Разделы

ИТ в госсекторе

В Московском музее-заповеднике переведены в электронный вид коллекции фондов «Археология», «Фото-фоно-видео фонд» и «Древнерусская живопись»

В Московском государственном объединенном музее-заповеднике завершен проект по переводу в электронный вид коллекций фондов «Археология», «Фото-фоно-видео фонд», «Древнерусская живопись» и предметов декоративно-прикладного искусства.

Цифровыми копиями экспонатов наполнят информационно-аналитическую систему «КАМИС», что позволит усовершенствовать процессы учета и хранения фондов. «Кроме того, электронные образы предметов появятся на портале Московского государственного объединенного музея-заповедника в разделе «Коллекции», - говорит главный хранитель музея Ольга Полякова. – Копии будут использоваться для наполнения Госкаталога музейного фонда РФ, при подготовке печатных изданий и в рамках экспозиционной деятельности учреждения».

Предметы археологии, которые относятся к различным периодам истории, перевели в цифровой формат с помощью технологии фотофиксации. Профессиональная съемка 500 экспонатов со всех ракурсов позволила в полной мере передать их характерные особенности.

В составе «Фото-фоно-видео фонд» музея-заповедника – редкие и ценные фотографии конца XIX-начала XX века, альбомы фотографий, черно-белые негативы 1920-1930-х гг., диапозитивы начала XX столетия, а также современные пленочные цветные негативы, слайды и другие материалы. Более 3 000 негативов были отсканированы на специализированном оборудовании, а 3000 фотографий переведены в электронный вид на планетарном сканере «ЭЛАР ПланСкан» серии «С».

Коллекция древнерусской живописи Московского государственного объединенного музея-заповедника содержит уникальное собрание русских икон XVI-XX веков. В ходе проекта было переведено в цифровой формат 290 экспонатов. Молельные образы цифровались на комплексе высококачественного сканирования марки «ЭЛАР ПауэрСкан». «Для некоторых экспонатов, например, икон с золочением, чеканкой, гравировкой была применена более сложная технология, - рассказывает руководитель проекта производственного управления корпорации «ЭЛАР» Юлия Царева. – Такие иконы сканировались полностью, а также в режиме макросъемки деталей. Затем, в процессе обработки полученных электронных образов, создавался фотоколлаж. В результате получалось цифровое изображение полностью аутентичное оригиналу».

Исследование CNews Analytics и «Лаборатории Касперского»: как российские компании защищают свои ИТ-системы в облаке
Облака

В рамках проекта с помощью фотомашины ОРТЕРИ проведена 3D-съемка двух объемных предметов из фонда «Декоративно-прикладное искусство». Оцифрованы «Часы механические с птицами» конца XVIII века и уникальный памятник работы холмогорского мастера конца XVIII - начала XIX столетия, знаменитый секретер из «Коломенского». Предмет, размером 73x32x64 см, снабжен откидывающейся крышкой и многими ящичками. Секретер украшен портретами князей и царей российского государства, размещенных по всей его поверхности: на передней и боковых стенках, ящиках, крышке и верхней плоскости над крышкой. Выполненные низким рельефом портреты обрамлены круглыми рамочками в виде лавровых венков, заключенных в квадратные рамы из кости, тонированной в черный цвет. «В результате 3D-фотофиксации секретера мы создали цилиндрический ролик, сняли объект со всех сторон, что называется, в движении. На ролике видно, как выдвигаются все его ящички», - рассказывает Юлия Царева.

Цифровые копии культурных и художественных оригиналов сегодня дают музеям много возможностей. Это и усовершенствование внутренних музейных процессов, и сохранение внешнего облика памятников для будущих поколений, и возможность обеспечить широкий доступ пользователей к уникальным в художественном и историческом значении предметам культуры. Так, отснятые в 3D секретер и часы станут частью большого проекта музея-заповедника – «Ожившие экспонаты». Предметы, которые выставляются в залах музея, будут сопровождаться видеороликами.

Михаил Иванов