Разделы

Бизнес Законодательство Техника

Apple проиграла суд российской таможне: Цены на Watch останутся заоблачными

Apple проиграла иск к российской таможне, в котором она требовала отменить решение о смене классификации Apple Watch с устройства для приема и передачи данных на наручные часы. Данное решение привело к увеличению розничной стоимости гаджета, так как наручные часы облагаются пошлиной в размере до 10%.

Отклонение иска

Арбитражный суд Москвы во вторник, 17 мая 2016 г., отклонил заявление «Эппл Рус» (российского подразделения Apple), в котором компания просила признать незаконным решение Центрального таможенного управления ФТС России об изменении таможенной классификации «умных часов» Apple Watch. Суд огласил только резолютивную часть решения, причины отказа в иске будут известны позже.

«Иск подавала Apple, он отклонен, значит, мы выиграли суд первой инстанции», — сообщила информационному агентству RSN Екатерина Анчипорова, представитель Центрального таможенного управления. Решение вступит в силу через месяц, если не будет обжаловано в апелляции. 

Причина недовольства 

Классификация товаров производится таможней по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Первоначально «умные часы» Apple проходили через таможню как беспроводные устройства для приема и передачи данных.

13 ноября 2015 г. ответчик изменил классификацию и стал считать Apple Watch наручными часами, таможенная пошлина за ввоз которых составляет до 10% от стоимости (в отличие от устройств для приема и передачи данных, которые пошлиной не облагаются).

Apple Watch подорожали в России после изменения классификации таможней

Причина смены классификации

Представитель Apple заявил в суде, что устройство нужно классифицировать согласно его основным компонентам, а не функциональности. Устройство соединяется с iPhone и обменивается с ним данными с помощью определенного модуля. Этот модуль, считают в Apple, и является основным компонентом устройства, по которому и нужно делать классификацию (либо классифицировать его как микропроцессор). Тогда как часового механизма в устройстве нет.

Представитель ФТС, в свою очередь, заявил, что Watch — многофункциональное устройство. И одной из его основных функций является отсчет времени, хотя в устройстве и отсутствует часовой механизм. Таможня поступила правильно, выбрав классификацию по максимальной функции, заявил ответчик. 

10 шагов: создаем защищенный корпоративный файлообменник
Цифровизация

Еще две жалобы

Российское представительство Apple подала еще две жалобы — в Арбитражный суд Москвы и Арбитражный суд Московской области. В них компания оспаривает решения о предварительной классификации ввозимых в Росси «умных часов» Apple Watch, принятые Центральным таможенным управлением ФТС и Шереметьевской таможней. Иск к Шереметьевской таможне планируется рассмотреть 19 мая 2016 г.

Продажи Apple Watch в России

Продажи Apple Watch начались в России в конце июля 2015 г. Стоимость самой дешевой модели Watch Sport в форм-факторе 38 мм составила от 24 тыс., в форм-факторе 42 мм — от 28 тыс. После того как ФТС изменила классификацию в ноябре 2015 г. устройство подорожало в российской рознице примерно на 15%.

Сергей Голицын, Т1 ИИ: Есть стереотип, что ИИ доступен только крупным компаниям с большими бюджетами. Это не так

Цифровизация

Первый продукт нового гендиректора

Apple Watch стали первым продуктом, полностью разработанным под руководством генерального директора Apple Тима Кука (Tim Cook), вступившего в должность в августе 2011 г. Устройство служит компаньоном iPhone и позволяет видеть информацию с телефона дистанционно. Для Watch выпущено множество приложений, в том числе для ведения активного образа жизни и подсчета калорий.

По итогам I квартала 2016 г. мировые поставки Apple Watch упали на 63,4% по отношению к IV кварталу 2015 г. до 4,1 млн устройств. Сравнение год к году провести нельзя, так как год назад новинки еще не было в продаже. В целом в период с января по март 2016 г. на мировой рынок было поставлено 19,7 млн «умных часов». Таким образом, Apple заняла третье место после Fitbit и Xiaomi с долей 7,5%, согласно IDC, при учете надеваемых устройств всех типов, включая фитнес-браслеты. При учете только «умных часов», Apple заняла первое место с долей 46%. 

Сергей Попсулин