Разделы

Цифровизация ИТ в банках

Жители Москвы и Санкт-Петербурга всё больше осваивают средства дистанционной оплаты

Опрос клиентов, проведенный системой «Лидер» в декабре 2011 г. среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, показал, что горожане начинают больше доверять терминалам и электронным средствам оплаты счетов, хотя уровень консерватизма все еще достаточно высок.

Жители мегаполисов все чаще пользуются терминалами самообслуживания и электронными средствами при оплате услуг коммерческих компаний, однако при оплате счетов от государственных учреждений большинство все же предпочитают более традиционные каналы — банковские кассы. Опрос, проведенный системой «Лидер» среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга, включал в себя следующие пункты: оплата услуг мобильных операторов, оплата услуг интернет-провайдеров, оплата иных услуг коммерческих компаний, оплата жилищно-коммунальных услуг и оплата пошлин и штрафов. В исследовании приняли участие более 3 тыс. человек.

Опрос продемонстрировал, что оплачивать счета мобильных операторов большинство предпочитает в пунктах розничных продаж — за них высказалось более 35% опрошенных. Более 27% респондентов используют терминалы самообслуживания. Порядка 19% пополняют баланс своих мобильных посредствам электронных кошельков и через сайты мобильных операторов, приблизительно 16% оплачивают счета в офисе мобильных операторов и только 3% горожан — в банках.

Вносить плату за интернет-услуги горожане предпочитают, в основном, в терминалах — за это высказались более 63% опрошенных. Около 30% их оплачивают при помощи мобильных кошельков, интернет-банкинга и собственных порталов интернет-провайдеров. Чуть более 6% опрошенных высказались за банковские кассы. Оплачивают счета за интернет в офисах самих провайдеров всего порядка 1% респондентов.

Среди каналов оплаты покупок в онлайн-магазинах, а также дистанционных услуг коммерческих компаний (туристические путевки, билеты на развлекательные мероприятия, железнодорожные и авиа-билеты и т.д.) также лидируют терминалы — они оказались предпочтениями более чем 42% жителей обеих столиц. Почти столько же, порядка 36%, выбирают интернет-каналы — мобильные кошельки и интернет-банкинг, а около 10% опрошенных — банковские кассы. Кроме того, 12% респондентов заявили, что не доверяют дистанционными услугами и интернет-магазинами, а расплачиваются за услуги наличными.

Исследование CNews Analytics и «Лаборатории Касперского»: как российские компании защищают свои ИТ-системы в облаке
Облака

В отношении оплаты счетов в пользу государства (жилищно-коммунальных услуг, а также штрафов и пошлин) жители Москвы и Санкт-Петербурга продемонстрировали больший консерватизм. В обоих случаях более 80% опрошенных предпочитают ходить в банки и оплачивать свои счета наличными, из них порядка 77% заявили, что для этого им иногда приходится снимать деньги со своей пластиковой карты в банкомате. За удобство перечислений в пользу государства через терминалы самообслуживания высказалось 9% и 14% респондентов соответственно. Через интернет чаще всего оплачивают жилищно-коммунальные услуги 11% жителей столиц и всего 6% — штрафы и госпошлины.

«Несмотря на активное использование государственными органами новейших информационных технологий, которое мы видим в последние несколько лет, люди по-прежнему с некоторым недоверием относятся к дистанционным каналам проведения платежей в пользу государства, — отметила Ольга Вилкул, председатель совета директоров НКО «Лидер». — В то же время, если каких-то три года назад возможность оплаты услуг, скажем, российских коммерческих компаний через интернет многим казалась фантастической, сейчас в некоторых сегментах этот канал уже вплотную приблизился к лидирующим позициям. Сегодня даже некоторые провайдеры интернет-услуг отказываются от приема платежей от своих клиентов в офисах наличными. Мы давно наблюдаем за изменением приоритетов горожан по каналам оплаты различного рода услуг, и динамика изменения предпочтений — явно в пользу электронных средств».

Татьяна Короткова