Разделы

Бизнес Интернет

Путин распорядился построить в России большие онлайн-магазины

Одной из задач Правительства России может стать содействие в создании крупных российских компаний в сфере электронной торговли. Об этом заявил Президент России Владимир Путин, добавив, что Россия могла бы продавать товары через интернет всему миру. 

Мировая экспансия через интернет

Президент России Владимир Путин в послании Федеральному Собранию заявил о необходимости создания крупных российских частных компаний в сфере электронной торговли.

«Кстати, одним из проектов может стать создание крупных российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы российские товары поставлялись через интернет во все страны мира. У нас есть, что поставлять», — отметил он, говоря о продвижении российских производителей на внешние рынки.

По замыслу Президента России, создание крупных электронных торговых площадок должны стать одним из направлений работы специального проектного офиса, предложения о работе которого он ждет от главы Правительства Дмитрия Медведева.  

Приход китайских магазинов в Россию

Примечательно, что Путин крайне редко обращается в своих выступлениях к теме интернет-бизнеса. В нынешнем послании Президент не конкретизировал, для торговли в розничном или в B2B-сегменте должны быть созданы упомянутые им электронные торговые площадки, но, так или иначе, его заявление пришлось на момент прихода в Россию китайских интернет-магазинов.  

В последний год AliExpress проделала много работы, чтобы увеличить свою долю в обороте интернет-торговли в России. Это, прежде всего, касается заключения ряда соглашений с операторами доставки в России «Почту России» и «СПСР». В свою очередь, магазин JD.com официально начал свою работу в России в июле 2015 г. Сейчас магазины предлагают доставку в Россию части товаров в срок до 7-10 дней, причем оплату доставки магазины берут на себя. 

Российские организации, фиксируя быстрый рост конкуренции со стороны китайских конгломератов, активно приступили к разработке принципов регулирования. Одна из их задач — сделать менее выгодными для российских потребителей покупки на AliExpress и в JD.com.


Владимир Путин заявил о необходимости создания крупных российских компаний в сфере электронной торговли  

Порог беспошлинной интернет-торговли

В конце ноября 2015 г. стало известно, что совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) подготовил варианты более жесткого регулирования трансграничной интернет-торговли, подразумевающий снижение порога беспошлинной интернет-торговли. 

Согласно первому варианту, от таможенных платежей будут освобождены товары только дешевле €22. Посылки, попадающие в диапазон €22–150, потребуют уплаты сбора в размере €10-15. За товары, стоимость которых превышает €150, потребуют сбора в размере €10-15 плюс 30% от таможенной стоимости.

Как упорядочить деловые коммуникации и выиграть до 20% рабочего времени
Цифровизация

На днях стало известно, что обсуждение законодательных нововведений было решено отложить. Совет ЕЭК посчитал целесообразным обсудить этот вопрос не ранее 1 января 2016 г., когда вступит в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Меры регулирования интернет-торговли

В начале декабря 2015 г. Институт развития интернета (ИРИ) подготовил дорожную карту «Интернет-торговля» к Программе долгосрочного развития интернета до 2025 г., которые нацелены, в первую очередь, на защиту прав потребителей.

В частности, предлагается законодательно закрепить порядок предъявления претензий покупателями интернет-магазинов и процедуру возврата приобретенного товара. «Сейчас нигде в законодательстве не прописано, что должно быть раньше — деньги или товар, — привел CNews пример руководитель кластера РАЭК «Электронная коммерция», топ-эксперт ИРИ Иван Кургузов. — Также не понятно, как может интернет-магазин подтвердить право пользователя на обмен, если он не видел самого товара».

Предлагается также законодательно прописать правовой статус и обязанности посредников, обеспечивающих поиск товаров и информирование покупателей о товарах, доставку товаров и прием платежей. Речь идет о регулировании таких площадок, как, например, «Яндекс.Маркет». 

Роман Зацепин, Softline — о суперлинейке облачных сервисов и развитии рынка облачных услуг
маркет

Кроме того, предлагается законодательно признать курьерские компании, доставляющие товары и принимающие оплату за них, участниками реализации товара согласно Закону «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (103-ФЗ). По словам Кургузова, смысл этого предложения — избавить курьерские службы от необходимости становится платежными агентами и выполнять соответствующие требования 103-ФЗ.


Сергей Попсулин