Разделы

Безопасность Стратегия безопасности Цифровизация Внедрения Инфраструктура

Positive Technologies и «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» повышают киберзащищенность российских железных дорог

Компании Positive Technologies, «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации и связи на железнодорожном транспорте (НИИАС) объявили о разработке комплексной системы повышения киберзащищенности микропроцессорных систем управления движением поездов. Продукт включает в себя сенсор анализа сетевого трафика на базе системы управления инцидентами кибербезопасности Positive Technologies Industrial Security Incident Manager (PT ISIM), а также устройство кибербезопасного мониторинга CyberSafeMon. Разработанная система — это первый опыт промышленного внедрения подобных устройств в транспортной отрасли не только на территории России, но и в мире, сообщили CNews в Positive Technologies.

«Основная задача микропроцессорных систем управления движением поездов (МПСУ) — обеспечение безопасного движения поездов, в том числе и за счет минимизации роли человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций, — рассказал о предпосылках проекта Борис Макаров, руководитель центра кибербезопасности НИИАС. — Однако широкое внедрение информационных технологий в транспортную систему и активный рост хакерских атак переводят задачу повышения уровня защищенности систем, использующих ИТ, в число наиболее приоритетных. Поиск решения этой задачи потребовал, чтобы мы, как головная организация в области кибербезопасности на сети российских железных дорог, сформировали тандем из разработчиков таких систем и специалистов в области информационной безопасности. Наиболее активно среди разработчиков МПСУ выступила компания “Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)”. В качестве экспертов в области ИБ была привлечена компания Positive Technologies — игрок рынка в области противодействия кибератакам, на счету которого обнаружение более 250 уязвимостей нулевого дня в АСУ ТП».

Эксперты Positive Technologies совместно со специалистами НИИАС, работающими над проблемами кибербезопасности микропроцессорных систем, применяемых на сети дорог РЖД, при сотрудничестве с разработчиком проанализировали защищенность натурного макета одной из систем управления движением поездов — МПЦ EBILock 950. На основании результатов анализа были сформированы требования по обеспечению кибербезопасности таких систем и начаты работы по повышению их устойчивости к кибератакам.

В рамках этих работ специалисты Positive Technologies совместно с «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» и НИИАС адаптировали сенсор анализа сетевого трафика, предназначенного для противодействия инцидентам кибербезопасности (PT ISIM). В решении обеспечены поддержка специализированных промышленных протоколов, выявление кибератак и инцидентов безопасности с оперативным оповещением ответственных служб. Мониторинг сетевой активности МПЦ EBILock 950 производится в пассивном режиме. Сенсор позволяет подробно визуализировать развитие и распространение атаки в пространстве и времени, а дополнительно разработанный интерфейс позволяет отслеживать все стадии инцидента на технологической карте локальной сети объекта в удобном для пользователя виде.

«Любой наш проект по защите АСУ ТП имеет несколько составляющих, благодаря которым итоговое решение адаптировано к специфике объекта защиты, с его протоколами, бизнес-логикой, технологическими процессами и характерными угрозами безопасности, — пояснил Борис Симис, директор по развитию бизнеса компании Positive Technologies. — Это качественный аудит и выявление возможных векторов развития атаки на систему на всех уровнях, выбор и внедрение компенсационных мер, адаптация PT ISIM под конкретную систему. Только такой экспертный подход — трудозатратный и индивидуальный — может обеспечить реальную защиту, которую не в состоянии дать решения “из коробки”».

Интеграция PT ISIM и МПЦ EBILock 950 выполнена по схеме, исключающей какое-либо влияние на технологический процесс. Применена специальная схема подключения, обеспечивающая выполнение требований к безопасности движения поездов, которая является главным приоритетом для систем управления, отметили в Positive Technologies.

Цифровизация документооборота: как бизнесу адаптироваться к изменениям законодательства
Маркет

Специалисты компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)» разработали устройство мониторинга CyberSafeMon для безопасного подключения внутренней сети систем управления движением к внешним недоверенным сетям передачи данных. Это решение позволяет безопасно передавать информацию о состоянии процесса движения поездов в единые центры по управлению перевозками для целых железнодорожных участков. Разработанное устройство сертифицировано ФСТЭК России как средство защиты информации.

На сегодняшний день сенсор PT ISIM и устройство CyberSafeMon успешно прошли предварительные испытания и введены в опытную эксплуатацию на одной из станций центрального региона, оборудованной системой управления МПЦ EBILock 950. Результаты работ обсуждались на экспертном совете по кибербезопасности РЖД с участием международных экспертов, в частности, Марка Антони, директора департамента железнодорожных систем международного союза железных дорог. По итогам опытной эксплуатации будет принято решение о применении разработанной системы на объектах инфраструктуры РЖД, оснащенных микропроцессорными системами управления различных производителей.

«Это первый в мире практический опыт обеспечения киберзащищенности микропроцессорных систем управления движением поездов. Мы благодарны РЖД за участие нашей компании в таком важном проекте. Достигнутые результаты могут быть использованы для различных систем с учетом их особенностей, а наработанный опыт будет востребован нашими зарубежными коллегами, — заявил Вадим Гросс, исполнительный директор компании «Бомбардье Транспортейшн (Сигнал)». — Тем не менее мы понимаем, что обеспечение кибербезопасности — непрерывный процесс, и не останавливаемся на достигнутом. Совместно с центром кибербезопасности НИИАС мы продолжаем отслеживать новые векторы угроз и непрерывно оптимизировать наши продукты».

Татьяна Короткова