В Москве состоялся SAS Forum Russia 2012: итоги
12 октября в Москве состоялся седьмой ежегодный SAS Forum Russia 2012. Мероприятие, проведенное компанией «SAS Россия/СНГ», собрало 500 делегатов и представителей средств массовой информации. Как показал форум, в текущем году фокус бизнес-сообщества переместился в сторону управления рисками и борьбы с мошенничеством. Сегодня интерес к таким задачам проявляют не только компании финансового сектора, но и нефтегазовые, энергетические, телекоммуникационные, транспортные компании, а также государственные институты.
Ключевой темой SAS Forum Russia 2012 стало управление рисками, противодействие мошенничеству и сокращение неоправданных потерь в разных отраслях экономики. Для эффективного решения этих задач компаниям и государственным учреждениям по всему миру необходимо использовать современные инструменты углубленной аналитики — эту мысль развил в своем выступлении на пленарном заседании форума Михаил Хазин, известный экономист, публицист и консультант. Как он заявил, «сколько бы ни замалчивались реальные проблемы, мировая экономика находится в затяжном кризисе, что кризис этот не является циклическим и принципиально отличается от всех предыдущих». Свое выступление он подытожил словами о том, что в сложившихся условиях неопределенности и нестабильности компаниям необходимы технологии бизнес-анализа, которые бы позволили грамотно взвешивать риски и действовать очень осмотрительно.
О развитии «SAS Россия/СНГ» за прошедший год и основных тенденциях в бизнес-аналитике рассказал Валерий Панкратов, генеральный директор «SAS Россия/СНГ». Он сообщил, что за прошедший год открыты новые направления работы — с топливно-энергетическим и государственным секторами, а численность сотрудников российского и украинского офисов SAS достигла 100 человек. Что касается тенденций в бизнес-аналитике, то наибольший рост интереса наблюдается к системам управления рисками, хотя по-прежнему актуальными остаются инструменты аналитического CRM.
С докладом о тенденциях в бизнес-аналитике на пленарном заседании выступил также Эдвин Ван дер Удераа (Edwin Van der Ouderaa), управляющий директор аналитического направления финансовой практики компании Accenture. Особое внимание он уделил тенденциям в риск-менеджменте.
Основные идеи, проекты и новости, объявленные на форуме, были также представлены на пресс-конференции. Вторая половина форума была посвящена обсуждению возможностей новых аналитических решений и обмену практическим опытом российских и зарубежных компаний по использованию средств бизнес-аналитики. В рамках SAS Forum Russia 2012 работало 6 отраслевых и тематических секций, включая специализированную демо-зону.
Финансовая отрасль является сегодня основной для «SAS Россия/СНГ», отметил Валерий Панкратов. Поэтому обсуждению задач аналитики в банках и страховых компаниях было посвящено сразу две секции. Самой многочисленной по аудитории стала секция «Банки и страховые компании. Управление рисками». Половина докладов на секции была посвящена различным аспектам управления рисками в контексте «Базель II» и «Базель III». Это отражает актуальность и важность для российских банков задачи перехода на Базельские стандарты.
В рамках секции выступили: Екатерина Юсупова, начальник управления операционных рисков «Сбербанка России», которая рассказала о том, как «Сбербанк» выстраивает систему сбора информации об инцидентах операционного риска; а также Ростислав Дюк, руководитель управления рисков физических лиц в «Первом Украинском Международном Банке» (ПУМБ), с докладом о произошедших изменениях в риск-менеджменте, о роли риск-аппетита и его влиянии на ценообразование банка.
