Онлайн-шопинг и электронные платежи в России вышли за границы мегаполисов
Компании PayPal и Data Insight представили отчёт о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределами больших городов. Исследование показывает, что c точки зрения адаптации интернет-технологий жизнь в малых городах активизируется. Так, по итогам 2014 г. 40% новых интернет-пользователей в стране — это люди из малых городов, поселков и сельских населённых пунктов, сообщили CNews в PayPal.
«Данное исследование развеяло множество популярных мифов о жизни в провинции. В частности, было опровергнуто представление о том, что жители небольших городов предпочитают пользоваться исключительно наличными и не имеют опыта совершения покупок с помощью мобильных устройств», — говорится в отчете.
Исследование подтвердило, что банковские услуги уже прочно вошли в жизнь россиян: у 88% опрошенных пользователей интернета из малых городов есть используемые банковские карты; часто карт несколько, и они выпущены разными банками. При этом, согласно полученным результатам, жители небольших российских городов имеют ограниченный доступ к традиционным банковским услугам: у каждого пятого опрошенного нет банкомата своего банка в шаговой доступности (менее 1 км); у каждого десятого респондента расстояние до ближайшего банкомата своего банка составляет более 10 км.
Тем не менее, проживающие в таких населенных пунктах посещают банковские офисы примерно с той же частотой, что и в мегаполисах — как минимум дважды в месяц (и примерно 6 раз в месяц пользуются банкоматами).
Сложности с оффлайн-доступом к традиционным финансовым инструментам побуждают жителей небольших городов к использованию новых способов оплаты товаров и услуг. Многие россияне активно интересуются электронными платежами и возможностями мобильных финансовых решений, отметили в PayPal.
Так, каждый четвёртый опрошенный хотя бы раз покупал билеты на самолёт или поезд через интернет. 58% нынешних пользователей онлайн-платежей впервые опробовали данный сервис в последние три года. 40% опрошенных пользователей смартфонов установили на гаджеты приложения своих банков.
В 2015 г. доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжает расти. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг.
«В России мы наблюдаем почти уникальную ситуацию — здесь продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров, — отметил Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Россия. — Данные нашего исследования показывают, что жители даже самого небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить онлайн где угодно и когда угодно. Как мы видим, обычно человек начинает с онлайн-пополнения счета мобильного телефона или оплаты интернета, коммунальных услуг, затем билетов на поезд или более доступной одежды. Потом выясняется, что в Сети — выбор намного больше, чем в любых местных магазинах, и в России появляется еще один активный онлайн-покупатель. Это стало очень серьезным трендом, который только укрепляется за счет доступности простых, быстрых и безопасных способов оплаты в Сети».
По информации PayPal, исследование основано на общероссийском онлайн-опросе (с использованием access-панели TNS), проведенном в период с 24 февраля по 5 марта 2015 г. Объем выборки — 4 тыс. пользователей интернета в возрасте от 18 до 64 лет, в том числе 1055 жителей малых городов (до 100 тыс. человек), поселков и сельских населенных пунктов. Опрос проводился по квотной выборке с квотами по полу, возрасту и макрорегиону. Результаты опроса были дополнительно перевзвешены с учетом таких параметров, как стаж использования интернета и посещение или непосещение ключевых сайтов, связанных с онлайн-покупками и онлайн-платежами (факт посещения сайта фиксировался техническими средствами TNS).