Venus Express будет запущен в среду
9 ноября 2005 года к Венере будет запущен аппарат Venus Express. Старт будет производиться с космодрома Байконур в Казахстане с помощью ракеты Союз-Фрегат. Расположение планет сейчас благоприятно для запуска аппарата, поскольку способствует более быстрому путешествию к Венере. Каждые 19 месяцев Венера приближается к Земле, таким образом, запуск Venus Express сейчас сэкономит расход топлива.По данным ESA, это окно определено датами с 26 октября по 24 ноября 2005 года. Однако если учесть движение Земли вокруг оси, этот период в течение дня очень мал – всего несколько секунд.
Поэтому запуск произойдет в 04:33 Central European Time (CET) (09:33 – время на Байконуре).
Venus Express понадобится всего 155 дней, менее 5 месяцев, чтобы достигнуть Венеры. Исследование планеты начнется в апреле 2006 года.
Ракета, которая выведет на орбиту аппарат, - «Союз Фрегат» является одной из наиболее надежных. Она состоит из трех ступеней с дополнительной ступенью «Фрегат» наверху.
Venus Express будет присоединен к этой ступени. Выведение аппарата на межпланетарную траекторию, которая должна вывести Venus Express к Венере, состоит из трех фаз. Спустя первые 9 минут после старта «Союз» выйдет на первую стадию, которая имеет почти вертикальную траекторию. В ходе первой фазы предполагается поднять аппарат на высоту 190 км после последовательного отделения трех ступеней.
На втором этапе блок «Фрегат- Venus Express», отделенный от «Союза», вылетит на земную орбиту. С помощью двигателя «Фрегата» аппарат в 04:43 CET будет разгоняться. Третья стадия начнется в 05:55 CET, спустя около 1 часа 20 минут после старта и почти полного круга вращения по земной орбите. Над территорией Африки «Фрегат» должен буде дать толчок во второй раз для того, чтобы Venus Express смог покинуть земную орбиту.
После этого «Фрегат» должен высвободить Venus Express. Отделившись от «Фрегата», аппарат «проснется» с помощью запрограммированных команд. Будет активизирована силовая установка и системы температурного контроля. Также произойдет развертывание солнечных батарей и запуск системы ориентации в космосе.
С этого момента аппарат переходит под контроль Европейского космического агентства (ESA).
На начальном этапе работы по координации действий спутника будет происходить на станции New Norcia в Австралии и Kourou во французской Гвиане. Первые сигналы аппарата должен получить центр New Norcia. Это случится спустя 2 часа после запуска. ESOC возьмет управление аппаратом под свой полный контроль. Специалисты будут следить за правильным запуском двух двигателей Venus Express и корректировать траекторию движения после отделения от «Фрегата».
11 ноября функцию управления возьмет на себя новый центр Cebreros в Испании ,оборудованный 35-метровой антенной. Он будет связующим звеном между ESOC и Venus Express.
В течение 155-дневного путешествия Venus Express должен будет преодолеть по направлению к Солнцу 400 млн. км. со средней скоростью 28 км/сек. В это время никакие задачи перед аппаратом не ставятся за исключением текущих заданий по корректировке траектории и т.д.
Самое интересное произойдет 11 апреля 2006 года в конце пути, когда Venus Express попадет на орбиту Венеры. Для того, чтобы это сделать, потребуется значительная энергия, будет задействован главный двигатель, который будет работать в течение 51 минуты.
Если все пройдет успешно, Venus Express зависнет на высоте 250 км над северным полюсом планеты, самое дальнее расстояние от поверхности. После 10-дневного вращения по орбите, аппарат должен снова включить главный двигатель. Потом он будет выведен на эллиптическую орбиту.
Стадия научного изучения начнется 4 июля 2006 года.