Спецпроекты

Безопасность Техническая защита

Компания из России пополнила список мировых лидеров ИБ

Российские компании очень редко добиваются успеха за рубежом. Positive Technologies создала прецедент, войдя в десятку мировых лидеров в сегменте Vulnerability Assessment (по версии аналитического агентства IDC). Генеральный директор Positive Technologies Юрий Максимов рассказал CNews о российских технологиях, зарубежной экспансии, этичных хакерах и "бумажной безопасности".

CNews: Российские ИТ-компании, известные на международном рынке, можно сосчитать по пальцам одной руки. В этом году Positive Technologies попала в международный рейтинг IDC. Как вам это удалось?

Юрий Максимов: Полтора года назад мы начали экспансию за рубеж: открывали офисы, создавали там команды специалистов, локализовали продукт с учетом особенностей и подходов к ИБ местных компаний. Сейчас представительства Positive Technologies есть в Великобритании, Италии, Тунисе и Южной Корее, и в IDC нас заметили.

Мы понимаем, что ограничиваться локальным рынком – это тупик. Чтобы делать достойные продукты, крайне важно существовать в высоконкурентной среде. Наши технологии соответствуют требованиям российских заказчиков, но и у зарубежных компаний есть свои интересные задачи, решая которые, мы усиливаем нашу экспертизу.

В рейтинг IDC (Worldwide Security and Vulnerability Management 2012—2016 Forecast and 2011 Vendor Shares) входят очень серьезные игроки. Например, такие гиганты на рынке средств обеспечения ИБ, как EMC Corporation, MacAffe, Symantec,Microsoft и другие. Мы оказались в Топ-10 мирового сегмента Vulnerability Assessment и заняли третье место по темпам роста.

CNews: Тяжело ли конкурировать за рубежом? Как планируете завоевывать там место под солнцем?

Юрий Максимов: Конечно, это совсем непросто. Ни в одной стране мира не ждут российскую компанию-вендора с распростертыми объятиями. Очень часто мы слышали от зарубежных заказчиков и менеджеров высокого уровня: "Как я буду объяснять своим акционерам, что я купил российский продукт для стратегически важной отрасли?" Преодолевать сложившиеся стереотипы действительно трудно, но мы бы не делали шаги в сторону зарубежного рынка, если бы не были уверены в своем технологическом превосходстве.

CNews: Чтобы серьезно соперничать с такими "монстрами", как IBM и EMC, нужно иметь козырь на руках. Он есть у вас?

Юрий Максимов: Таких козырей даже два. Десять лет с горящими глазами мы занимались не самым популярным делом: вкладывали все силы в развитие новаторских технологий. Сейчас, общаясь с зарубежными коллегами, мы понимаем, что сформировали один из крупнейших европейских исследовательских центров – Positive Research. На сегодняшний день в нем работает более 100 экспертов. Почти каждый из этих людей является известным специалистом в своей области, нередко со своей страницей на Wikipedia, колонкой в журнале или креслом в комитете по разработке стандартов в сфере ИБ. Наши парни проводят конструкторские и аналитические работы, помогают находить и устранять уязвимости в продуктах таких компаний, как Google, Siemens, Cisco, Microsoft, Citrix и многих других.


Юрий Максимов: Нам важно научить заказчика грамотно управлять теми инструментами защиты, которые мы ему предоставляем

Экспертиза, накопленная исследовательским центром, является фундаментом разработанной нами системы MaxPatrol. Иностранцы говорят об этом продукте не иначе как all-in-one – настолько широкий перечень оборудования он охватывает.. Например, мы приходим в индийский телеком, где работает целый "зоопарк" разного оборудования, и MaxPatrol поддерживает большинство этих систем, что называется, "из коробки". И так практически везде.

Мы никогда не ставим себе цели продать софт и забыть о клиенте. Нам важно научить заказчика грамотно управлять теми инструментами защиты, которые мы ему предоставляем. Для этого проводим вебинары, разрабатываем обучающие программы и консультируем. Крупные вендоры часто скупают стартапы и складывают их как в конструкторе "Лего", желая получить все и сразу. Но так не бывает. Накопительного эффекта не происходит. MaxPatrol развивается по спирали, на каждом витке вбирая экспертизу, полученную нами в новых и в новых проектах. Мы часто беремся за аудит и консалтинг – не самые прибыльные направления, только чтобы расширять свою базу знаний и перенимать опыт по самым разным направлениям. Вся эта информация аккумулируется в наших продуктах.

CNews: Чувствуете ли вы разницу в подходе к ИБ российских и зарубежных заказчиков?

Юрий Максимов: Был случай, когда мы с новым продуктом вышли на российский рынок, наши заказчики сказали: "Ребята, мы посмотрели – в мире таких продуктов нет. Наверное, вы сделали какую-то ерунду". Весьма распространенная логика: раз ни у кого нет, значит никому и не нужно. Подобострастие перед Западом для нас вообще очень характерно. На самом деле, общаясь с зарубежными экспертами, мы потом много раз убеждались, что продукт как раз востребован, но его там никто не может сделать.

На одной из конференций в Лас-Вегасе мы зашли в экспоцентр, где были представлены разные компании. Половина из них хорошо известна в мире – Oracle, Cisco и т.д., а вторая – красивые стартаперы, которые появились, скажем, год назад. Западная культура "выращивания" стартапов вызывает очень большое уважение с точки зрения ведения бизнеса и маркетинга. По сути, у них есть красивый стенд, красивый логотип – при этом компании год и технологий у нее ноль: придумали маркетинговый термин – и готово. Наши годами сидят, создают технологии, и все еще стесняются, что этого будет недостаточно для выхода на мировой рынок. Этого более чем достаточно.

CNews: Как часто вы расширяете штат?

Юрий Максимов: Наша компания растет довольно бодрыми темпами, ежегодно увеличивая количество сотрудников примерно в два раза. Поэтому прошлый новый год мы встречали составом в 200 человек, позапрошлый – в 100, а позапозапрошлый – в 50. Сейчас нас больше трехсот человек.

CNews: Сфера очень специфическая, где берете кадры?

Юрий Максимов: Собираем их по крупицам, обучаем, воспитываем. Каждый год в профессию приходят только 200-300 новых человек – это то, что дают нам вузы. Капля в море. А потребности рынка выше на порядок. Нам нужны разработчики софта, исследователи ИБ, пентестеры, аналитики. Каждый год у нас появляется больше сотни таких вакансий.

Короткая ссылка