Россия занимает 16 место в рейтинге BSA по готовности стран к облачным вычислениям
Согласно данным «Ассоциации производителей программного обеспечения (BSA), Россия заняла 16 место среди 24 стран в новом рейтинге государственного регулирования, влияющего на рост облачных вычислений. Россия опередила в рейтинге Индию, известную высоким уровнем инвестиций в ИТ-сектор, а также динамично развивающиеся рынки Китая и Бразилии. По оценкам экспертов исследовательской группы IDC, объем российского рынка облачных вычислений будет ежегодно расти и достигнет $1,2 млрд уже в 2015 г.
Исследование BSA «Рейтинг готовности стран к облачным вычислениям» (BSA Global Cloud Scorecard) является первым подобным рейтингом по вопросу готовности стран к стимулированию развития глобально-интегрированного рынка облачных вычислений. Рейтинг оценивает законодательные нормы в тех странах, на которые в совокупности приходится 80% мирового рынка информационно-коммуникационных технологий. Рейтинг дает оценку политики этих стран по семи критериям: защита персональных данных, кибербезопасность, киберпреступность, интероперабельность и гармонизация законодательства с международными нормами, свободная торговля, ИТ-инфраструктура.
В пятерку стран с самой развитой политикой в области облачных вычислений вошли Япония, Австралия, Германия, США и Франция. Между развитыми и развивающимися экономиками существует ощутимый разрыв в сфере готовности к переходу к облачным технологиям, отметили в BSA. В Японии, США и ЕС создана фундаментальная правовая база, позволяющая поддерживать рост облачных вычислений, в то время как развивающиеся страны, такие как Китай, Индия и Бразилия, должны провести существенную работу, чтобы интегрироваться в мировой рынок облачных вычислений.
Исследование BSA также показало, что в России сегодня наблюдаются проблемы в обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности в интернете. Страна пока не является членом соглашения ТРИПС, а российское законодательство в сфере защиты авторских прав в интернете имеет ряд пробелов. Кроме того, проникновение широкополосного доступа в России остается на низком уровне. В то же время, нет подробного плана или финансирования развития национальной инфраструктуры широкополосного доступа.
Неожиданным открытием в ходе исследования стало то, что некоторые из успешных стран оградили себя законами и правилами, которые противоречат законодательству других государств. Так, например, предлагаемое Евросоюзом законодательство в области защиты данных может подорвать потенциальное развитие влияния облачных технологий и их влияние на экономику, говорится в сообщении BSA.
В целом, по мнению BSA, тревожным сигналом выглядят препятствующие развитию рынка облачных вычислений во всем мире противоречия, выявленные в ходе исследования в регулировании законодательства в этой сфере в разных странах. Чтобы реализовать весь экономический потенциал «облака», BSA призывает государства к гармонизации своих законодательств для стимулирования свободного перехода информации и данных через национальные границы.
«Преимущества облачных вычислений становятся все более очевидными по мере роста их применения и использования, — отметил президент и генеральный директор BSA Роберт Холлиман. — В условиях глобальной экономики у Вас должна быть возможность получать данные и технологии, необходимые для личного или коммерческого использования с серверов, расположенных в любой точке мира. Но для этого нужны законы и правила, допускающие беспрепятственный переход данных через границы государств. В настоящий момент слишком много стран имеют слишком много разных правил, стоящих на пути торговли цифровыми услугами, в которых мы действительно нуждаемся».
По итогам исследования «Рейтинг готовности стран к облачным вычислениям» BSA предложила государствам всего мира 7 шагов по расширению экономических возможностей м облачными вычислениями: защита конфиденциальности пользователей при одновременном обеспечении свободного потока информации и электронной коммерции; содействие передовой практике кибербезопасности без требования использовать конкретные технологии; организация эффективного правоприменения против киберпреступников; обеспечение надежной защиты и эффективного правоприменения в случае нарушения правил использования облачных технологий; поощрение открытости и взаимодействия между провайдерами облачных технологий и решениями; содействие свободной торговле за счет снижения барьеров и ликвидации преференций для конкретных продуктов или компаний; стимулирование частного сектора к инвестированию в инфраструктуру широкополосной связи, а также содействие обеспечению всеобщего доступа к ней среди граждан.