Спецпроекты

Безопасность

«Титаник» берут на абордаж

Одна из крупнейших петербургских сетей по реализации мультимедиапродукции —«Титаник» — стала объектом масштабных проверок со стороны правоохранительных органов. В половине магазинов сети после контрольной закупки начались проверки. Участники рынка связывают активность органов с планирующейся покупкой «Титаника» компанией PMI.
В Петербурге сотрудники управления по борьбе с экономическими преступлениями проводят проверку сети салонов «Титаник» на наличие контрафакта. Магазины «Титаник» специализируются на продаже аудио- и видеопродукции, всего у сети в городе насчитывается 21 торговая точка. Контрольную закупку оперативникам удалось провести только в 10 из них — остальные не работали. Также закрытым оказался и центральный офис компании.

Татьяна Никифорова, юрист практики по правовой защите ИС, ИТ и массовых коммуникаций Beiten Burkhardt, комментирует ситуацию так: «Проведение проверок в „Титанике“ может быть вызвано различными факторами. Во-первых, растет заинтересованность в борьбе с контрафактной продукцией и иными нарушениями авторских прав, что связано со вступлением России в ВТО. В этом контексте объектом особого внимания для соответствующих служб будут, в том числе, и розничные сети, реализующие мультимедиапродукцию, такие как „Титаник“. Во-вторых, дела, возбужденные по статье 146 УК „О нарушении авторских и смежных прав“, относятся к так называемым „делам публичного обвинения“, которые могут возбуждаться без заявления потерпевшего, просто по факту обнаружения правонарушения. Это может использоваться как инструмент для ведения межкорпоративной борьбы».

По словам г-жи Никифоровой, «если продажи контрафактной продукции подтвердятся, юридическое лицо может подвергнуться административной ответственности и взысканию штрафа в размере до 400 МРОТ с конфискацией незаконной продукции. Руководители же рискуют получить до 5 лет лишения свободы».

«Титаник» стал не первым на Северо-Западе дилером мультимедиа, привлекшим внимание правоохранительных органов. Ранее через подобные испытания прошел бизнес сетей «Айсбеrg» и 505.

Однако, этот случай вызвал удивление большинства участников рынка. Представители других сетей на условиях анонимности заявили, что «Титаник» наравне с другими компаниями активно избавлялся от контрафакта. Некоторые из наших собеседников предположили, что проверки могли стать результатом давно планируемой, но так и не осуществленной сделки по продаже «Титаника» компании PMI. Например, пресс-секретарь компании 505 Алена Кондрикова ранее заявляла CNews: «Если PMI будет заниматься бизнесом, то ничего, кроме пользы для рынка и для самой компании, покупка сети „Титаник“ не принесет. Однако если корпорация уйдет в политику и станет влиять на предоставление благоприятных условий одним участникам рынка в ущерб другим, начнет залезать в дела других компаний, то ничего хорошего для рынка аудио- и видеопродукции это не принесет».

Глава корпорации PMI Евгений Финкельштейн категорически опровергает предположения участников рынка: «Я абсолютно не понимаю, почему кому-то в голову приходит увязывать наши планы по покупке сети „Титаник“ и происходящие там сейчас проверки. Это полная чушь. Я — бизнесмен, и не имею ни возможности, ни желания „напускать“ на кого-либо милицию или налоговиков».

Г-н Финкельштейн сообщил CNews, что переговоры с «Титаником» не прерывались с момента их начала и до сих пор продолжаются. Кроме того, он подтвердил планы корпорации по освоению регионального рынка мультимедиа, заявив, что «мы ведем переговоры со многими сетями города, в частности, можно сказать, что „Десятка“ уже под нашим контролем, и мы по-прежнему заинтересованы в „Титанике“.

Евгений Финкельштейн подчеркнул, что не удивлен интересом соответствующих служб к розничным сетям вообще, и к „Титанику“ в частности. „Титаник“ в каком-то смысле сам виноват, поскольку был эпизод, когда на встрече представителей торговых сетей, милиции и прессы кто-то принес только что приобретенный диск с фильмом „Казино Рояль“, который официально на DVD еще не вышел, и приложил к нему чек, подтверждающий, что покупка была сделана как раз в сети „Титаник“. Видимо, с тех пор в милиции ими и заинтересовались», — подытожил он. 

В пресс-службе некоммерческого партнерства «ОКО», занимающегося борьбой с контрафактом, ситуацию видят следующим образом: «Представители торговой сети „Титаник“ заявили о готовности принять участие в программе НП „ОКО“ по легализации мультимедийного рынка Санкт-Петербурга несколько месяцев назад. Как и всем участникам партнерства, представителям „Титаника“ были предъявлены требования по очищению торговых точек от контрафакта. Тем не менее, большинство условий по вытеснению нелицензионной продукции, соблюдение которых являлось необходимым для участия в программе легализации рынка, сетью „Титаник“ выполнено не было».

В пресс-службе «ОКО» предположили, что «проверки, проводимые правоохранительными органами, могут являться следствием наличия в торговых точках сети „Титаник“ контрафактной продукции, имеющей марку Ассоциации по управлению авторскими и смежными правами. Но деятельность ассоциации заключается в выдаче лицензий на чужую продукцию. При этом отчисления, которые данная ассоциация должна делать в пользу правообладателей, последние не получают. Игнорируя официальный запрет правообладателей, Ассоциация по управлению авторскими и смежными правами продолжает заниматься выдачей лицензий на не принадлежащую ей продукцию».

Однако, по данным CNews, свой интерес в проверках «Титаника» могут иметь и другие крупные корпорации, желающие выйти на питерский мультимедийный рынок. Так, глава НП «ОКО» Павел Альтов говорил ранее: «Мы приветствуем приход на рынок торговли аудио- и видеопродукцией Санкт-Петербурга крупных компаний. С вытеснением пиратов на рынке остается много незаполненных ниш. По нашей информации, корпорация PMI не единственная, которая проявила интерес к легализовавшемуся рынку».

Олег Горбатов

Короткая ссылка