ФЦП "Электронная Россия": определены исполнители двух проектов
Компания Cognitive Technologies и институт системного анализа (ИСА) РАН объявляют об очередных победах в двух конкурсах ФЦП «Электронная Россия» - лота № 15 по «Созданию межгосударственного информационно-маркетингового центра государств-участников СНГ (МИМЦ)» и лота № 33 по «Разработке системы информационной поддержки процесса предупреждения и предотвращения последствий стихийных бедствий и террористических проявлений МЧС РФ». Эти проекты являются продолжением работ, которые ИСА РАН и Cognitive Technologies в рамках ФЦП «Электронная Россия» проводили в прошлом году.Межгосударственный информационно-маркетинговый центр (МИМЦ) государств-участников СНГ создается по решению экономического совета государств-участников СНГ в целях широкого использования механизмов электронной торговли как инструмента внешнеэкономического сотрудничества между участниками рынка стран Содружества. Реализация данного проекта позволит обеспечить общую координацию торгово-экономической деятельности участников рынка СНГ, будет способствовать продвижению товаров и услуг предприятий СНГ, облегчит информационный обмен между производителями и потребителями товаров и услуг.
В частности, сеть информационно-маркетинговых центров государств-участников СНГ является базисом электронной торговли и предназначена для взаимоувязанной информационно-маркетинговой и консалтинговой деятельности государств-участников СНГ, координируемой работой межгосударственного информационно-маркетингового центра для согласования информационно-маркетинговой и консалтинговой деятельности на территории государств-участников СНГ.
Общий план проекта подразумевает создание в каждом государстве содружества национального информационно-маркетингового центра (НИМЦ), которые будут интегрированы в единую информационную инфраструктуру. Управление межгосударственной инфраструктурой ИМЦ будет осуществлять МИМЦ. Задачей МИМЦ будет также ведение сводных реестров предприятий СНГ и выпускаемой ими продукции, законодательный консалтинг, разработка нормативов и стандартов ведения электронного бизнеса в рамках ИМЦ, документационная и языковая поддержка.
В течение прошлого года был разработан макет программно-аппаратного комплекса МИМЦ СНГ и успешно проведена тестовая эксплуатация его работы на базе ФГУП НИИ «Восход». В ходе реализации проекта ИСА РАН и Cognitive Technologies удалось решить ряд программно-технологических задач. В частности, это касается проблемы межязыковой коммуникации.
В системе МИМЦ используется мультилингвистический переводчик, который обеспечит автоматический перевод любой поступающей в систему информации на национальные языки стран – участников проекта. Также в МИМЦ используется специальная технология синхронизации классификаторов товаров и услуг, которая позволяет использовать национальные классификаторы России, Украины и республики Беларусь в единой системе поиска и манипуляции информацией, понятной для всех участников торговых операций. Различие национальных классификаторов является серьезной проблемой, препятствующей широкому использованию систем электронной торговли на межгосударственном уровне, особенно в секторе госзакупок. Технология, используемая в МИМЦ, позволяет соотносить товарные группы национальных классификаторов разных стран и осуществлять поиск товаров в различных системах классификации.
В этом году планируется провести интеграцию МИМЦ с национальными ИМЦ России, Украины и республики Беларусь, создав единую информационною инфраструктуру ИМЦ. Позднее в межгосударственную инфраструктуру ИМЦ будут интегрированы национальные ИМЦ других государств-участников СНГ.
На данный момент годовой объем товарооборота между Россией и Украиной составляет 25 млрд долл. США, а между Россией и республикой Беларусь – 19 млрд долл. США. Предполагается, что в течение 2 лет с момента запуска в промышленную эксплуатацию межгосударственной инфраструктуры ИМЦ до 30% внешнеторговых сделок между странами, участвующими в проекте, будет заключаться посредством механизмов электронной торговли, и общий объем превысит 15 млрд долл. США.
Одновременно, система поддержки принятия решений в процессе предупреждения и предотвращения последствий стихийных бедствий и террористических проявлений разрабатывается в целях совершенствования работы подразделений МЧС, повышения оперативности и эффективности их действий по устранению последствий чрезвычайных происшествий.
Сегодня отмечается резкий рост числа чрезвычайных происшествий, вызванных изношенностью промышленного оборудования и производственной инфраструктуры. Практика показывает, что наибольшее число человеческих жертв возникает в первые 6 часов после возникновения кризисной ситуации, поэтому оперативность действий спасателей имеет критическое значение.
Внедрение системы должно помочь в решении существующих проблем за счет регламентации и контроля действий сотрудников МЧС. В задачу системы входит информирование о чрезвычайном происшествии, определение его характера, выдача типового плана действий при возникновении данного вида кризисной ситуации, контроль за выполнением плана действий и последующий анализ действий.
На этапе проекта прошлого года был разработан макет системы и установлен для тестовой эксплуатации в 151-м центре управления кризисными ситуациями (ЦУКС), который является центральным и управляет работой других региональных и территориальных ЦУКСов. В текущем году система прошла процесс тестирования (около 8 месяцев). В ходе учебного моделирования кризисных ситуаций использование системы позволяло повысить оперативность действий подразделений МЧС более, чем на 20%.
В настоящее время идет процесс запуска системы в промышленную эксплуатацию. Также начат процесс разработки типового программного комплекса системы для последующего тиражного внедрения ее в 6 региональных и 88 территориальных ЦУКСов с одновременной интеграцией в единую информационную инфраструктуру.