого достаточно. Но хотелось бы, чтобы эта витрина стала покрасочнее. Хотелось бы видеть в качестве участников следующей выставки представителей "Ростелекома" или, например, компании "Системы документооборота", которые за последний год стали поставщиками СЭД-решений для органов государственной власти и управления. Хочется сравнить их решения с решениями независимых поставщиков СЭД, понять, за счет чего государство выбирает решения этих организаций".

Елена Иванова: "С одной стороны, практика приглашения заказчиков правильная, но они не всегда могут хорошо рассказать о проекте, и выступления становятся неинтересными, а зачастую и чисто рекламными, когда с докладом выступает спикер компании-вендора, представитель заказчика только стоит и поддакивает, т. е., цель, поставленная организаторами, не вполне достигнута".

Сергей Курьянов: "Хотелось бы больше интерактива в подготовке круглых столов. Они – самое слабое звено в плане контента и взаимодействия".

Мария Орловская: "Нужны новые форматы материалов и выступлений, например, мобильное приложение для участников".

Станислав Макаров / CNews