Разделы

Телеком ИТ в торговле

Исследование «Крок»: 87% ритейлеров заинтересованы во внедрении искусственного интеллекта

Компания «Крок» провела исследование среди ИТ-директоров крупных ритейлеров, целью которого было выяснить роль информационных технологий для предприятий сферы ритейла и FMCG, а также сформулировать прогноз по цифровому развитию в отрасли. Исследователи пришли к выводу, что бюджеты предприятий на цифровизацию увеличили 55% респондентов, а более 80% ритейлеров готовы инвестировать во внедрение аналитических систем.

В рамках исследования «ИТ в ритейле 2023» аналитики «Крок» опросили более 50 ИТ-директоров, директоров по инфраструктуре и руководителей ИТ-направлений из крупных и средних компаний различных сегментов ритейла.

Исследование продемонстрировало увеличение оборота за первое полугодие 2023 года на 1,1%, после сокращения на 6,7% в 2022 г. Наибольший рост показали сегменты продуктового ритейла, электроннйо коммерции и маркетплейсы. Также отмечается активное замещение покинувших Россию брендов локальными производителями и ритейлерами. Выручка у крупных местных ритейлеров товаров для дома, одежды и косметики выросла на 13%, растет число новых офлайн-магазинов. Так, онлайн-гипермаркет «Всеинструменты.ру» планирует в ближайшей перспективе открыть 250 розничных магазинов, «Глория джинс» – более 130 магазинов, КАРИ – 200 магазинов.

Главным приоритетом бизнеса продолжает оставаться привлечение и удержание клиентов, что вызвано высокой конкуренцией и низким уровнем лояльности к новым брендам. Также 36% опрошенных заявили о необходимости роста и расширения бизнеса. В 2022 г. о расширении говорили только 25% ритейлеров, пока 75% были сосредоточены на сохранении ранее занятых позиций. 27% компаний заинтересованы в расширении партнёрств: поиске новых поставщиков и проведении совместных проектов. 23% ритейлеров назвали в качестве приоритетов обеспечение спроса, замещение ушедших брендов, оптимизацию расходов, сокращение издержек и увеличение среднего чека. Сохранение бизнеса как фокусную задачу отметили только 9% респондентов.

«Первый приоритет для нас – это наши клиенты, возможность предоставить им качественный сервис. Второй приоритет – это развитие, которое приносит экономическую эффективность. И третий приоритет – развитие целевых продуктов, повышение удобства процессов. Для достижения этих целей мы видим «цифру» одним из самых эффективных инструментов», – отметил ИТ-директор «Винлаб» Евгений Шингарёв.

В контексте ИТ-приоритетов главными задачами продолжают оставаться обеспечение непрерывности бизнеса и борьба с уязвимостями инфраструктуры. Решение проблемы локализации и замещения вендоров стало менее актуальными по сравнению с 2022 г. благодаря отечественным продуктам и иностранному оборудованию, доступному на российском рынке, но продолжает оставаться значимым приоритетом в ритейле. Задачи по оптимизации процессов с помощью внедрения ИТ-решений выделяют 32% респондентов.

За 2023 г. 15% всех кибератак приходились на сферу ритейла. Сейчас большинство компаний используют или переходят на российские решения для обеспечения защиты ИТ-ландшафта. В то же время почти половина опрошенных респондентов не испытывает проблем с используемыми системами, часть интервьюируемых отмечает, что у них возникают сложности из-за отсутствия комплексных решений и высоких цен на отечественные продукты, представленные на рынке.

В отличие от 2022 г., когда многие компании находились в состоянии неопределенности и планировали на несколько месяцев вперед, в 2023 г. увеличился горизонт планирования. Только 10% компаний планируют менее чем на год, в то время как 40% опрошенных ритейлеров имеют горизонт планирования 2-3 года. Оставшиеся 50% компаний планируют на год.

Бюджеты на ИТ увеличили 55% компаний, опрошенных аналитиками «Крок», при этом 32% компаний увеличили бюджеты на цифровизацию и автоматизацию более чем на 20%. В первую очередь это связывают с инфляцией и курсовой разницей, а также вынужденной локализацией и вендорозамещением. Бюджеты на инновации и рисковые проекты имеют лишь единичные компании.

