Спецпроекты

Безопасность Администратору Пользователю Стратегия безопасности Интернет

Спамеры «прячутся» от спам-фильтров за UTF-кодами

«Лаборатория Касперского» представила очередной отчет о спам-активности в Рунете за апрель 2008 г.

Доля спама в почтовом трафике по сравнению с мартом понизилась и составила в среднем 86,2%. Самый низкий показатель был отмечен 28 апреля - 68,6%, больше всего спама было зафиксировано 9 апреля - 93,9%. Вредоносные файлы и ссылки на зараженные веб-страницы содержались в 0,76% электронных сообщений. Cсылки на фишинговые сайты находились в 1,3% всех электронных писем. Доля графического спама значительно уступила показателям марта и составила 13%.

Состав пятерки лидирующих спам-тематик по сравнению с мартом не изменился. Ведущую позицию в рейтинге по-прежнему занимает рубрика «Медикаменты; товары и услуги для здоровья» (16,4%). Львиную долю такого спама составляет англоязычная реклама виагры, на русском языке виагра рекламируется крайне редко. В апреле русскоязычные спамеры предлагали пользователям «Дженерик виагру», «полный аналог самого известного в мире лекарства для повышения потенции».

Спам, связанный с образованием, занимает второе место с показателем 15,6% и удерживает свои позиции в связи с приближением выпускных экзаменов и поступлением в вузы.

Дешевые копии дорогих товаров продолжают пользоваться популярностью - данная тематика занимает третье место в рейтинге (11,6%). Продажа реплик неожиданно приобрела «политическую» окраску. В связи с приближением президентской инаугурации в апреле неоднократно рассылались письма с темой «Часы как у Путина», где предлагалось приобрести по низким ценам не только дешевые аналоги хронометра президента, но и множество других товаров, не уступающих им в «качестве».

На четвертом и пятом местах - тематики «Отдых и путешествия» (9,8%) и «Компьютеры и интернет» (4,3%).

В Рунете увеличилось число незапрошенных рассылок с предложением оплатить услуги с помощью смс-сообщений, отправляемых на короткие номера. При этом велика вероятность того, что деньги просто окажутся в кармане мошенников. Даже в спам-письмах, рекламирующих финансовые пирамиды и предлагающих пользователям заработать огромные деньги, не отходя от компьютера, спамеры обещают выслать желающим руководство к действию только после получения смс. Таким образом, оплатив 5 рублей за отправленное сообщение, пользователь уже в любом случае внесет свою лепту в становление подобного «бизнеса».

Наряду с типичной англоязычной рекламой дешевого софта, в Рунете появились русскоязычные спам-письма, предлагающие антивирусное ПО. В отличие от аналогичной англоязычной рекламы, в русскоязычном спаме антивирусные программы предлагается скачать бесплатно. При получении подобных предложений пользователям следует соблюдать особую осторожность, так как закачанные из неизвестного источника файлы с «антивирусами» на деле могут оказаться вредоносными программами.

Для обхода фильтров спамеры использовали новые приемы и реанимировали некоторые старые. В апреле прокатилась волна сообщений с сильно замусоренными номерами телефонов. Еще одним новым способом искажения письма является замена в ссылках на сайты случайных букв на специальные UTF-коды. Рассылая письмо с одной и той же ссылкой, спамеры каждый раз заменяют кодами разные буквы. Спам-фильтры из-за этой замены не могут идентифицировать ссылки и распознать письма как одинаковые. При этом почтовый клиент преобразует коды в соответствующие им буквы, и пользователь искажений не видит. В ряду графического спама снова появились картинки с текстом, повернутым под разными углами - этот прием уже использовался спамерами для затруднения идентификации идентичных изображений.

С приближением летних праздников и отпусков доля спам-писем в основном потоке почтового трафика постепенно снижается. Скорее всего, летом этот показатель станет еще ниже. Однако поиск спамерами новых технологий для преодоления систем антиспама свидетельствует о том, что это будет только сезонный спад. К тому же криминальный аспект спама начинает проявляться все сильнее, а это, в свою очередь, привлекает желающих получить прибыль нечестным путем и способствует дальнейшей криминализации спама. К сожалению, в войне со спамом «перемирия», а тем более «капитуляции» спамеров не ожидается.

Светлана Симонова

Короткая ссылка