Тенденции и перспективы ИТ в медицине обсудили на открытой встрече представителей Digital Health
15 сентября на площадке многофункционального пространства DI Telegraph состоялась открытая встреча бизнес-элиты Digital Health «ИТ в медицине: тенденции и перспективы». На мероприятие присутствовало более 200 гостей, что свидетельствует о высоком интересе к информационным технологиям в здравоохранении.
Дискуссия прошла очень динамично: эксперты затронули самые актуальные проблемы Digital health — правовое регулирование отрасли, возможности монетизации медицинских проектов, трудности внедрения новых технологических решений и проблемы во взаимодействии с государственными органами. Модератором мероприятия выступил Борис Пастухов, академик международной академии менеджмента, кандидат экономических наук, владелец «Национальной медицинской компании».
На встрече присутствовали: Дмитрий Петрухин, CEO DocDoc (онлайн-запись к врачам); Дмитрий Гречкин, CEO портала ЕМИАС.Инфо (онлайн-запись в государственные поликлиники Москвы); Евгений Паперный, руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» (проект по здоровью и медицине в России); Илья Куприянов, директор по развитию проекта «Доктор На Работе» (российская профессиональная социальная сеть врачей); Татьяна Савран, руководитель отдела интернет-проектов, НПК «Материа Медика Холдинг»; Наиль Егофаров, компания GlaxoSmithKline; Георгий Микаберидзе, директор по маркетингу HealBe Corp (производитель трекера GoBe, позволяющего измерять потребленные калории в режиме реального времени).
«Повышение качества жизни через ответственное отношение к своему здоровью — девиз компании MedAboutMe. Сегодня мы видим, как развиваются сервисы и технологии в области здравоохранения, куда двигается государство. На сегодняшний день очень важны согласованные решения правительства и бизнеса. Именно поэтому сегодняшняя конференция, которая происходит после дискуссии с “Народным фронтом”, очень важна, — подчеркнул Борис Пастухов. — Сейчас все смотрят в этом направлении, многие мечтают, некоторые делают и лишь у немногих получается. На этой сцене сегодня — те “немногие”, у которых получилось. DocDoс — Анатолий Зингер; ЕМИАС — Дмитрий Гречкин; “Экрика Групп” — Борис Шпирт; Health.Mail — Евгений Паперный; “Материа Медика” — Татьяна Савран; GlaxoSmithKline — Наиль Егофаров; “Доктор на работе” — Илья Куприянов; HealBe — Георгий Микаберидзе. Спасибо “Телеграфу” за это пространство, на котором сегодня собрались лидеры рынка, чтобы обсудить насущные вопросы. Ну и, конечно, обсудить перспективы для развития, и что нас ожидает в уже наступившем будущем».
На вопрос Бориса Пастухова о том, является ли ЕМИАС конкурентом проекту DocDoс, Анатолий Зингер ответил: «Нет. ЕМИАС делает потрясающую работу. Мы работаем с коммерческими клиниками — с этой точки зрения мы находимся в параллельных мирах. В финансовом аспекте мы также не конкуренты. DocDoс бесплатен для пользователи, при этом клиники оплачивают нам клиентов. Если ЕМИАС начнет записывать на платные услуги, то в этот момент мы станем пересекаться. Притом что ко мне обращаются коллеги из госклиник, так как у нас есть планы по привлечению пациентов».
Со своей стороны, CEO портала ЕМИАС.Инфо Дмитрий Гречкин уточнил, что вводить запись на услуги частных клиник не планируется. «На сегодняшний момент наша основная задача — рост в сегменте Москвы, запись удаленно. Из 100% записи удаленно записываются 15-16%. Мы видим, что запись может вырасти до 30%. Кроме этого, существует запись на медсправки в ГИБДД. Мы не являемся конкурентами DocDoс. Целевые аудитории — разные».
«Так как у системы бесплатной записи есть трудности для записи к определенным врачам определенной специальности, тут мы можем предоставить пациентам возможность решения данной проблемы и выбора, в какую дверь лучше зайти. Поэтому аудитории пусть и разные, но они пересекаются — поле для сотрудничества есть», — добавил Анатолий Зингер.
По словам Бориса Пастухова, сегодня множество проектов по заказу, записи и бронированию стремятся стать партнером проекта «Здоровье Mail.ru», не реализовавшего пока ни одной интеграции со сторонним проектом, в связи с чем возникает вопрос — насколько эффективно Mail.Ru научился конвертировать свой информационный трафик в сделку?
