В России создано целостное полномасштабное решение для лизинга
«Сбербанк Лизинг» и корпорация Microsoft объявили о завершении проекта автоматизации и создании первого в России целостного полномасштабного решения для лизинга на базе платформы Microsoft Dynamics NAV. Новая система отличается широтой охвата различных функциональных областей и позволяет практически полностью автоматизировать все этапы сделок, включая бухгалтерский и управленческий учеты и управление отношениями с клиентами. Благодаря такой автоматизации, которая полностью консолидирует работу всех подразделений компании на базе единой корпоративной системы, «Сбербанк Лизинг» удалось не только сократить издержки, но и предложить российским заказчикам уникальные лизинговые продукты, говорится в сообщении Microsoft.
«Руководство компании определило автоматизацию как наиболее важную стратегическую задачу для создания стандартизированных продуктов «Фабрики лизинга». Эта сфера бизнеса являлась достаточно новой для российского рынка, и популярные западные программные продукты были не локализованы и мало подходили для ведения управленческого и бухгалтерского учета в России. Поэтому мы начали искать систему для решения своих задач по автоматизации бизнес-процессов, – рассказала Алла Абашина, начальник отдела ИТ, «Сбербанк Лизинг». – Тщательно проанализировав имеющиеся на рынке предложения от компаний Microsoft, SAP, “1C” и ряда других поставщиков, мы остановили свой выбор на Microsoft Dynamics NAV. Возможности этой платформы позволили нам создать первое в России целостное полномасштабное решение для лизинга, которое охватывает все этапы сделки и консолидирует работу всех подразделений компании от курьерской службы до генерального директора на базе единой корпоративной системы».
Внедрение Microsoft Navision было проведено в три этапа. В рамках первого этапа, который занял около 2 лет (2004 – 2006 гг.), был внедрен модуль бухгалтерского учета, модуль управленческого учета, некоторые модули документооборота. Также было автоматизировано сопровождение проектов и внедрен модуль CRM. После окончания первого этапа внедрения в рамках технического задания в компанию «Сбербанк Лизинг» был набран отдел разработчиков, который занимался сопровождением внедренной системы, а также развитием и расширением ее функционала, поскольку помимо роста объемов бизнеса самой компании, постоянно появляются новые схемы лизинга, требующие автоматизации. Кроме того, новые потребности бизнеса (например, создание блока визирования, электронное утверждение проектов и т.д.) также требуют автоматизации.
Третий этап внедрения системы связан с новыми стратегическими целями компании на период с 2010 по 2014 гг. и утвержденным планом автоматизации. На данный момент в «Сбербанк Лизинг» на базе Microsoft Dynamics NAV автоматизированы все процессы бухгалтерского и управленческого учета, debt collection, кадровая модель, создан портал отчетности по МСФО, развивается CRM. Визирование документов, согласование и утверждение проектов, регистрация корреспонденции, работа по резолюциям руководства и т.п. ведутся в электронном виде в Dynamics NAV, что обеспечивает целостность и прозрачность документооборота компании.
В первом квартале 2010 г. запущен в штатную эксплуатацию модуль казначейства, завершена автоматизация программы розничного лизинга, разработаны базовые модули системы риск-менеджмента, проведены мероприятия по оптимизации интерфейса и эргономики NAV для удобства работы сотрудников в системе. К концу второго квартала завершилось внедрение универсального бизнес-навигатора лизинговых сделок по работе с полной продуктовой линейкой и блок задач менеджера, который обеспечит методологическую поддержку работы фронт-офиса.
В целом благодаря новой системе было устранено дублирование при вводе данных и подготовке отчетности. Данные по сделке теперь вводятся один раз менеджером по работе с клиентами, который работает с данным заказчиком. Затем эти данные на разных этапах сделки передаются в различные подразделения компании: бухгалтерию, службу сопровождения и т.д. Следует отметить, что на предварительном этапе сделки при вводе данных система осуществляет порядка 150 проверок.
За счет использования единой платформы компания сократила время на поддержку различных систем и затраты на проекты интеграции, необходимые в случае наличия нескольких систем. На данный момент в компании успешно реализован проект интеграции Microsoft Dynamics NAV с системой «Клиент-Банк». Благодаря этому пришедшие платежи автоматически распознаются системой и разносятся в системе бухгалтерского учета без ручного участия пользователя. Кроме того, сократилось время аудиторских проверок и количество внешних аудиторов компании. Текущие аудиторы компании доверяют системе Microsoft Dynamics NAV, в которой нет возможности умышленного или неумышленного изменения данных вручную.
«В системе автоматизации “Сбербанк Лизинг” на настоящий момент работают около 250 человек в центральном офисе и 26 филиалах компании, и мы видим, что эта система хорошо масштабирована. Мы ожидаем, что с переходом на Microsoft SQL Server 2008 ее возможности масштабирования станут практически безграничными. Даже сейчас, при работе всех филиалов на сервере Dynamics NAV, система справляется с нагрузкой: все филиалы работают с системой централизованно, через VPN, без репликации данных», – отметила Алла Абашина.
Среди дальнейших планов «Сбербанк Лизинг» – продолжение развития системы риск-менеджмента, в том числе создание сводного автоматизированного модуля финансового анализа лизинговой сделки, разработка классификатора и системы оценок портфеля имущества. В перспективе развития компании также предусмотрена реализация системы централизованного андеррайтинга проектов. В качестве развития системы debt collection планируется автоматизировать «Календарь проблемных активов». Дальнейшее развитие получит и CRM компании. Будет модифицирован и расширен блок «Страхование лизинговых сделок». Стратегической задачей определена задача развития MIS (Management Information Systems). На базе блока «Персонал и Зарплата» разрабатывается портал кадровой службы. Также планируется автоматизация блока «Налоговый учет». Дальнейшее развитие получит и программа улучшения интерфейса и эргономики системы. В полном объеме будет создан электронный архив лизинговых сделок. Разрабатываемый справочный портал по работе в системе поможет сотрудникам компании быстрее научиться грамотно работать в корпоративной информационной системе Microsoft Dynamics NAV.