Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

«Крок»: за год спрос на сервис ИТ-инфраструктуры вырос в 1,5 раза

Компания «Крок» проанализировала динамику рынка сервисной поддержки за период 2021-2023 гг. В ходе исследования выяснилось, что в 1 полугодии 2023 г. количество входящих запросов на сервис ИТ-инфраструктуры выросло в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом 2022 г. В разрезе отраслей за последние два года стабильный рост спроса демонстрируют компании из сферы ритейла и FMCG (в среднем на 4% в год), ИТ (4%), услуг (1,5%) и финсектора (1%).

По результатам опроса представителей крупных российских компаний, проведенного аналитиками «Крок», 56% не имеют собственного склада ЗИП (запчасти, инструменты и принадлежности), необходимого для обеспечения сервиса ИТ-инфраструктуры. Перечисляя ключевые вызовы 2023 г., владельцы складов ЗИП отметили сложную логистику и увеличение сроков поставок (62%), необходимость тестировать пришедшее оборудование (56%), низкое качество запчастей (42%), а также поиск и заказ редкого оборудования (25%).

«В 2021-2022 гг. стоимость услуг была главным параметром выбора сервисного провайдера для заказчиков. По итогам нашего исследования 2023 г. этот критерий сместился сразу на 3 место по важности. Сейчас подтвержденные компетенции инженеров, а также наличие и полнота склада ЗИП стали приоритетнее стоимости. Кроме того, опрос представителей крупных компаний наглядно демонстрируют изменения, произошедшие на рынке сервисной поддержки в связи с уходом иностранных вендоров. Так, доля сервисных услуг, предоставляемых компаниям вендорами напрямую, сократилась на 35%. Это обусловлено тем, что за два года прямые вендорские контракты перетекли в контракты с локальными сервисными партнерами. В результате на 2023 г. 56% компаний обращаются за сервисом инфраструктуры к ИТ-партнерам, 32% занимаются обслуживаем самостоятельно и только 12% получают поддержку от вендоров. Причем сейчас это уже производители альтернативных решений: азиатских либо отечественных», — сказала руководитель направления сервиса вычислительной инфраструктуры «Крок» Наталия Сляднева.

Как власти сэкономят 155 млрд руб. на стимулировании спроса на беспилотники
Импортонезависимость

«Мы также видим рост спроса на сопровождение системного ПО. За 1 полугодие 2023 г. количество проектов в этом направлении выросло примерно на 60%. Однако нельзя не отметить, что в части поддержания стабильности программной инфраструктуры главным вызовом стали проблемы с обновлением ПО. С ними столкнулись более 80% заказчиков. Очевидно, в обозримой перспективе этот тренд не потеряет своей актуальности в связи с отсутствием безопасных возможностей для покупки лицензий на программные продукты. Сейчас на рынке мало самостоятельных проектов на российских вендорах, в большинстве случаев они реализуются в параллельной эксплуатации с имеющимися решениями или в рамках пилота. Обычно в корпорациях этап пилотирования решения длится 1,5-2 года. Поэтому к 2025 г. мы можем с уверенностью прогнозировать рост числа завершенных проектов миграции на отечественный софт», — отметил руководитель направления «Поддержка системного ПО» «Крок» Дмитрий Емельянов.

В основу исследования «Крок» «Ключевые тренды сервисного рынка 2023» легла внутренняя аналитика входящих запросов, а также опрос представителей более 100 компаний (87 — с выручкой более 2 млрд руб.), работающих в сфере ритейла и электронной коммерции, FMCG и АПК, финансового сектора, промышленности, ТЭК, транспорта, логистики и услуг.