«Вопрос не в бровь, а в глаз, — заявил Евгений Паперный. — У нас есть план повышения эффективности. Пути этого – служебная тайна. Всё очевидно, есть конверсия. Повышение задачи — стандартная задача. Не вижу никаких специфических моментов, связанных со здравоохранением.
Модератор встречи также обратился к присутствующим с вопросом о том, что они думают о применении технологий больших данных (Big Data) сегодня в отрасли, и используются ли как-то эти технологии в их проектах.
Илья Куприянов, директор по развитию проекта «Доктор На Работе», рассказал: «Сегодняшние технологические возможности безграничны. Пока то, чего мы все добились — игра в песочнице. Мы сейчас занимаемся врачами — наши врачи создают сотни тысяч публикаций. В “Доктор на работе” создается больше контента, чем где бы то ни было. На примере нас мы можем дать ответы успешных и не успешных методов лечения за 3-5 лет. Мы можем собрать информацию, но кто ей может воспользоваться — большой вопрос. Между нами и потребителем стена. Никто из ИТ-компаний не может ее сломать».
Со своей стороны, Борис Шпирт поделился своим мнением: «Врачи никогда не примут единого решения относительно какого-то стандарта. Красиво звучащие слова Big Data — это миллионные кластеры информации. Должно пройти время, чтобы все заработало».
Во время встречи также обсуждался вопрос ограничения доставки лекарств. «Я не понимаю, почему доставка лекарств запрещена. Я не вижу доводы, почему человеку, у которого артрит, нужно идти в аптеку, — сетовал Евгений Паперный. — С тем же, что касается закона доставки лекарств, этот закон не выполняется. Аптеки нашли лазейки — доставка осуществляется Героям Советского Союза (без предъявления золотых звезд, конечно). В данный момент мы занимаемся формированием заказа с самовывозом».
На вопрос о том, сказалась ли отмена на бизнесе фармкомпаний, Наталья Савран заявила: Насчет рецептурных аптек, вообще доставка — большой вопрос. Хорошо, что есть самовывоз. Интернет-аптеки — самый “сложный” E-commerce, поскольку интернет-аптеки требуют больших влияний. Иногда очень сложно получить релевантную аналитическую информацию».
Что же касается эффективных каналов продвижения для проектов Digital Health, то, по мнению Наиля Егофарова (GlaxoSmithKline), таковыми являются радио и телевизор. «Хотя интернет — это наиболее эффективный канал продаж, — добавил он. — Гаджеты — их всегда держат под рукой. Когда есть под рукой некий ресурс, можно всегда найти информацию по приему препарата, например. Врачи, медпредставители — больше релевантны к рецептурным препаратам».
«Ключевой характеристикой самолечения является ответственность больного за свое здоровье. Но она невозможна без соответствующей информации, — продолжил Наиль Егофаров. — Необходимо четко разъяснить, когда человек может заниматься самолечением и когда ему необходимо обратиться к врачу. Чем выше уровень знаний, тем увереннее чувствует себя человек и тем легче ему взять на себя ответственность за свое здоровье. Мы считаем, что для ответственного самолечения нужна четкая, понятная информация о безрецептурных препаратах. Качественная и добросовестная реклама безрецептурных лекарств вносит свой вклад в формирование культуры ответственного самолечения, что отвечает интересам пациентов, в том числе их безопасности. Создание такой рекламы не только упростит получение медицинской помощи для населения, но и снизит нагрузку на Российское здравоохранение, что увеличит доступность лечения для пациентов с более серьезными заболеваниями».
«Я очень рада, что положено начало обсуждений ИТ в фарминдустрии. Особенно приятно, что собрались коллеги из разных категорий в данной тематике, что привело к разноплановой и интересной дискуссии, — считает Татьяна Савран. — Надеюсь, что со временем, данные обсуждения принесут много пользы для укрепления и развития столь важной области».
«Много полезных контактов — значит мероприятие было эффективным», — заключил Георгий Микаберидзе, директор по маркетингу HealBe Corp.
«С точки зрения бизнеса было интересно слушать докладчиков и видеть, что появляется много новых проектов. И было приятно, что мы им даём возможность публично рассказать о том, что происходит сейчас, и как это работает», — прокомментировала итоги встречи Мария Уварова, генеральный директор DI Telegraph.