10 советов, как экономить на связи

MVNO захватывают рынок за счет недовольных абонентов

Рынок виртуальных операторов мобильной связи растет. И как указывают эксперты, это связано не только с тем, что благодаря развитию технологий свой MVNO-проект могут создавать практически любые игроки: как крупные, так и небольшие компании. Немаловажную роль в этом росте играет нацеленность виртуальных мобильных операторов на запросы клиентов.

/ Фото: ru.depositphotos.com

Ниши как важный фактор роста

Практически по всему миру для абонентов рынок MVNO становится все более популярной альтернативой классическим мобильным операторам связи. По оценке Orbis Research, в 2017 г. глобальный объем рынка MVNO составил $54,1 млрд. Как ожидается, в 2018–2023 гг. этот показатель будет расти в среднем на 9% в год. Сейчас в мире насчитывается примерно 1 тыс. операторов MVNO, они обслуживают около 10% от общего числа абонентов. При этом половина из них сосредоточена в Европе.

В России, по оценке «ТМТ консалтинга», С 2015 г. по 2017 г. количество абонентов MVNO выросло более, чем в два раза: с 2,5 млн до 5,8 млн клиентов и составило чуть более 2% от общей абонентской базы. И по прогнозам, к концу 2018 г. MVNO будут насчитывать 7 млн подключений.

Для сравнения, в Великобритании, в 2017 г. абонентская база виртуальных мобильных операторов составляла 11,9 млн подключений. За три года она выросла почти на два млн абонентов, при этом число пользователей базовых операторов мобильной связи сократилось с 75 млн в 2014 г. до 72,8 млн в прошлом году. Объем клиентской базы MVNO составляют около 15% рынка мобильной связи Великобритании. Такие данные приводятся в исследовании CCS Insight.

Способность MVNO создавать рыночные ниши становится важным фактором привлечения новых клиентов, а не просто побочным эффектом

Как считают эксперты, этот рост, прежде всего, связан с тем, что операторы MVNO делают упор на преодоление неудовлетворенности потребителей. Часто на это ориентируются средние и небольшие компании, которые обладают достаточной гибкостью, чтобы предоставить целевые и релевантные предложения для решения конкретных потребностей клиентов. Это могут быть не только конкурентоспособная цена и простота предложения, но и комплексное обслуживание абонента по всем необходимым сервисам.

Таким образом, MVNO работают с узкими клиентскими нишами, которые не слишком интересны базовым мобильным операторам из-за высокой стоимости привлечения.

«Способность MVNO создавать рыночную нишу, которая служит интересам некой демографической группы и позволяет потребителям пользоваться уникальными преимуществами, становится фактором привлечения новых клиентов, а не полезным побочным эффектом», – говорит Эрнест Доку (Ernest Doku), начальник отдела коммерческих коммуникаций uSwitch.

Кроме этого, эксперты отмечают проекты, когда MVNO изначально создается для поддержки определенного бизнес- или финансового начинания, будь то банковский сектор, как, например, «Поговорим» (оператор «Сбербанка») и «Тинькофф мобайл», либо индустрия красоты и здорового образа жизни, как у британского Superdrug Mobile. В этом случае MVNO становится ещё одним способом укрепления лояльности и одновременно дополнительным фактором монетизации клиентской базы.

Еще одним фактором, расширяющим резервы роста MVNO, аналитики называют обеспечение конвергентности услуг, поскольку границы между фиксированной, широкополосной и мобильной связью становятся все более размытыми.

«Как нам видится, успех виртуального оператора в России имеет место быть, как минимум, в трех случаях. Первый – это, когда в процессе разработки бизнес-стратегии большие надежды возлагаются на узнаваемость бренда MVNO. Зарубежным примером служит LycaMobile с абонентской базой более 16 млн по всему миру. В России к данной категории относится “Сбербанк Телеком” (бренд “Поговорим”) и “Тинькофф мобайл”. Второй – нишевый виртуальный оператор, нацеленный на конкретный сегмент, например, этнический. Так работает Aiva Mobile. И, наконец, виртуальные операторы, делающие ставку на VAS-услуги – стратегический вариант MCN Telecom, – комментирует генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников. – Почти уверен, что наш успех как MVNO, обусловлен наличием дополнительных сервисов, то есть созданием фактичекской добавленной ценности для абонента. Если рассматривать B2B-сегмент, в котором мы развиваем бизнес более 18 лет в России и около трёх – в Европе, то очевиден тренд на конвергентность. Абонент хочет получать сразу все решения из “одного источника”. Объединение фиксированной, мобильной и корпоративной связи на базе Виртуальной АТС было реализовано как ответ на потребительский запрос абонентов. Подобная синергия для наших клиентов отзывается удобством и экономией бюджета на телекоммуникациях. Выбранная нами и успешно реализуемая бизнес-модель Freemium, когда клиент платит только за те решения, которые действительно им используются, делает нашу связь по-настоящему удобной, надежной и доступной».

Драйверы рынка

По оценкам специалистов, потенциал рынка MVNO высок. По прогнозам, к 2022 году доля MVNO в России вырастет в 7 раз – до 14–15%. Не смотря на это, многие компании все еще проявляют сдержанность в развитии этого направлении, тщательно анализируя как положительный опыт, так и неудачные эксперименты других операторов. Кроме этого, изучаются факторы, способные повлиять на состояние рынка.

«Если говорить о драйверах рынка MVNO, то ими являются как социальные, политические, так и экономические и юридические факторы. Любые изменения законодательства в индустрии телекома могут как “взорвать” рынок виртуальных операторов, так и привести к его падению. Фактически существующим ускорителем появления виртуальных мобильных операторов в нашей стране и ожидаемого с ним роста рынка, является решение Tele 2 стать “Фабрикой MVNO”. Представитель “большой четверки” сдает в аренду собственную радиосеть более чем 15 операторам связи России для оказания ими услуг мобильной связи», – добавил Александр Мельников.

И как отмечают эксперты, чтобы оставаться актуальными и успешными на рынке, операторы MVNO должны быть новаторскими, предлагать лучшее соотношение цены и качества и держать клиентов заинтересованными в своих предложениях.