Процесс обучения ускоряют аудиовизуальные стимулы
Исследователи из Бостонского и Калифорнийского (Лос-Анджелес) университетов обнаружили, что сочетание зрительных и звуковых стимулов помогает человеку лучше справляться с простыми «зрительными» задачами, сообщает Sciencedaily.По словами руководителя исследования Аарона Зейтца (Aaron Seitz), традиционно ученые-нейрологи считают, что пять наших чувств работают практически независимо друг от друга. Однако новое исследование показало, что использование аудиовизуальных стимулов приводит к более быстрому решению таких задач, как, например, регистрация характера движения, поиск различий между сходными объектами или поиск изображений замаскированных предметов. Иными словами, полисенсорные программы обучения могут быть более эффективны для людей, обучающихся новым навыкам.
Используя специальные компьютерные программы, ученые оценили, насколько точность зрительного восприятия у группы испытуемых. Добровольцы пытались выделить на экране движение когерентных точек. Одна группа испытуемых видела только точки, а вторая, кроме того, слышала звук, источник которого передвигался «вместе» с точками.
Испытуемым показывали серию экранов, каждый примерно в течение полсекунды. На половине экранов точки двигались хаотично. На другой половине экранов несколько точек двигалось в определенном направлении – вправо или влево. Движение этих точек маскировалось хаотическим движением большинства других. Затем испытуемых просили указать, на каких экранах были точки, двигавшиеся когерентно, и в каком направлении они перемещались.
Оказалось, что люди, которые видели движение точек в сопровождении соответствующих звуков, быстрее выделяли когерентные точки и определяли направление их перемещения. Причем, эти индивиды достигали лучших результатов уже через 3 дня после начала экспериментов. А вот испытуемые, обучавшиеся в тишине, не смогли достичь столь впечатляющих результатов даже через 10 дней тренировок.
Считается, что развитие восприятия движения контролируется функциями зрения «низкого порядка», которые формируются и остаются неизменными после прохождения определенного критического периода развития ребенка в течение нескольких первых лет его жизни. Тот факт, что звук может улучшать возможности зрения низкого порядка, явился для ученых сюрпризом. Это означает, что если удастся разработать соответствующую стратегию обучения, можно внести изменения в жесткую программу восприятия зрительной информации взрослыми людьми, сформировавшуюся у них в детстве.
Ожидается, что результаты нового исследования помогут, в конечном счете, разработать эффективные программы полисенсорного обучения взрослых и детей и реабилитации людей с отклонениями сенсорных систем.