Минкомсвязи готово запустить проект для граждан, на год задержанный МВД
Пилотный проект Минкомсвязи по доставке юридически значимых уведомлений о штрафах ГИБДД и исполнительных производствах ФССП стартует в декабре 2015 г. Его годовая задержка была обусловлена затянувшимися процедурами согласования в МВД.
Отложенный запуск пилота
Отложенный пилотный проект по доставке юридически значимых уведомлений Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и ГИБДД в электронном виде по Московской области будет запущен в декабре 2015 г. Об этом CNews сообщили в Минкомсвязи по следам выступления директора департамента развития электронного правительства этого ведомства Владимира Авербаха на конференции CNews «ИКТ в госсекторе: работа продолжается».
«В данный момент происходит согласование протоколов взаимодействия и информационной безопасности. После их подписания будет начата промышленная доставка документов», — заявили в министерстве.
Напомним, первоначально Минкомсвязи намеревалось запустить этот пилот и подвести его итоги еще в конце 2014 г., а в 2015 г. подключить к проекту другие ведомства (предположительно, Федеральную налоговую службу и судебные органы власти).
Как рассказал CNews источник, знакомый с ситуацией, намеченные сроки пришлось сдвинуть из-за отложенного подписания соглашения об информационном взаимодействии между МВД, Минкомсвязи и правительством Московской области. Главным сдерживающим фактором стало затягивание сроков со стороны МВД, которому потребовалось лишнее время для проведения всех необходимых этапов согласования документа.
Подробности проекта
В своем докладе Авербах отметил, что сегодня на различные бумажные уведомления граждан из госведомств тратятся значительные бюджетные средства. В частности, по данным Минкомсвязи, от МВД, Федеральной налоговой службы и ФССП только за 2013 г. было отправлено 270 млн заказных писем, и затраты на их доставку составили 7 млрд.
Владимир Авербах: «Те бумажки, которые сейчас приносят почтальоны, будут приходить в личный кабинет, и будут юридически значимыми»
В свете этого профильное министерство не первый год предлагает перейти от бумажных к электронным юридически значимым уведомлениям для тех граждан, которые добровольно согласятся на электронную доставку. Заверенные квалифицированной электронной подписью органа власти данные обо всех уведомлениях будут поступать по защищенным каналам от ведомств в информационную систему единого оператора рассылки, который будет доставлять их в электронном виде или на бумаге в зависимости от выбора гражданина.
Для организации этого процесса и передачи данных станет использоваться инфраструктура электронного правительства. Вся схема будет соответствовать требованиям по защите персональных данных граждан.
Для того чтобы отказаться от традиционных квитанций по исполнительным производствам и штрафами ГИБДД, жителям Подмосковья нужно будет оформить соответствующую подписку на портале госуслуг (ЕПГУ). «Нормативная база уже подготовлена», — заверил Авербах.
Роль «Почты России»
В Минкомсвязи отмечают, что проверку подписки гражданина на электронные уведомления нужно будет осуществлять каждый раз при его формировании. Делать это во всех ведомственных системах дорого и сложно, поэтому подразумевается, что ее должен осуществлять оператор почтовой связи, который будет предоставлять услугу по гибридной (и электронной, и бумажной) доставке уведомлений для ведомств по принципу одного окна на всей территории России.
Презентация Владимира Авербаха
Чиновники напоминают, что на сегодняшний день большинство писем-уведомлений от государства по заключенным контрактам доставляет «Почта России». Именно она и должна будет обеспечить возможность мгновенно оплачивать штрафы в один клик и без комиссии при переходе на электронную модель взаимодействия.
От электронного правительства — к электронному обществуКак можно было понять из выступления Владимира Авербаха на конференции, юридически значимые электронные уведомления — это один из множества элементов общего процесса запущенного Минкомсвязью концептуального перехода государства от электронного правительства к электронному обществу.
То есть, если раньше с точки зрения граждан речь шла преимущественно о предоставлении электронных госуслуг, то теперь созданная инфраструктура начинает использоваться для гораздо более широкого набора функций и сервисов.
Выступление Владимира Авербаха
В основной части доклада Авербах рассказал об основных проектах ведомства на данном направлении (см. презентацию и видеозапись выступления): о возможности предоставления гражданами заверенной госорганами информации о них третьим лицам (кредитующим банкам и пр.), о выдаче результатов госуслуг не в ведомствах, а в ближайшем к месту жительства МФЦ, об интеграции федерального и региональных порталов госуслуг с помощью так называемых виджетов и распространении этой модели на коммерческие ресурсы и пр.
О конференции
Конференция CNews «ИКТ в госсекторе: работа продолжается» прошла в Москве 24 сентября 2015 г. Мероприятие собрало профессионалов информатизации в федеральных и региональных ведомствах, а также представителей бизнеса.
Помимо Владимира Авербаха с докладами выступили замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев, директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев, директор департамента автоматизации информационного обеспечения Счетной палаты Алексей Скляр, директор департамента по работе с государственными и общественными организациями Microsoft Михаил Рыбчинский, директор Академии системного анализа и партнер «Дневника.ру» по федеральным проектам Алан Салбиев, директор по продажам TmaxSoft в России Руслан Мельников.