Марсианский разведчик выходит на расчетную орбиту
Космический аппарат Mars Reconnaissance Orbiter (NASA) приступил к ответственному этапу перехода на расчетную орбиту. Спустя три недели после успешного выхода на стационарную орбиту вокруг Красной планеты, MRO начал осуществлять аэродинамическое торможение, которое происходит в результате взаимодействия аппарата с разреженным верхним слоем марсианской атмосферы. Результатом этого маневра должно стать изменение эллиптической 35-часовой орбиты на близкую к круговой, 2-часовую орбиту, необходимую для детальных научных наблюдений.Начиная с 10 марта 2006 года, аппарат, вращаясь по сильно вытянутой орбите, приближался приблизительно на 426 км к поверхности Марса и затем удалялся на 43 тыс. км. При подготовке к аэродинамическому торможению, команда управления полетом из Лаборатории реактивного движения (JPL) проверила работоспособность нескольких приборов, получила первые изображения Марса с борта аппарата и испытала в действии Марсианский климатический зонд (Mars Climate Sounder, MCS), который должен оперативно отслеживать такие параметры атмосферы, как количество пыли, концентрацию водяных паров и температуру, сообщает SpaceDaily.
«Мы еще не достаточно низко, чтобы коснуться атмосферы Марса, но мы планируем достичь ее на следующей неделе», говорит доктор Дэниел Кабичек (Daniel Kubitschek), заместитель начальника фазы аэродинамического торможения.
Эта фаза включает в себя приблизительно 550 «погружений» в атмосферу, каждое из которых рассчитано на определенный тормозящий момент. Сначала паузы между погружениями будут более 30 часов, но к августу аппарат будет тормозиться четыре раза в день.
«Мы должны быть уверены, что аппарат не перегреется
Бортовые акселерометры при проходе через атмосферу передадут информацию о восходящих потоках, вызванных нагреванием корпуса аппарата. Марсианский климатический зонд (MCS) также имеет возможность контролировать изменения температуры, которая зависит от плотности атмосферы.
Инфракрасные камеры на двух других орбитальных аппаратах Марса будут главными источниками информации для команды навигаторов и инженеров, круглосуточно следящих за ходом аэродинамического торможения. «Существует определенный риск каждый раз, когда мы входим в атмосферу, и аппараты Mars Global Surveyor и Mars Odyssey с их ежедневным глобальным обзором помогут нам следить за изменениями в атмосфере и сводить этот риск к минимуму», говорит Джим Граф (Jim Graf) из JPL, менеджер проектов MRO.
Использование аэродинамического торможения для выведения аппарата на расчетную орбиту позволяет существенно сэкономить топливо. «Освободив корабль от лишнего горючего, мы смогли взять на борт больше полезного научного оборудования», сказал
Выйдя на запланированную орбиту, MRO, как ожидается, передаст больше информации о Красной планете, чем все предыдущие марсианские зонды. Данные помогут исследователям объяснить происходящие на планете изменения. Детальное изучение поверхности даст возможность выбрать наилучшие участки для приземления в будущих экспедициях. После того, как его основная научная программа будет выполнена, MRO может быть использован в качестве высокоскоростного ретранслятора.