Разделы

Бизнес Цифровизация Внедрения

Software AG & IDS Scheer сравнила зрелость процессного управления в московских и питерских компаниях

Компания Software AG & IDS Scheer представила результаты аналитического исследования московского и северо-западного рынков BPM по результатам 2010 и 2011 гг. Как показало исследование, Питер лидирует по числу компаний, уже завершивших описание своих бизнес-процессов — 7% против 2% (в Москве). И на сегодняшний день в северной столице есть несколько лидеров, уже много лет работающих над внедрением BPM, отметили в Software AG & IDS Scheer. Но в целом питерские компании отстают: всего 26% ведут масштабное описание процессов (против 45% в Москве), 15% этим не занимаются вовсе (против 10% в Москве).

На вопрос «Есть ли в вашей компании подразделение, отвечающее за описание, анализ и оптимизацию процессов?» положительно ответили 53% питерских компаний против 59% московских. О том, что такое подразделение планируется создать, заявили 16% питерских компаний (18% компаний в Москве). При этом отсутствует подразделение в 28% питерских компаний (20% московских). Таким образом, методологическое и организационное отставание питерских компаний очевидно, но оно совсем не критичное, все может быстро измениться, полагают в Software AG & IDS Scheer.

Положительный эффект от внедрения процессного управления почувствовали 25% питерских компаний против 17% московских компаний. Ощутили эффект, но не полностью, 49% питерских компаний (59% компаний в Москве). В том, что внедрение процессного управления не дало никакого эффекта, признались 26% питерских компаний (24% московских).

Один из способов оценки компаний с точки зрения уровня внедрения процессного управления — оценка их процессной зрелости. Результаты опроса на питерской конференции показали, что зрелость процессного управления в местных компаниях скромнее — большинство из них находится на первом и втором уровне зрелости. Так, понимание того, что процессный подход служит средством повышения эффективности деятельности, есть у 39% питерских компаний против 32% московских, знание же отдельных процессов (ведётся их периодическая оптимизация) — у 36% компаний (питерских и московских); данная тема не обсуждается в 13% компаний (питерских и московских); внутрипроцессная автоматизация и контроль ведутся в 8% питерских и в 13% московских компаний, тогда как межпроцессная автоматизация и контроль — в 3% питерских и 4% московских компаний; при этом адаптивная структура бизнеса (непрерывное совершенствование) создана лишь в 1% питерских и 3% московских компаний.

Бизнес-анализ и контроллинг процессов (процессная аналитика) — довольно бурно развивающиеся области корпоративной деятельности, отметили в Software AG & IDS Scheer. Питерские компании этим активно занимаются, но в качестве инструментальной платформы для процессного контроллинга используют, в основном, собственные разработки (42% компаний) и электронные таблицы MS Excel (40% компаний). Это значит, что рынок специализированных приложений Process Intelligence и Business Intelligence в Северо-западном регионе имеет большой потенциал. В московских же компаниях контроллинг бизнес-процессов зачастую вовсе отсутствует (в 40% компаний и только в 26% питерских компаний). Основной же платформой, на базе которой в московских компаниях чаще всего организован процессный контроллинг, выступают электронные таблицы MS Excel (в 39% компаний). Собственные разработки для этих целей используют 28% московских компаний.

Разница в приоритезации бизнес-процессов между Питером и Москвой оказалась весьма существенной. Например, процесс продаж в питерских компаниях, а также маркетинг вдвое важнее. Высокий приоритет у процесса производства и разработки новых продуктов и услуг связан, видимо, с высокой концентрацией машиностроительных предприятий в регионе. Процессы стратегического планирования, закупок, логистики и ТОРО, в отличие от Москвы, не в фокусе внимания. Единственный бизнес-процесс, где ответы представителей двух городов совпали — это процесс планирования и бюджетирования. В случае оптимизации процессов он первым попадет под оптимизацию.

Примечательно, что приоритеты питерских и московских компаний в области процессного управления практически одинаковы. Так, наиболее приоритетными задачами в этой области и для Питера, и для Москвы являются: автоматизация бизнес-процессов (ERP, BPMS, СЭД, другие системы); описание бизнес-процессов; совершенствование и реинжиниринг бизнес-процессов. Также важными задачами считаются: внедрение процессного управления на уровне всей компании (для московских компаний — в меньшей степени); регламентация бизнес-процессов (для питерских компаний — в меньшей степени); внедрение интегрированных систем менеджмента (питерские компании заинтересованы в большей степени); контроллинг бизнес-процессов (интерес выше у московских компаний).

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

А вот инвестиционные деньги, как показало исследование, Москва и Питер тратят по-разному. В фокусе внимания московских компаний внедрение ERP и BI, а также описание и анализ бизнес-процессов. Руководители питерских компаний более прагматичны и инвестируют деньги в оптимизацию затрат, логистики, а также в управление рисками и ИТ-архитектурой. Это можно считать региональным трендом, отметили в Software AG & IDS Scheer.

Что касается применения сервис-ориентированной архитектуры (Service-Oriented Architecture, SOA), то Москва от Питера ничем не отличается. Так, на вопрос «Используется ли в вашей компании концепция SOA?» утвердительный ответ дали лишь в 9% компаний (питерских и московских), отрицательный ответ — в 83% питерских и 82% московских компаний, при этом планируется начать построение SOA в течение ближайшего года в 8% питерских компаний и 9% московских.

В то же время, по инструментам и способам интеграции приложений и систем Питер отстает от Москвы как по объему задач, так и по применению современных интеграционных платформ (ESB) почти вдвое. Как пояснили в Software AG & IDS Scheer, это отражение в целом невысокого уровня информатизации питерских компаний и массового использования ими самописных разработок. Так, в Питере разнородные ИТ-приложения интегрируются: по схеме «точка-точка» — в 44% компаний (в 54% компаний в Москве); никак — в 37% компаний (лишь в 17% компаний в Москве); с помощью интеграционной шины — в 9% компаний (в 21% компаний в Москве); планируется внедрение шины ESB в течение ближайшего года в 10% компаний (в 8% компаний в Москве).

Отметим, что исследование северо-западного рынка BPM проводилось в марте 2011 г. в форме опроса участников выездной конференции в Санкт-Петербурге «Эффект бабочки, или Совершенство бизнес-процессов». Всего было проанализировано более 150 анкет, заполненных специалистами в области управления бизнес-процессами и ИТ-специалистами компаний северо-западного региона. База же московского исследования составила более 250 анкет. «Полная версия исследования».

Татьяна Короткова