Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Цифровизация Внедрения Инфраструктура

Positive Technologies и «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» повышают киберзащищенность российских железных дорог

Компании Positive Technologies, «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) объявили о разработке комплексной системы повышения киберзащищенности микропроцессорных систем управления движением поездов. Продукт включает в себя сенсор анализа сетевого трафика на базе системы управления инцидентами кибербезопасности Positive Technologies Industrial Security Incident Manager (PT ISIM), а также устройство кибербезопасного мониторинга CyberSafeMon. Разработанная система — это первый опыт промышленного внедрения подобных устройств в транспортной отрасли не только на территории России, но и в мире, сообщили CNews в Positive Technologies.

«Основная задача микропроцессорных систем управления движением поездов (МПСУ) — обеспечение безопасного движения поездов, в том числе и за счет минимизации роли человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций, — рассказал о предпосылках проекта Борис Макаров, руководитель центра кибербезопасности НИИАС. — Однако широкое внедрение информационных технологий в транспортную систему и активный рост хакерских атак переводят задачу повышения уровня защищенности систем, использующих ИТ, в число наиболее приоритетных. Поиск решения этой задачи потребовал, чтобы мы, как головная организация в области кибербезопасности на сети российских железных дорог, сформировали тандем из разработчиков таких систем и специалистов в области информационной безопасности. Наиболее активно среди разработчиков МПСУ выступила компания “Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)”. В качестве экспертов в области ИБ была привлечена компания Positive Technologies — игрок рынка в области противодействия кибератакам, на счету которого обнаружение более 250 уязвимостей нулевого дня в АСУ ТП».

Эксперты Positive Technologies совместно со специалистами НИИАС, работающими над проблемами кибербезопасности микропроцессорных систем, применяемых на сети дорог РЖД, при сотрудничестве с разработчиком проанализировали защищенность натурного макета одной из систем управления движением поездов — МПЦ EBILock 950. На основании результатов анализа были сформированы требования по обеспечению кибербезопасности таких систем и начаты работы по повышению их устойчивости к кибератакам.

В рамках этих работ специалисты Positive Technologies совместно с «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и НИИАС адаптировали сенсор анализа сетевого трафика, предназначенного для противодействия инцидентам кибербезопасности (PT ISIM). В решении обеспечены поддержка специализированных промышленных протоколов, выявление кибератак и инцидентов безопасности с оперативным оповещением ответственных служб. Мониторинг сетевой активности МПЦ EBILock 950 производится в пассивном режиме. Сенсор позволяет подробно визуализировать развитие и распространение атаки в пространстве и времени, а дополнительно разработанный интерфейс позволяет отслеживать все стадии инцидента на технологической карте локальной сети объекта в удобном для пользователя виде.

«Любой наш проект по защите АСУ ТП имеет несколько составляющих, благодаря которым итоговое решение адаптировано к специфике объекта защиты, с его протоколами, бизнес-логикой, технологическими процессами и характерными угрозами безопасности, — пояснил Борис Симис, директор по развитию бизнеса компании Positive Technologies. — Это качественный аудит и выявление возможных векторов развития атаки на систему на всех уровнях, выбор и внедрение компенсационных мер, адаптация PT ISIM под конкретную систему. Только такой экспертный подход — трудозатратный и индивидуальный — может обеспечить реальную защиту, которую не в состоянии дать решения “из коробки”».

Интеграция PT ISIM и МПЦ EBILock 950 выполнена по схеме, исключающей какое-либо влияние на технологический процесс. Применена специальная схема подключения, обеспечивающая выполнение требований к безопасности движения поездов, которая является главным приоритетом для систем управления, отметили в Positive Technologies.

Как власти сэкономят 155 млрд руб. на стимулировании спроса на беспилотники
Импортонезависимость

Специалисты компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» разработали устройство мониторинга CyberSafeMon для безопасного подключения внутренней сети систем управления движением к внешним недоверенным сетям передачи данных. Это решение позволяет безопасно передавать информацию о состоянии процесса движения поездов в единые центры по управлению перевозками для целых железнодорожных участков. Разработанное устройство сертифицировано ФСТЭК России как средство защиты информации.

На сегодняшний день сенсор PT ISIM и устройство CyberSafeMon успешно прошли предварительные испытания и введены в опытную эксплуатацию на одной из станций центрального региона, оборудованной системой управления МПЦ EBILock 950. Результаты работ обсуждались на экспертном совете по кибербезопасности РЖД с участием международных экспертов, в частности, Марка Антони, директора департамента железнодорожных систем международного союза железных дорог. По итогам опытной эксплуатации будет принято решение о применении разработанной системы на объектах инфраструктуры РЖД, оснащенных микропроцессорными системами управления различных производителей.

«Это первый в мире практический опыт обеспечения киберзащищенности микропроцессорных систем управления движением поездов. Мы благодарны РЖД за участие нашей компании в таком важном проекте. Достигнутые результаты могут быть использованы для различных систем с учетом их особенностей, а наработанный опыт будет востребован нашими зарубежными коллегами, — заявил Вадим Гросс, исполнительный директор компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». — Тем не менее мы понимаем, что обеспечение кибербезопасности — непрерывный процесс, и не останавливаемся на достигнутом. Совместно с центром кибербезопасности НИИАС мы продолжаем отслеживать новые векторы угроз и непрерывно оптимизировать наши продукты».

Татьяна Короткова