Аудитория газеты «Ведомости» упала на треть
Последняя волна замера аудитории деловых СМИ TNS Gallup выявила резкое падение аудитории "Ведомостей". Согласно последним данным TNS за май-октябрь 2011 г., число читателей в Москве этого делового издания в расчете на один номер снизилось на 37% по сравнению с предыдущим периодом и на 34% по отношению к прошлогоднему уровню.
В настоящее время каждый номер "Ведомостей" в российской столице читают 63 тыс. человек. При этом средняя читательская аудитория каждого номера двух ее основных конкурентов, по расчетам TNS, составила 76 тыс. человек у "РБК daily" и 98,8 тыс. человек у "Коммерсанта". В отличие от "Ведомостей", у обоих зафиксирован рост этого показателя.
Резкое падение аудитории номера "Ведомостей" в Москве TNS начал фиксировать с весны 2011г. - почти в два раза (со 116 тыс. человек до нынешних 63 тыс.). При этом полугодовая читательская аудитория газеты неуклонно снижается с середины 2010г. - с 914,7 тыс. человек за март-июль 2010г. до 707,8 тыс. человек в мае-октябре 2011г.
Президент Sanoma Independent Media Елена Мясникова заявила "РБК daily", что издательский дом удивлен результатами исследования. "Мы не знаем, с чем может быть связано падение аудитории, и поинтересовались этим у TNS. Ждем ответа", - прокомментировала она данные о сокращении аудитории "Ведомостей". В самом TNS не смогли объяснить полученные ими результаты. Там отметили, что будут следить за развитием ситуации, пообещав представить свои умозаключения по итогам следующей волны исследования.
Вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов считает, что падение аудитории "Ведомостей" вписывается в общий тренд падения аудиторий международных СМИ. "Это происходит потому, что часть аудитории целого ряда изданий переходит с бумаги на другие носители. Так, у "Ведомостей" очень большая часть аудитории - это пользователи iPad. Технологий для учета этой аудитории пока не придумано, поэтому цифры могут несколько не соответствовать реальности", - говорит В.Гатов.
Однако в этом случае аналогичная динамика бегства читателей должна быть и у "Коммерсанта", который не только поддерживает сайт с бесплатным номером бумажной газеты, но и второй год развивает приложения под IOS и Android. Не менялись данные и по интернет-аудитории. В октябре (последний полный месяц измерений в четвертой волне Gallup) в будни на сайт "Ведомостей" в среднем заходили 173,4 тыс. пользователей (здесь и далее данные TNS), у "Коммерсанта" - 140,4 тыс., у "РБК daily" - 192,7 тыс. Всплеска посещаемости сайта "Ведомостей" на десятки тысяч пользователей счетчики Рунета не зафиксировали.
Не исключено, что TNS Gallup могла понизить оценку аудитории "Ведомостей" (по выборке и географии) после скандала с расхождением декларируемых на таможне и реальных тиражей глянцевых журналов, включая, продукты ИД Sanoma Independent Media. В феврале Национальная тиражная комиссия по запросу компании Mercury проверила реальные тиражи, выявив завышение у глянцевых изданий, в том числе и у издаваемого им Cosmopolitan Beauty на 25%.
Один из учредителей издания - Wall Street Journal - принадлежит компании Руперта Мердока News Corp. Читатели деловой прессы уже полгода следят за разоблачением практики работы журналистов его медиахолдинга. Подконтрольное дочерней компании News International издание News of the World (уже закрыто, несмотря на 168-летнюю историю) обвиняется в незаконной прослушке, подкупе полиции и ненадлежащем поведении. Выяснилось, что на протяжении многих лет журналисты News of the World не гнушались прослушивать телефоны членов королевской семьи, звезд спорта и шоу-бизнеса, а также членов семей погибших в Афганистане солдат и других британцев, потерявших своих близких в результате резонансных преступлений. Такие новости могли отразиться на интересе читателей к "Ведомостям", которые традиционно следят за всеми главными новостями из-за рубежа.