Разделы

Техника

Сделано в НГТУ НЭТИ: вуз презентовал беспилотник «САРМА»

Летный экземпляр беспилотного воздушного судна самолетного типа «САРМА» представили в Новосибирском государственном техническом университете НЭТИ. Беспилотник предназначен для выполнения авиационных агротехнических работ, доставки грузов и долговременного мониторинга. Об этом CNews сообщили представители НГТУ НЭТИ.

Инженеры НГТУ НЭТИ, в том числе сотрудники студенческого конструкторского бюро факультета летательных аппаратов, работают над проектом «САРМА» в рамках программы Минобрнауки России «Приоритет 2030» национального проекта «Наука и университеты».

Ректор НГТУ НЭТИ Анатолий Батаев в ходе презентации сообщил, что вуз занимается тематикой беспилотных авиасистем в рамках программы «Приоритет 2030», и в проекте «САРМА» задействованы компетенции сразу нескольких подразделений и факультетов по данной тематике. Так, силовой модуль гибридной силовой установки для беспилотника разработан Институтом силовой электроники НГТУ НЭТИ, мотор-генератор гибридной силовой установки среднего БПЛА — Центром мехатроники университета, над антеннами для приема сигналов навигационных систем GPS/ГЛОНАСС трудятся инженеры факультета радиотехники и электроники). Конструкцией летательного аппарата занимается кафедра самолето- и вертолетостроения.

Характеристики и особенности «САРМЫ» презентовал руководитель проекта, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ НЭТИ доктор технических наук Илья Зверков. Дальность полета названного в честь стремительного байкальского ветра беспилотника с гибридной силовой установкой составляет до 1200 км, крейсерская скорость — 100 км/ч. Весит «САРМА» 155 кг, размах крыла — 12,2 метра, длина — 5,2 метра, высота — 2,7 метра. БПЛА способен поднимать в небо от 100 до 120 кг. Для взлета и посадки требуется грунтовая площадка с габаритами не менее 100х25 метров.

Одной из особенностей разработанного беспилотника является его высокая энергоэффективность. Показатель эффективности 60 ватт*час/кг при перевозке на 100 км достигается за счет отсутствия пилота, энергоэффективных аэродинамической схемы и гибридной силовой установки. Бензиновый двигатель внутреннего сгорания совместно с электродвигателем помогает легко взлететь и набрать высоту, во время основной части полета работает только ДВС. Генератор обеспечивает автономную энергетику работы всех систем.

Конструкция крыла и фюзеляжа предусматривает возможность монтажа различных систем распрыскивания или сева. Волнистый профиль обшивки крыла — еще одна техническая характеристика «САРМЫ». Это разработка Института теоретической и прикладной механики СО РАН, которая позволяет увеличить безопасность полета на малых скоростях. Суть же конструктивной и технологической новизны в том, что по аналогии с птицами летательный аппарат имеет жесткий силовой каркас, изготовленный из алюминиевых сплавов, который окружает менее прочная, но более податливая обшивка из пластика.

Selectel представил новые продукты на Selectel Tech Day 2024
Маркет

В ходе презентации министр науки и инновационной политики Новосибирской области Вадим Васильев отметил, что НГТУ НЭТИ станет одной из интегрирующих площадок для отрасли БАС в регионе, совмещающей в себе фундаментальные исследования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. «Особенно приятно, что вуз самостоятельно создает модели БПЛА с принципиально новыми для отрасли характеристиками. Мы надеемся, что в ближайшее время мы увидим эту машину в воздухе и она покажет себя на все 100%», — сказал он.

В ходе презентации была продемонстрирована работа электрической силовой установки, система дистанционного пилотирования и автономной навигации, а также FPV-система, которой оснащен самолет. Конструкция и характеристики «САРМЫ» позволяют эксплуатировать ее и под управлением пилота, поэтому для снижения рисков было принято решение поднимать в небо первый экземпляр в пилотируемом варианте и получать свидетельство летной годности по строгим правилам для пилотируемых воздушных судов.

После подтверждения заявленных характеристик и возможной коррекции конструкции планируется следующий этап — передача функций управления самолетом системе автопилота.