Разделы

ПО Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе Инфраструктура Системное ПО

Пенсионный фонд построит электронный архив на открытом ПО

Пенсионный фонд планирует к середине 2017 г. ввести в опытную эксплуатацию электронный архив для своих документов на открытом ПО. Пилотный проект стартует в сентябре 2016 г., первыми в цифру переведут документы длительного хранения.

От бумаги к цифре

Как стало известно CNews, Пенсионный фонд России (ПФР) намерен к 2017 г. перевести хранение наиболее ресурсозатратных документов в электронный вид, использовав для этого платформу с открытым кодом Ceph, стандартную серверную архитектуру х86 и ОС Linux Red Hat. Ранее в ведомстве многие программно-технические комплексы базировались на платформе IBM, а например, документооборот по пенсионным делам до сих пор дублируется и хранится в бумажных архивах. Об этом рассказали руководители в ИТ-блоке ПФРДмитрий Кузнецов, Евгений Никитин и Рубен Энфиаджян.

Ceph представляет собойсвободную программную объектную сеть хранения, обеспечивающую файловый и блочный интерфейсы доступа. С 2014 года ее развитием занимается компания Red Hat.

В архиве также планируется задействовать протокол JPFS и свободно распространяемое поисковое ПО Elasticsearch.

Стадии проекта

В ведомстве отмечают, что ранее в каждом региональном отделении ПФР использовалась своя технология по переводу архивных документов в электронный вид. Анализ по ее выбору проводился собственными силами регионов.

В настоящее время осуществляется проектирование системы для федерального пилотного проекта, который должен стартовать в сентябре 2016 г. Для него будет отобрано несколько субъектов и на конкурсной основе выбран интегратор проекта.

Свой электронный архив ПФР намерен создавать на открытых программных стандартах (фото: CNews)

Первыми в электронный вид станут переводиться так называемые выплатные дела граждан — документы, на основании которых начисляется пенсия и иные социальные выплаты. Они были выбраны для эксперимента в силу того, что относятся к документам длительного хранения (от 50 лет), а значит в бумажном виде отнимают наибольшие ресурсы на их сохранение и обработку.

Опытная эксплуатация федерального электронного архива должна начаться в середине 2017 г.

Внедрение технологии по всем территориальным органам ПФР запланировано на конец 2017 — начало 2018 гг.

Почему именно Ceph

Михаил Лапин, «1С-Рарус»: Доля иностранных CRM на рынке сейчас не превышает 30%
Маркет

Выбор в пользу Ceph для организации распределенного файлового хранилища, по словам Рубена Энфиаджяна, начальника Департамента управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы, был сделан ПФР в конце 2015 г. после анализа существующих на рынке соответствующих предложений. В ходе него также были рассмотрены решения Amazon, Swift, NetApp и Riak.

Между собой сравнивались такие их параметры как функциональность и простота использования при разработке, распространенность (успешные внедрения, тренды, зрелость решения, потенциал развития), стоимость и тип лицензирования, наличие и качество поддержки, документированность и сложность обучения, сложность сопровождения, «неприхотливость» системы по отношению к железу, наличие специалистов и их стоимость.

Для чего нужен архив

Как поясняет Дмитрий Кузнецов, начальник Департамента информационных технологий, у ПФР большая часть внешних взаимодействий происходит с плательщиками страховых взносов, ведомствами, госучреждениями и физическими лицами, которые получают услуги в электронном виде — с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), через единый портал госуслуг (ЕПГУ) и личные кабинеты, а также за счет прямого взаимодействия со страхователями. «На основании поступающих от них сведений мы осуществляем выполнение своих функций — назначение пенсий и социальных выплат, а также ведение персонифицированного учета пенсионных прав», — говорит Кузнецов.

Как власти сэкономили 700 млрд руб. на финансировании «Цифровой экономики»
Цифровизация

«Не стоит забывать, что каждые 3-5 лет очень серьезно меняются информационные технологии и средства криптографии. Мы должны предусмотреть, что документу (как подлинному, положенному в федеральный архив в электронном виде) можно будет доверять и через 5, и 15, и более лет, — добавляет Евгений Никитин, начальник Департамента по обеспечению информационной безопасностью. — Это очень сложный вопрос. В этом году, кстати говоря, 10 марта рассматривалось состояние дел по данному направлению на очередном заседание технического комитета по стандартизации “Криптографическая защита информации” (ТК 26). Сейчас мы изучаем материалы, которые там обсуждались, и рассматриваем приложения для успешного решения этой задачи».

Таким образом, на данном этапе первостепенной задачей в ПФР считают хранение в электронном виде юридически значимого документооборота между Фондом и его контрагентами.

Эффектом от внедрения технологии ведения электронных выплатных дел граждан в ПФР указывается значительная оптимизация бюджетных средств: на приобретение или аренду архивных площадей, на расходные материалы, исключение ручного труда по формированию бумажных пенсионных дел.

Денис Воейков