Ernst & Young: Глобальные телеком-операторы рискует потерять доверие инвесторов, если кардинально не изменят показатели эффективности
В подготовленном «Эрнст энд Янг» новом отчёте Metrics transformation in telecommunications (трансформация показателей эффективности в телекоммуникационной отрасли), выход которого совпал с проведением Всемирного конгресса мобильной связи (World Mobile Congress), указывается на то, что стремительная трансформация природы телекоммуникационной отрасли обусловила необходимость существенного изменения порядка измерения и отражения в отчётности операторами показателей операционной и финансовой эффективности. Используемые в настоящее время показатели отстают от развития новых бизнес-моделей – от операторов требуется приведение информационных активов и отчётности в соответствие со средой, в которой они предлагают всё больше услуг, основных на хранении и обработке данных.
Джонатан Дхармапалан, руководитель Международного центра «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг компаниям отрасли связи, отметил: «Поскольку коэффициент проникновения традиционных рынков сейчас гипервысокий, чистое увеличение количества абонентов и проникновение в новые сегменты за счёт предоставления традиционных услуг более не являются основными инвестиционными факторами для операторов телекоммуникационной связи. Понимая необходимость дальнейшего развития инфраструктуры, акционеры и аналитики ищут новые источники роста, однако институциональные инвесторы продолжают весьма по-разному смотреть на этот сектор, что отражает их неуверенность в сбалансированности затрат и полезного эффекта от новых возможностей роста, связанных с хранением и обработкой данных».
Несмотря на рост спроса на новые услуги, связанные с хранением и обработкой данных, многие операторы продолжают руководствоваться консервативными принципами при выборе объектов капиталовложений. Ввиду представления об ограниченном потенциале роста акции телекоммуникационных компаний характеризуются как оборонительные инструменты, обеспечивающие сильные денежные потоки. Сейчас, однако, даже такое представление подвергается сомнению после сокращения дивидендов, объявленных ведущими игроками.
Сравнение доходности акций крупнейших телекоммуникационных компаний за предыдущие пять лет показывает, что их оборонительные (консервативные) характеристики сменились в 2012 г. низкой доходностью. В целом показатели отраслевой эффективности были эластичными, однако восхищения в указанный период не вызвали. Всего лишь 11% респондентов назвали телекоммуникационную отрасль наиболее привлекательной для инвестиций по сравнению с 20%, назвавших наукоёмкие технологии, 26% – нефтегазовую промышленность, 27% – производство потребительских товаров. Такие данные приведены в отчёте о проведённом «Эрнст энд Янг» исследовании Institutional investors Survey 2013 (исследование институциональных инвесторов, 2013 г.).
Джонатан Дхармапалан поясняет: «Необходимо, чтобы показатели эффективности учитывали освоение новых услуг, а также предоставляли сгруппированную по категориям информацию о рентабельности услуг по обработке и хранению данных. Так, например, обслуживание смартфонов оказалось своеобразной палкой о двух концах, имея в виду влияние скидок на маржу».
«Вместе с этим, для донесения социально-экономических преимуществ новой инфраструктуры потребуются новые виды показателей охвата и проникновения. В конечном итоге новые показатели эффективности способны существенно помочь инвесторам в оценке сектора и трансформаций, которые будут происходить в будущем», - отметил он.
Широко применяемые в отрасли показатели эффективности, такие как чистые приросты и средняя выручка в расчёте на абонента (ARPU), сейчас уже не достаточны для обоснования инвестиций перед правлением и инвесторами. От операторов телекоммуникационной связи теперь требуется доказательство эффективности бизнес-модели, устойчивого экономического роста в предыдущие периоды и выполнимого плана мероприятий, обеспечивающего надёжную рентабельность.
Кроме того, поскольку многие новые подключения являются сейчас результатом использования абонентом нескольких SIM-карт, подключения предприятий, автомобилей (machine-to-machine) к сетям мобильной связи, происходит размытие понятие чистого прироста. Указанные новые виды подключений имеют весьма отличную структуру выучки и маржи по сравнению с традиционной абонентской базой.
Адриан Башнонга, ведущий аналитик Международного центра «Эрнст энд Янг» по оказанию услуг компаниям отрасли связи, считает, что в будущем успех компании будет определяться способностью продать новые более дорогие услуги имеющимся клиентам в частном и корпоративном секторах. «Операторы проводной связи уже успешно используют такие показатели, как генерирующие выручку единицы (RGU) в расчёте на абонента – операторам приходится искать новые способы информирования о выгоде расширения портфеля услуг», - добавляет он.
В области финансовых показателей оператором следует задуматься о том, чтобы использовать в качестве основных показателей не только EBITDA (доход до уплаты процентов, налога на прибыль и начисления амортизации). Основной доход не учитывает сделанные капиталовложения, что вызывает большую озабоченность инвесторов в процессе рассмотрения ими вопросов совершенствования инфраструктуры для удовлетворения нового спроса, предусмотренного сценариями развития.
Такие показатели, как доход на задействованный капитал (ROCE) и доход на инвестированный капитал (ROIC) становятся важными инструментами по оценке эффективности. Кроме того, совершенствованию оценки предлагаемых операторами новых услуг способствовало бы расширение сферы финансовых показателей сверх маржи EBITDA, в течение многих лет являвшейся основным показателем финансовой отчётности.
Операторы уже начали движение к внедрению новых отраслевых показателей эффективности: примером является ARPA (средняя выручка в расчёте на учётную запись (номинальный счёт)) в США. Большое значение приобретает выработка единого отраслевого подхода к внедрению новых показателей: операторам при этом необходимо обеспечить преемственность сбора новых данных в рамках систем и процессов.
Джонатан Дхармапалан подводит итог: «Планируя миграцию к новым показателям, операторам следует помнить о целом ряде важных моментов. К их числу относится оценка показателей, которые будут использоваться для информирования о рентабельности во время уменьшения маржинальности, а также внутренних вызовов, связанных с обеспечением сбора надёжных и сопоставимых данных. Повышение качества внутренних показателей позволит с большей уверенностью информировать о рентабельности внешние заинтересованные стороны».