Что ждут заказчики от систем бесперебойного питания?
техника

«Ежегодно мы проводим опросы среди ИТ-директоров и руководителей ИТ-направлений, работающих в компаниях розничной торговли, и видим, что любой кризис просто подстегивает ситуацию, но основные тенденции остаются практически неизменными – оптимизация и борьба за каждого клиента. Для сетевых ритейлеров ИТ – не профильный бизнес, но уже и не просто статья расходов. Это инструмент, который направлен на достижение приоритетной цели – сокращение затрат, поэтому заказчики из отрасли достаточно критично оценивают инвестиции и внимательно считают каждый рубль, вложенный в ИТ, ожидая измеримых эффектов», – сказал директор по развитию бизнеса в ритейле и FMCG «Крок» Дмитрий Смирнов.

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) интересны 87% респондентов, однако в том или ином виде их использует только 30%. Большинство опрошенных компаний ритейла использует технологии ИИ для работы с текстами и картинками вместо оптического распознавания символов (OCR), составления аналитических прогнозов, анализа рисков и выявления мошеннических действий, а также в маркетинге и рекламе. В качестве барьеров для использования ИИ ритейлеры назвали отсутствие информации о релевантных рабочих кейсах, отсутствие полной и прозрачной законодательной базы, малое количество квалифицированных специалистов, а также сложности в обосновании бюджета на внедрение ИИ внутри компании. Несмотря на проблемные вопросы, все респонденты видят большой потенциал технологии в области оптимизации бизнес и производственных процессов.

«Пока ритейлеры используют ИИ в основном в качестве эксперимента, так как для получения наибольшей эффективности нейросети необходимо обучить на достаточном количестве качественных и свежих данных, что ещё просто не успели сделать. Кроме того, нужны большие вычислительные мощности и надежная и гибкая инфраструктура для обработки и анализа информации. Развертывать ее on-premise очень долго, дорого и сложно, поэтому размещать ИИ-проекты ритейлеры будут преимущественно в облаках. Это станет одним из важнейших драйверов развития облачного рынка. Чтобы соответствовать ожиданиям рынка мы активно развиваем свою облачную экспертизу в отдельном бизнес-юните «Крок облачные сервисы», – сказал заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Крок» Валентин Губарев.

Почти все опрошенные планируют развивать мобильные приложения, особенно системы лояльности и интеграции и маркетплейсы. При этом респонденты отмечают, что готовых решений, отвечающих их запросам, на рынке пока нет. Это заставляет большинство компаний разрабатывать кастомные решения самостоятельно.

10 вопросов, которые нужно задать перед внедрением интранета
Цифровизация

Более 80% ритейлеров используют аналитические системы, считая это «необходимым базисом для работы». При этом стоит отметить, что большинство компаний не смогли перейти на российские решения и ведут внутреннюю разработку систем отчетности. Big Data и хранилища данных используют реже, в основном крупные ритейлеры, имеющие дата-центры. Ритейлеры, которые занимают небольшую долю рынка, до 2022 г. считали Big Data одним из ИТ-приоритетов. Сейчас они приняли решение временно отказаться от этого направления в связи с высокой стоимостью внедрения и сложно прогнозируемой экономической эффективностью.

По итогам исследования 2021 г. управление логистикой и складом были обозначены респондентами в качестве драйвера развития предприятий отрасли на 3-5 лет. К 2023 г. только 25% ритейлеров имеют оцифрованные и роботизированные склады. Большинство компаний пока сосредоточили свое внимание на модернизации или вендорозамещении систем и модулей автоматизации.

К середине 2023 г. 80% компаний, принимавших участие в опросе, смогли найти решение проблемы в области ИТ-инфраструктуры, перейдя на российский и китайский софт. Сотрудничество с технологическими партнерами помогло бизнесу быстро отреагировать на изменения рынка и обеспечить бесперебойность процессов бесшовно и с минимальными рисками. Сегодня только крупные ИТ-компании могут предоставить системный и комплексный подход к обслуживанию ИТ, поэтому заказчики из отрасли очень внимательно относятся к выбору партнера, с которым будут выстроены долгосрочные отношения.