Состоялось Общее собрание Ассоциации кабельного телевидения России

3 февраля состоялось Общее собрание Ассоциации кабельного телевидения России, на котором с отчетным докладом правления выступил президент Ассоциации Юрий Припачкин. В отчетном докладе были подведены итоги прошедшего года и обозначены направления деятельности АКТР в свете ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)».

В качестве основной задачи правление выделило активное участие АКТР в формировании концепции ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации (2009-2015)». Как отмечается, эта работа завершена – в конце ушедшего года концепция одобрена, в ней содержится принципиальная оценка роли кабельного сегмента отрасли, максимально учтены интересы кабельных операторов. Мнение кабельного сообщества услышано руководством Минкомсвязи, которое отметило позитивную роль кабельной отрасли на российском телерадиовещательном рынке и определило, что будущее этого рынка невозможно без интеграции всех традиционных средств и систем связи. В концепции отражены многие предложения, внесенные АКТР.

Кроме того, определен состав обязательного пакета из 8 бесплатных каналов цифрового ТВ. Фактически утвержден социальный стандарт обслуживания. Все основные каналы будут распространяться операторами на основе коммерческих отношений с эфирными вещателями.

В своем выступлении президент АКТР привел оценки состояния отрасли экспертов АКТР. Сегодня кабельное бизнес-сообщество насчитывает более 1500 операторов-лицензиатов кабельного телевидения. Почти 90% из них имеют лицензии на оказание нескольких видов услуг, реально работают по моделям double-play и triple-play почти 70% всех операторов.

По оценкам АКТР, охват населения в крупных и средних городах и городских агломерациях платным телевидением всех технологий уже превышает 65%, а через 3–4 года в крупных российских городах у эфирного телевидения может не остаться абонентов – уже сейчас в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Перми кабельным телевидением обслуживается от 70 до 98% населения.

Спрос населения на услуги платного телевидения и мультисервисных сетей с 2005 г. стабильно рос на 40% в год, такими же высокими темпами росли абонентская база и объем услуг.

Объем рынка платного телевидения в 2007 г. в РФ достиг $650–$700 млн, на 20% превысив показатель 2006 г. По прогнозам аналитиков, доходы платных сетей в 2008 г. могут приблизиться к цифре $800 млн.

В то же время на конец 2008 и 2009 гг. экспертами Ассоциации прогнозируется некоторое снижение темпов роста рынка широкополосного доступа и платного ТВ до 20–35% из-за сокращения капитальных затрат большинством участников рынка. Эксперты АКТР считают, что в 2009 г. крупных сделок в отрасли не предвидится, а возможны лишь альянсы в безденежной форме (предположительно в 1-й половине года).

В стране с населением 142 млн человек (около 58 млн домохозяйств) в настоящее время 36 млн домохозяйств (примерно 100 млн населения) уже подключены к кабельным сетям или же имеют для этого технические возможности. Около 15 млн домохозяйств имеют абонентские договоры на многопрограммный пакет каналов.

Практически все российские города с населением более 100 тыс. человек (более 65% населения страны) располагают многоканальными современными кабельными сетями. Проникновение кабельного телевидения в них составляет свыше 50%. Во всех мегаполисах имеются 3–4 крупных кабельных оператора. По сведениям АКТР, в стране действуют более 7000 компаний кабельного телевидения разного масштаба, из которых 1524 имеют операторские лицензии. Более 220 самых крупных и активных компаний консолидированы в несколько телекоммуникационных холдингов. Сегодня 7 крупных операторов – «Национальные Телекоммуникации» («Национальные Кабельные Сети»), «Система Масс-Медиа» (СММ) в составе «АФК Система», «Акадо», «Связьинвест», ТВТ (Татарстан), «ЭР-Телеком», «Мультирегион» – имеют свои сети КТВ в ряде крупных городов и обслуживают не менее 2/3 всей абонентской базы на сетях КТВ.

Не входящие в холдинги операторы КТВ оказывают, по сведениям АКТР, услуги для 5 млн домохозяйств, подключенных к различным сетям КТВ. В условиях кризиса небольшим операторам трудно войти в состав крупных холдингов, потому что крупные игроки сосредоточатся, в первую очередь, на развитии тех активов, куда они уже вложили деньги, и где у них есть соответствующие интересы.

Согласно оценкам экспертов АКТР, к 2015 г. в России из 45 млн домохозяйств услугами кабельного телевидения будут пользоваться 25 млн домохозяйств, услугами спутникового телевидения – 15 млн, остальные 5 млн – услугами цифрового эфирного телевидения, причем, как правило, в пригородах больших городов.

Вместе с тем, развитие отрасли продолжается даже в период кризиса. Ряд компаний отрасли объявили о продолжающихся инвестициях. Существенные инвестиции поступили в модернизацию сетей: по оценкам АКТР, за последние 3 года они составили около $2 млрд. В ближайшее время лидерами процесса консолидации станут компании, обладающие соответствующим финансовым ресурсом. Уровень инвестиций не снижается, более того, для инвесторов, которые ищут наиболее эффективные и защищенные отрасли, отрасль «цифрового потока» подходит в большей степени, тем более что рынок растет на 30-40% в год, и этот процесс явно не будет замедляться, пояснили в АКТР.

Президент АКТР подчеркнул, что на рынке эфирного телевидения сегодня идут неоднозначные процессы. Существующая модель телевизионного рынка, когда все каналы делили рекламу в соответствии с некими рейтингами, будет претерпевать изменения. Телекомпании, получившие доступ в социальный пакет, поделят между собой весь объем того рынка рекламы, который обеспечивает существование сегодняшней модели эфирных каналов. Остальные эфирные каналы переходят в разряд кабельных и спутниковых. Соответственно, изменятся правила их взаимоотношения с рекламодателями и правообладателями.

Как отметили в АКТР, сегодня существуют две основные модели функционирования оператора многоканального телевидения. Первая – оператор связи, имеющий связную лицензию. Вторая – оператор (агрегатор контента), имеющий лицензию как на услуги связи, так и вещательную лицензию. Каждая из этих моделей имеет свои риски и преимущества, и каждая требует необходимого изменения в законодательстве. Необходимо сначала выбрать модель рынка, в которой каждый его участник имеет право на свой собственный бизнес. В дальнейшем можно будет описывать и правила игры.

Следующим этапом развития кабельного телевидения, по мнению правления АКТР, станет переход от традиционного к интерактивному вещанию. Активное развитие нишевых каналов и повышение ARPU абонента за счет интеграции сервисов и внедрения новых услуг также сегодня является определяющей тенденцией на рынке кабельного телевидения. К тому же началось предоставление услуг HD, что является переломным моментом в развитии цифровизации отрасли.

После выхода из кризиса, заявил президент АКТР, начнется бурный рост кабельной индустрии и инвестиций в нее. После того как Ассоциация в тесном контакте со всем кабельным сообществом определит модель функционирования оператора, стоимость всех кабельных операторов существенно вырастет. У кабельной отрасли отличные перспективы, особенно в условиях перехода на цифровое вещание, и кабельные операторы могут и готовы помочь ему в «переводе на цифру» города с населением 200+, заключил Юрий Припачкин.