Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Беспроводная связь Мобильная связь Проводная связь

Ассоциация российских банков просит президента отклонить законопроект об оплате услуг связи через платежных агентов

В связи с принятием Госдумой РФ ранее отклоненного Советом Федерации законопроекта «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи» Ассоциация российских банков (АРБ) выступила с заявлением, в котором говорится, что вступление законопроекта в силу неизбежно приведет к дестабилизации существующей системы приема платежей и создаст повышенные риски нарушения прав граждан – плательщиков.

С просьбой рекомендовать президенту РФ отклонить законопроект Ассоциация обратилась сегодня в администрацию президента и правительство РФ. Президент АРБ Г.А. Тосунян направил письма в адрес руководителя администрации президента РФ С.Е. Нарышкина, помощника президента РФ А.В.Дворковича, начальника экспертного управления президента РФ И.В.Ломакина-Румянцева, помощника президента РФ – начальника государственно-правового управления Л.И. Брычевой и заместителя председателя правительства РФ – руководителя аппарата С.С. Собянина.

В этих письмах, в частности, говорится, что «в своей первоначальной редакции законопроект предусматривал включение в статью 54 федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи» «О порядке расчетов за услуги связи» отсылочной нормы к законодательству о приеме платежей физических лиц. Однако во втором чтении в законопроект были включены несколько дополнений, в соответствии с которыми операторы связи, которым в соответствии с указанным федеральным законом вносится оплата за услуги связи, а также привлекаемые ими операторы связи и иные лица вправе осуществлять расчеты с пользователями услуг связи и взимать оплату за услуги связи при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, или банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В такой редакции, - отмечается в письмах,- указанные изменения противоречат целому ряду специальных правовых норм о приеме платежей физических лиц, а также содержат ряд серьезных концептуальных недостатков, вследствие чего принятие названных изменений повлечет значительные негативные последствия в сфере правового регулирования приема платежей». По мнению АРБ, внесенные поправки противоречат законам № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

В частности, законом № 103-ФЗ предусмотрено, что в приеме платежей вправе участвовать исключительно поставщик услуг, оператор по приему платежей (он же платежный агент) и платежный субагент.

Данный состав субъектов, имеющих право осуществлять прием платежей, в результате принятого законопроекта «О внесении изменения в статью 54 Федерального закона «О связи», дополнен «привлекаемыми» операторами связи и «иными» (то есть любыми другими) лицами. Однако обязанности указанных в законопроекте «привлекаемых операторов связи и иных лиц» не определены, в частности к ним не предъявляются требования о наличии статуса оператора по приему платежей. В этой связи указанные лица оказываются необоснованно освобождены от обязанностей, возложенных статьей 4 Закона № 103-ФЗ на операторов по приему платежей.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Кроме того, отмечается, что принятый законопроект никак не регулирует вопрос о том, кто должен осуществлять контроль за деятельностью привлекаемых операторами связи «иных лиц», а также в какой форме (наличной или безналичной) осуществляются расчеты «привлекаемых операторов связи и иных лиц» с пользователями услуг связи.

Используемый в законопроекте термин «привлекаемые» не позволяет определить форму такого «привлечения», а значит допускает использование любых правовых форм (например, по договору подряда) и исключает возможность контроля за деятельностью по приему платежей за услуги связи, говорится в заявлении.

В конце письма АРБ делает вывод о недопустимости принятия законопроекта в редакции, одобренной Государственной Думой ФС РФ.

Михаил Иванов