Рынок ИТ-аутсорсинга перешел в стадию активного развития
Рынок ИТ-аутсорсинга, по оценкам аналитиков, растет в мире ежегодно на 2–3%, в России темпы роста выше – до 15% в год. Крупный бизнес обращает внимание на развивающиеся страны, куда переводятся и производства, и ИТ-инфраструктуры. Впрочем, далеко не только ради экономии делаются все эти преобразования. Что еще происходит в области ИТ-аутсорсинга, обсуждалось 10 октября этого года в рамках конференции «ИТ аутсорсинг 2013», проведенной CNews Conferences и CNews Analytics.
Развитие ИТ-аутсорсинга плотно связано с основными направлениями развития ИТ на мировом и российском рынке. С 2007 г., по оценкам IDC, заметна тенденция увеличения спроса на ИТ-услуги и ПО. Соответственно, снижается спрос на оборудование, что, в общем-то, понятно – все больше распространяется серверная виртуализация. Это отражается и на аутсорсинге. Компании все чаще ищут более дешевые схемы аренды услуг, облачных сервисов, зачастую заменяющих традиционные продукты. Около трети крупных российских компаний, по данным MarketVisio и Orange Business Services, отдают такие функции, как поддержку первой линии, хотлайн и др. на аутсорсинг.
В целом, российский ИТ-аутсорсинг идет по тому же пути, что и западный бизнес 10–15-тилетней давности. При этом все еще наблюдается низкий уровень «деловой ИТ-культуры» – наличие целого ряда недобросовестных исполнителей негативно влияет на развитие рынка. Тем не менее, прошлый год стал переломным. Современные информационные технологии стали слишком сложны, чтобы каждая, даже очень крупная компания сумела разобраться во всех тонкостях. В результате спрос резко увеличился.
Марина Аншина, председатель комитета по стандартам Российского союза ИТ-директоров, отметила, что современные «облака», хотя и позволяют избавиться от части «головной боли» в области поддержания ИТ-инфраструктуры (IaaS – от сетей, систем хранения, серверов, PaaS – еще и от данных, интеграционного слоя, программных платформ, а SaaS – от пользовательского ПО), снижают степень управляемости ИТ-ресурсами. На вопросы, которые были обозначены в выступлении Марины Аншиной – можно ли управлять тем, что компании не принадлежит и чем обеспечен SLA различных уровней в ИТ-аутсорсинге – попытались дать на своем примере ответы ИТ-руководители самых разных компаний. Несмотря на тезис «отдавать на аутсорсинг то, что неважно», КБ «Монолит» небезуспешно передал на внешнее обслуживание святая святых своего бизнеса – автоматизированную банковскую систему.
Но есть и обратные примеры: Иван Михайлов, заместитель директора по ИТ, «Соллерс», отметил, что его автомобилестроительная компания была вынуждена оказаться от аутсорсинга. «Соллерс» пошел по тому же пути, что и многие организации ТЭК. В 2013 г. ИТ были выведены в отдельную компанию PROF-IT Group, по сути инсорсинг с одним небольшим «но» – вновь образованная компания на базе имеющейся ИТ-инфраструктуры оказывает ИТ-услуги не только материнской компании.
Участники конференции подметили, что далеко не все ИТ-аутсорсеры обладают должными навыками и способны своими силами реализовывать комплексные проекты. Дело тут в отсутствии квалифицированных кадров в регионах (каждый толковый специалист движется в сторону Москвы или на Запад), не в очень большом охвате территории аутсорсерами, из-за чего нередки случаи невыполнения SLA в рамках договоров (не успели доставить в срок оборудование, комплектующие). Потому российский рынок ИТ-аутсорсинга находится в «начале пути».