Спецпроекты

Безопасность Новости поставщиков Бизнес Маркет

2009: Рынок защитного ПО замедлится вдвое

Мировой рынок ПО для защиты информации, по оценкам специалистов, в этом году вырастет на 9% - вдвое меньше, чем в 2008 г. Необходимость соблюдения законодательных норм, новые способы доставки приложений и рост интереса со стороны среднего и малого бизнеса, как ожидается, будут основными двигателями рынка.

По оценкам Gartner, мировой рынок программного обеспечения в области информационной безопасности (ИБ) в 2008 г. достиг $13,5 млрд, что на 18,6% выше аналогичного показателя 2007 г. ($11,3 млрд). Рост рынка, по словам аналитиков, обеспечил увеличившийся спрос на программно-аппаратные комплексы, особенно в таких сегментах, как защита электронной почты и защищенные интернет-шлюзы.

«В 2008 г. рынок защиты информации не был серьезно затронут экономическим кризисом, - комментирует Руггеро Конту (Ruggero Contu), ведущий аналитик по исследованиям Gartner. – Рост в районе 20% в условиях сложного экономического климата показывает, что инфобезопасность остается ключевым приоритетом для ИТ-директоров».

По данным Gartner, Symantec остается игроком номер один на мировом рынке защитного ПО: его доля в 2008 г. достигла 22%. Тем не менее, лидер рынка несколько сократил свои позиции – в 2007 г. он занимал 24,4% всего рынка. Самый устойчивый рост продемонстрировала компания McAfee, увеличив свой доход в 2008 г. на 20,5%.

Среди программно-аппаратных решений в области инфобезопасности наибольший рост продемонстрировали сегменты систем управления событиями и инцидентами информационной безопасности (SIEM), интернет-шлюзов и шлюзов электронной почты - на 50%, 29,9% и 37,7% соответственно. Медленнее всего росли сегменты решений для управления интернет-доступом (WAM) и платформ защиты оконечных точек (EPP). Первый из этих секторов достиг зрелости, подчеркивают специалисты Gartner, и существенно нарастить клиентскую базу удалось мало кому из его игроков. Их доходы росли в 2008 г. темпами ниже 10%. В сегменте EPP быстрому росту также препятствовало насыщение рынка и медленный рост антивирусного ПО – крупнейшей составляющей этого сектора в денежном выражении.

Доходы разработчиков ПО для обеспечения инфобезопасности (все сегменты, включая программно-аппаратные комплексы), 2008 г. ($млн)

Компания Доход в 2008г. Доля рынка в 2008г. (%) Доход в 2007г. Доля рынка в 2007г. (%) Рост в 2008-2007гг. (%)
Symantec 2968,7 22 2768,5 24,4 7,2
McAfee 1475,7 10,9 1225,2 10,8 20,5
Trend Micro 938,5 7 809,2 7,1 16
IBM 693 5,1 607,9 5,4 14
EMC 537,6 4 494,9 4,4 8,6
Другие 6866 50,9 5456 48 25,9
Итого 13479,7 100 11361,3 100 18,6

Источник: Gartner, июнь 2009 г.

Как отмечают в Gartner, доля пяти крупнейших разработчиков ПО для защиты информации снижается в пользу более мелких игроков. По мнению специалистов, это говорит о том, что рынок инфобезопасности остается динамичным: мелкие его игроки, новички и узкоспециализированные вендоры могут эффективно конкурировать с лидерами рынка. По словам Ильи Шабанова, руководителя проекта Anti-Malware.ru, этот тренд отличает мировой рынок ПО инфобезопасности от российского. «В отличие от России, где локальные лидеры наращивают свои доли, на мировом рынке они потихоньку теряют позиции, отдавай часть рынка агрессивным новичкам. Все первая пятерка растет медленнее рынка», - говорит эксперт.

Анна Александрова, директор по маркетингу Eset, отмечает аналогичную тенденцию: в России, в отличие от остального мира, позиции ключевых игроков укрепляются, а мелким вендорам достается все меньшая доля рынка ИБ. «На отечественном рынке в 2008 и 2009 гг. это в значительной степени связано с двумя факторами – ростом ритейла, где исторически присутствуют и сильны далеко не все игроки ИБ, а также влиянием кризиса, который вынудил ритейл-сети сокращать ассортиментную линейку в пользу самых популярных продуктов, - объясняет она. - Не стоит забывать и тот факт, что топ-5 в мире и России сильно отличается, и, по сути, тренд роста долей российских лидеров - «Лаборатории Касперского» и Eset – совпадает с ростом их доли на общемировом рынке ИБ». Напомним, что выручка «Лаборатории Касперского», по данным рейтинга CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России 2008, составила в прошлом году $361 млн. По оценкам Anti-Malware.ru, компания занимает в мире 10-12-ю позицию, уступая, в том числе, таким вендорам, как Check Point, Juniper Networks, Microsoft, Nokia.

Рост рынка защиты информации во всем мире подпитывал спрос на решения по защите персональных данных и предотвращения утечек, а также необходимость защиты ИТ-инфраструктуры от все более сложных и нацеленных атак, отмечают специалисты. Кроме того, для компаний, работающих в Северной Америки и Западной Европе, одним из немаловажных факторов в пользу инвестирования в инфобезопасность стала необходимость соблюдения законодательных требований. В то же время, по мнению российских специалистов в области ИБ, отечественные законодательные инициативы в области защиты информации, такие как закон о персональных данных (152-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2010 г.), безусловно, также самым благоприятным образом скажутся на рынке. «Наибольшую выгоду от этого получат те вендоры, чей бизнес и продукты ориентированы на корпоративный сегмент», - говорит Илья Шабанов.

Самый быстрый рост рынка ПО в области инфобезопасности в 2008 г. наблюдался в Восточной Европе – его темпы достигли 35%. Таким показателям способствовало укрепление евро по отношению к доллару. Примерно на 30% выросли ближневосточный и азиатско-тихоокеанский регионы, а также Африка и Латинская Америка.

Несмотря на то, что Северная Америка и Западная Европа продолжают лидировать в мире по объемам рынка ПО для обеспечения ИБ – с долями в 46,4% и 29,9% соответственно – их совокупная доля в последние несколько лет снижается в пользу развивающихся регионов.

По прогнозам Gartner, в 2009 г. рынок ПО инфобезопасности продолжит расти, пусть и не столь высокими темпами, - на 9%. Среди факторов, способствующих этому росту, - распространение новых способов доставки приложений (ПО как услуга, SaaS, и решения, распространяемые через интернет-провайдеров), а также увеличение спроса на ИБ-решения со стороны компаний среднего и малого бизнеса.

Надежда Генина

Короткая ссылка