О требованиях «Базель III», которые в России внедряются параллельно с «Базель II», и об их влиянии на ИТ банков рассказал Филипп Майер (Philippe Meyer), руководитель международной практики управления рисками компании Business&Decisions. По его мнению, первейшая задача, которую должны решить банки для управления рисками в соответствии с требованиями «Базель III» — это создание централизованного интеллектуального хранилища данных по рискам, где будет консолидирована информация об уровне рисков, обязательствах, контрагентах и событиях на рынке. Также потребуются мощные системы отчетности, которые позволят с достаточной скоростью и частотой сдавать регулятору отчеты по рискам ликвидности. Внедрение новых индикаторов риска (LCR, NSFR) потребует от банков использования систем для проведения стресс-тестирования и регулярной переоценки рисков ликвидности на основе сценарного анализа.
С большим энтузиазмом был воспринят доклад об интеграции управления рисками и управления финансами, сделанный Мануэлем Нучио (Manuel Nuccio), старшим бизнес-консультантом по управлению рисками SAS Россия/СНГ. Особенно участников секции заинтересовал аспект взаимодействия руководителей департаментов рисков и финансов, а также мировая практика таких проектов в финансовых институтах.
В рамках отраслевой секции «Банки и страховые компании. Целевой маркетинг. Управление финансами» были представлены реализованные проекты и подходы, нацеленные на извлечение финансовыми институтами дополнительной прибыли. Денис Королев, директор по инновациям и технологиям Elixirbank.ru («Бинбанк»), в своем выступлении сделал акцент на преимуществах создания единой аналитической платформы, включающей данные для целей не только клиентской, но и финансовой и рисковой аналитики. О важности интеграции данных и формирования витрин с требуемой информацией на уровне каждого клиента при внедрении аналитического CRM говорил в своем докладе Андрей Оберемок, руководитель управления стратегического анализа и планирования «Ситибанка».
С одним из наиболее обсуждаемых на секции докладов, вызвавших большое количество вопросов, выступил Сергей Исаев, руководитель направления клиентской аналитики «SAS Россия/СНГ». «Клиентские предпочтения изменились. Клиенты стали более разборчивыми, чувствительными к цене. С ними стало сложнее выйти на контакт. Они прислушиваются к мнению других и требуют индивидуального подхода. На деле же возникает ситуация, когда людям приходится выбирать из огромного количества практически одинаковых предложений. Чтобы выделиться из общего информационного шума, банкам нужно выходить к клиентам с персонализированными, уместными и простыми предложениями», — уверен Сергей Исаев. Реализовать такой индивидуальный подход, по его словам, позволяют инструменты глубокого анализа клиентского поведения и средства автоматизированного управления целевыми маркетинговыми кампаниями. При этом, чтобы подход к взаимодействию с клиентами был единым и согласованным, системы исходящих и входящих маркетинговых коммуникаций должны быть интегрированы на основе единого хранилища данных и систем углубленной аналитики.
Наибольший интерес и последующие дискуссии среди участников секции «Телеком. Целевой маркетинг. Управление клиентской базой» вызвали два доклада представителей компании «Мобильные ТелеСистемы» — из России и Украины. Алексей Лавров, начальник отдела сохранения абонентов МТС, рассказал о работе с «большими данными» при реализации программ целевого маркетинга. Выступление руководителя группы развития инструментов аналитического CRM департамента CRM и управления оттоком «МТС Украина» Татьяны Осадчей было посвящено программе лояльности «МТС Бонус» в «МТС Украина» и роли аналитических инструментов в управлении клиентской базой мобильного оператора.
В целом выступления и последующие обсуждения показали, что сейчас в области аналитики в телекоме одними из самых востребованных остаются инструменты аналитического CRM — как для сегментов массового рынка (здесь они уже стали традиционными), так и для корпоративного сегмента, который относительно недавно стал их использовать.
Актуальность бизнес-аналитики для предприятий ключевой отрасли российской экономики подтвердила интенсивная работа специализированной секции по отраслевым аналитическим решениям для ТЭК «Нефтегазовые и энергетические компании. Аналитика. Управление рисками. Прогнозирование».
