Разделы

ИТ в банках

«Сбер» успешно борется с киберугрозами в своих дочерних банках

В течение последних нескольких лет количество кибератак на системы и сервисы «Сбера» выросли в геометрической прогрессии. Ежедневно фиксируется более 100 кибератак на инфраструктуру и финансовые сервисы банка, совершается более 10 тыс. попыток мошенничества в отношении клиентов.

Эффективные системы противодействия мошенничеству, применяющиеся в Сбере, позволили в 2020 году предотвратить кражу более 57 млрд руб. у клиентов. Уже второй год подряд система фрод-мониторинга банка признается лучшей в мире по показателям противодействия кибермошенничеству и в 2021 получила награды сразу в двух номинациях международной премии в сфере кибербезопасности Visa Global Service Quality Awards.

На фоне успехов в России компания эффективно противостоит атакам кибермошенников и в зарубежных странах присутствия.

Например, дочерний банк в Казахстане применяет эффективные проактивные решения в сфере информационной безопасности, работая на опережение и заранее пресекая любые атаки мошенников. В банке применяется около 15 различных систем противодействия кибератакам, среди которых, в частности, система фрод-мониторинга.

Для более эффективной борьбы с киберугрозами в Сбербанк Казахстан создан Центр по противодействию кибермошенничеству (ЦПК), который в круглосуточном режиме проводит анализ транзакций, выявляет подозрительные операции и в случае необходимости запускает специальные механизмы реагирования и предотвращения кибермошенничества.

Такая работа позволила в прошлом году в 10 раз (по сравнению с 2019 годом) снизить количество успешных попыток незаконно вывести денежные средства со счетов клиентов и пресечь кибератаки самого различного свойства. По словам специалистов службы безопасности, на сегодняшний день основными угрозами остаются кибермошенничество с использованием социальной инженерии, утечка данных и целенаправленные атаки на системы банка.

В БПС-Сбербанке в Беларуси в 2020 году среди всех видов кибермошенничества самым распространенным стало применение социальной инженерии в преступных целях. Почти 99% случаев, зафиксированных банком, пришлось именно на этот способ получения информации у клиентов.

Эффективно противостоять мошенническим действиям против клиентов дочернего банка в Беларуси помогает система фрод-мониторинга. Она анализирует тысячи операций в сутки и блокирует подозрительные транзакции. В 2021 году технология позволила не допустить кражу около 2 млн BYN.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Система входит в состав реализованной в банке комплексной системы кибербезопасности, где ключевую функцию выполняет специальный Security Operation Center, функционирующий 24/7. Постоянный мониторинг угроз, осуществляемый данным центром, позволяет выявлять противоправную деятельность на самых ранних этапах. Надёжная система киберзащиты позволяет банку круглосуточно обеспечивать бесперебойную работу банковских систем и клиентских сервисов.

В Sberbank Europe для обеспечения кибербезопасности пользуются различными инструментами и современными IT-решениями ведущих компаний в сфере кибербезопасности. Европейские дочерние банки еженедельно сталкиваются с фишинговыми рассылками, направленными как на клиентов, так и на самих сотрудников банка. Однако технологичные почтовые шлюзы и решения компаний партнеров обеспечивают гигиену электронной почты и блокируют вредоносные и фишинговые письма. Служба безопасности банка выстроила конструктивное взаимодействие с государственными учреждениями, полицией и центром реагирования на киберинциденты (CERT), чтобы иметь возможность быстро реагировать на такого рода атаки и защищать своих клиентов и сотрудников.

Системы безопасности также часто подвергаются DDoS-атакам и атакам на общедоступные ресурсы банка. При этом, несмотря на участившиеся попытки завладеть внутренней информацией или нарушить работу сервисов банка, злоумышленникам еще не удавалось преодолеть выстроенную систему защиты.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Помимо работы систем безопасности, сотрудники Sberbank Europe часто сами проявляют инициативу и предотвращают мошенничество. Так, сотрудники Сбербанка Венгрии за несколько месяцев предотвратили несколько случаев мошенничества при оформлении кредитных заявок и сообщили о них властям. Самые бдительные из них получили награду «Орлиный глаз» от банковского Комитета по борьбе с мошенничеством. Осмотрительность позволила за последние полгода сэкономить несколько десятков тысяч евро для банка и клиентов.

«Миллионы людей за рубежом доверяют нам свои средства, поэтому внедрение современных стандартов кибербезопасности - один из важнейших приоритетов для международного бизнеса Сбера. Дочерние банки оперативно реагируют на изменения, внедряют самые современные технологии защиты данных, используя, в том числе, технологии искусственного интеллекта. Эффективность этих мер подтверждается доверием наших клиентов», - сказал Тимур Козинцев, старший вице-президент, руководитель Блока Sberbank International.

Владимир Бахур