Большой отклик среди представителей как нефтегазовых, так и энергетических компаний имел доклад Берика Турмаганбетова, директора департамента бюджетирования и экономического анализа казахской нефтедобывающей компании «Разведка Добыча “КазМунайГаз”», об опыте по внедрению и эксплуатации системы раздельного учета доходов, затрат и активов на базе SAS Activity-Based Management. В докладе также был упомянут смежный проект по внедрению системы бюджетирования на основе SAS Financial Management. Присутствующих особенно заинтересовали детали интеграции двух систем и их совместное использование.
О прогнозировании с помощью инструментов SAS различных показателей рынка электроэнергии рассказал Дмитрий Володин, главный эксперт департамента мониторинга рынка НП «Совет рынка». А в выступлении представителя одной крупной генерирующей компании было рассказано об опыте построения аналитического хранилища для решения задач анализа данных и корпоративной отчетности. Последующее обсуждение докладов показало, что решать аналитические задачи, в том числе прогностические и оптимизационные, можно на основе информации из открытых источников, что такой опыт является реализуемым и переносимым.
Также участники секции обсудили, как производственные показатели связаны с ключевыми показателями эффективности (KPI) компании, каким образом бизнес-аналитика помогает контролировать достижение плановых значений и своевременно принимать решения в случае их отклонений. О том, как такого рода проект был реализован в НИАЭП, рассказал заместитель начальника отдела интеграционных решений компании «Неолант» Сергей Сысуев.
В этом году в рамках SAS Forum Russia 2012 впервые и с большим успехом была проведена отдельная отраслевая секция — «Государственный сектор. Отчетность. Предотвращение мошенничества. Текстовая аналитика». Ее ключевыми темами стали противодействие фроду и возможности текстовой аналитики, актуальные для государственных учреждений. Особенностью секции стало большое количество практических примеров использования бизнес-аналитики госорганизациями по всему миру для решения различных задач: повышения собираемости налогов, противодействия злоупотреблениям и противоправным действиям, выявления каналов поставок наркотиков, мониторинга общественного мнения на основе информации из интернета, прогнозирования цен на бензин, построения демографических прогнозов и других.
«На глобальном уровне работа с госсектором является крупнейшим направлением бизнеса SAS. Углубленная и прогнозная аналитика помогает решать задачи, актуальные как для целых стран, так и для отдельных городов — от планирования бюджета и управления транспортом до повышения качества услуг населению и улучшения туристической инфраструктуры. И со стороны российских государственных учреждений мы увидели большой интерес к аналитическим технологиям. Многие из них уже вплотную подошли к решению сложных аналитических задач, связанных с прогнозированием и оптимизацией», — сообщил по итогам работы секции Илья Катчан, директор по работе с государственными компаниями «SAS Россия/СНГ».
Увидеть, как выглядят пользовательские интерфейсы, как работают различные продукты SAS, и задать интересующие вопросы посетители SAS Forum Russia 2012 смогли в демо-зоне «Технологии SAS. Новейшие разработки в области аналитики». Здесь широко были представлены возможности новой линейки высокопроизводительных инструментов SAS High Performance Analytics, позволяющих работать с «большими данными» и неструктурированной информацией.
На стенде учебного центра «SAS Россия/СНГ», также расположенного в демо-зоне, наибольшим спросом пользовалась информация о новом курсе по моделированию кредитных рисков в рамках «Базель II», для проведения которого приглашены британские эксперты в области углубленной аналитики и управления рисками, а также о новых пакетных предложениях по обучению.
В целом форум показал, что управление рисками — это важная задача не только для финансовых институтов, но и для организаций из других отраслей, в том числе госсектора. Что же касается непосредственной работы с инструментами бизнес-аналитики, то неизменно на всех секциях большой интерес делегатов вызывали доклады о возможностях интеграции и совместного использования различных аналитических решений. Это свидетельствует о том, что российские компании заинтересованы во всесторонней модернизации бизнес-процессов, синергетическом эффекте от использования различных систем и совершенствовании процессов совместной работы различных подразделений, заключили в «SAS Россия/СНГ».